Генезис и природа философии

Введение

Данное учебное пособие предназначено для студентов ГОУ ВПО СОГМА Росздрава, изучающих курс философии. Оно выполнено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и Программы по философии для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений, утверждённой Минздравом РФ в 2000 году.

В этом пособии студенты получат достаточно глубокие знания о ключевых философских учениях и школах, основных исторических этапах их развития, ознакомятся с творчеством великих мыслителей, внесших выдающийся вклад в становление и развитие духовной культуры человечества, а также проследят историческую взаимосвязь философии и медицинской науки.

Наряду с актуальными проблемами философии в нём в доступной для студентов форме излагаются основные положения и принципы философского знания, раскрывается мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии для науки, естествознания и, прежде всего для медицины и практического здравоохранения.

По всем темам изучаемых разделов в пособии представлены планы семинарских занятий, соответствующая им тематика докладов и рефератов с подборкой и перечнем необходимой учебной и научной литературой.

Автор полагает, что данное пособие органически впишется в специфику учебного процесса в вузе и дополнит перечень литературы, рекомендуемой студентам при изучении философской науки.


 

1. Понятие мировоззрения. Основные формы дофилософского мировоззрения.

2. Исторические основания для возникновения философии как нового способа мышления.

3. История философии как смена типов мышления и ценностных ориентаций человека.

Литература:

1. Введение в философию в 2-х частях, под. ред. акад. И.Т.Фролова, ч.1., М., 1989.

2. Введение в философию. Учебное пособие для высших учебных заведений, изд. 4, перераб. и дополн. под ред. акад. И.Т.Фролова, гл.1., М. «Республика», 2007.

3. Ю.М.Хрусталёв – Общий курс философии. Учебник для студентов медицинских и фармацевтических вузов в 2-х т., т.1., гл.1, М., 2003.

4. А.Ф. Лосев – История философии как школа мысли. Философия. Мифология. Культура. М., 1992.

5. И.Н.Лосева – Миф и религия в отношении к рациональному познанию. «Вопросы философии». 1992. №7.

6. Мир философии. В 2-х частях. Разд.1., ч.1. Предназначение и смысл философии, её историческое развитие. М., 1991.

7. М.С.Кочан – Философия как мировоззрение. «Вопросы философии», 1997 №9.

8. Хрестоматия по истории философии. ч.1., М. 1987.

 

Темы докладов и рефератов.

1. Философия и наука.

2. Философия и мифология.

3. Философия и религия.

4. Особенности мифологического мировоззрения.

5. Сущность и смысл религиозного мировоззрения.

6.Исторические условия и предпосылки для возникновения философского мировоззрения.

7. Роль философского мировоззрения в жизни общества и его культуры.

8. Философское мировоззрение и естествознание.

9. Философская методология и конкретные науки.

Люди извечно пытались найти ответы на злободневные вопросы, затрагивающие их жизненные устои и интересы. Ум человека всегда стремился познать, а что из себя представляет окружающий мир, какое место в нём занимает сам человек. В чём смысл человеческого предназначения и какова роль человеческого фактора в мире.

На протяжении веков людей интересовал вопрос, а способен ли разум человека познать существующий многоликий и сложный мир или же его познавательные возможности представляются ограниченными.

Занимаясь теми или иными видами трудовой деятельности, человек не мог не задумываться и над тем, а как изменяется мир и какова его роль и возможности в этом процессе. Движут ли им законы и объективная необходимость или же всё происходящее предопределенно сверхъестественными силами и случайными обстоятельствами.

Естественно, что человечество в пределах своих исторических возможностей пыталось найти ответы на эти жизненно – значимые вопросы, но они носили неоднозначный и относительный характер, поскольку их содержание определялось постоянно меняющимся бытием и уровнем развития общественного производства, состоянием практического опыта, культуры, накопленных знаний и многого другого.

Но при всём этом приобретаемые в практическом опыте знания и информация не исчезали бесследно. Они накапливались и превращались со временем в определённые взгляды и убеждения людей. Последние в свою очередь стали проявляться в оценках и осмыслении происходящих событий, отражаться в человеческих поступках и, в конечном счёте, закреплялись в определённых мировоззренческих стереотипах и системах.

Поэтому, воспринимая и, оценивая изначально, развитие общества как закономерный, естественно - исторический и поступательный процесс, мы должны в соответствии с этим диалектическим принципом оценивать и становление основных исторических типов мировоззрения и, прежде всего: мифологического, религиозного и философского.

Исходным из них выступает мифологическое.

Мифологическое мировоззрение (миф – предание, сказание, легенда…) является самой ранней попыткой осмыслить людьми происходящие в природе и мире события и явления.

Можно уверенно сказать, что мифы, будучи одной из древнейших форм зарождающейся человеческой культуры, вобрали в себя повседневно – практические и эмпирические знания, а также элементы фантастических верований, зачаточные компоненты искусства, наивные азы будущего философского мышления и т.д.

Они формировались преимущественно на уровне социальной психологии и воплощали в себе большой эмоционально – чувственный настрой.

Содержание мифов разнообразно. Оно включало в себя многочисленные легенды и различные версии о фантастических существах (духах, кентаврах, серенах…), рассуждения о деятельности бессмертных богов и героев (греческая и римская мифологии), которые наделялись всеми земными качествами, присущими самим смертным людям.

В них усматриваются первые попытки поиска ответов на вопросы происхождения мира, Вселенной, их строения. Прослеживается стремление объяснить важнейшие явления природы: солнечные и лунные затмения, наводнения, землетрясения, другие стихийные природные катаклизмы, которые постоянно сопутствовали им в их суровой и крайне тяжёлой повседневной жизни.

Важное место в мифах занимают вопросы, связанные с жизнью самого человека, его происхождения, предназначенности и предопределённости, судьбы, смерти и мн. др.

В целом содержание мифов стремилось воспроизвести в наивной и фантастической формах различные стороны обыденного бытия наших далёких предков. Мифы были теснейшим образом связаны с реальной человеческой практикой, олицетворяли тесное единение и неразрывную связь человека с окружающей его природной средой, естественной частицей которой он выступал.

Более того, многие явления природы при этом наделялись человеческими свойствами, одушевлённостью.

Таким образом, характерными чертами мифологического мировоззрения выступали эмоционально – чувственная и образная формы восприятия мира, очеловечивание природы, неотрывная связь самого человека с ней и всем космическим пространством.

На более поздней стадии развития человеческого общества возникает религиозное мировоззрение (религия - от латин. яз. – «культ богов»).

Естественно, что его образование опиралось на духовную и содержательную основу мифологического мировоззрения и, прежде всего на способность последнего фантастически воспринимать и отражать действительный мир.

Однако, используя элементы фантастического восприятия мира из мифологических источников, религиозное мировоззрение принципиально иначе интерпретирует место и роль воображения и фантастики в своём содержании.

Оно уводит фантастический элемент мифологии за пределы земного и реального человеческого существования и превращает его в особый сверхъестественный мир, который наделяется при этом необычайными способностями. В религиозном мировоззрении земные силы, в конечном счёте, приобретают форму неземных и вера в существование сверхъестественного начала выступает в нём главной особенностью.

Следовательно, раздвоение мира на мир реальный, чувственно - воспринимаемый и постигаемый человеком с одной стороны, и на мир иллюзорно -нереальный, не подвластный постижению человеческим разумом – есть фундаментальное, идейно – духовное основание всей религиозно – мировоззренческой системы.

В соответствии с этим, уже на заре формирования ранних первобытно – общинных верований у людей складывалось убеждение, что за каждым конкретным предметом и явлением природного мира с присущими им свойствами, одновременно стоят и особые, сверхъестественные силы и свойства, способные каким – то образом воздействовать и влиять на них, или же изменять их.

Так, например, ещё в дорелигиозные мифологические времена люди накопили определённые практические навыки врачевания и лечения целого ряда заболевания.

Они умели обрабатывать раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов, частей органов животных. Накладывали «шины» при переломах. Знали опьяняющие и наркотические действия некоторых природных средств и использовали их при обезболивании, умели делать кровопускание и т.д.

Но, в то же время, неспособность лечить многое, бессилие перед различными и неведомыми им явлениями природы, не знание причин их возникновения, порождали у людей искажённо - фантастические представления об окружающей среде.

Подобные взгляды переносилось ими и на многие заболевания человеческого организма, что порождало у них в свою очередь, веру в существовании за всеми этими хворями и болезнями особых, неведомых им, верховных сил, без вмешательства которых якобы невозможно воздействовать на процессы лечения и выздоровления.

Неспособность в должной мере влиять на внешнюю среду и условия жизни, обусловленная объективно – историческими факторами существования людей, способствовала в значительной мере зарождению веры в существование всесильного надчеловеческого начала, к которому они и обращали свой взор, взывали за помощью и поддержкой.

Эта вера в той или иной форме присутствует уже в таких ране - первобытных религиях как тотемизм, фетишизм, анимизм, магия (колдовство) и др.

Появление религиозного мировоззрения носило закономерный характер. Оно есть исторически аргументированный духовный продукт своего времени. Его формирование было обусловлено конкретно - историческими и социально –экономическими условиями жизни общества, состоянием производственно – трудовой деятельности, познавательными и духовными возможностями своего времени.

Религия, лежащая в основе религиозного мировоззрения, изначально как бы пыталась в одном случае, компенсировать человеческую немощность и слабость по отношению к проявлению неподвластных природных и общественных явлений, а в другом случае, в то же время, пыталась создать иллюзию человеческой силы и способности влиять на эти процессы.

Религиозное мировоззрение является весьма сложным по своей структуре. В то же время оно исключительно консервативно.

Оно оказывало огромное влияние на жизнь общества и людей практически во все исторические времена, особенно в эпоху Средневековья. Велика сила его воздействия на умы и поступки не только людей, но и на политику многих стран и в настоящее время.

В отличие от мифологического мировоззрения философская мысль выступает принципиально иной, так как она впервые в процессе миропонимания и миропознания стала опираться на разумно – логическое начало, проявляясь при этом в концептуально – аналитической и системной форме.

Философское мировоззрение унаследовало многие проблемы и вопросы, впервые поставленные предшествующими мифологическим и религиозным типами мировоззрений, но не получившими по понятным причинам своего решения в былое время.

Это мировоззрение своим рождением ознаменовало настоящий переворот и переоценку всего духовного и познавательного осмысления мира.

Оно неотделимо от роста научно – теоретических знаний, в целом –прогресса общества, создающих уже реальные предпосылки для целостного и системного осознания людьми окружающего их мира.

Здесь по существу впервые, на уровне этого типа мировоззрения, мы наблюдаем практическое стремление на теоретическом и упорядоченном уровне доказательным образом оценивать различного рода процессы, происходящие в природе и, что очень важно в самом человеческом обществе.

Само по себе философское мировоззрение по своему содержанию и предназначению значительно выходит за рамки самого предмета философии.

Оно – шире, так как на ряду с общетеоретическими, чисто философскими взглядами и рассуждениями, в него включены экономические, политико - правовые, естественно – научные, эстетические, этические и многие другие знания и представления людей о мире и человеке.

Более того, философское мировоззрение зарождается по времени ещё до появления самой философской науки как таковой. Но, при всём этом, несомненно одно, а именно то, что теоретической основой и базой философского мировоззрения, выступает конечно сама философия.

Иначе и быть не могло, поскольку все основные проблемы философского мировоззрения, которые и образуют его как особую систему последовательных и обобщённых взглядах на мир, на природу, на общество и на человека, вытекают конкретно из сущности самого предмета философии.

Данный тип мировоззрения привнёс с собой в процесс миропонимания рациональное начало и способствовал проявлению небывалой прежде активизации теоретического мышления. С его помощью происходит не только осмысление всех накопленных знаний о мире, но и критическая переоценка их, выявление в них всего полезного, что имеет социально – нравственное и практическое значение для бытия человека.

Важно здесь отметить и то обстоятельство, что философское мировоззрение стремится не только отразить и осмыслить богатство и многообразие объективного мира, но оно в то же время пытается в этом многообразии найти нечто единое и основательное.

Философское мировоззрение – многоуровневое, сложно – духовно - структурное образование. Оно включает в себя мироощущение (миросозерцание), мировосприятие, миропредставление и миропонимание.

И, наконец, возникает вопрос, а что следует понимать под мировоззрением и какова его действительная роль в обществе, в жизни отдельно взятого человека.

Мировоззрение – это система обобщённых в человеческом сознании взглядов на мир, на место человека в мире, на осознании им отношений, которые складываются между человеком и миром и между самими людьми, а также возникающие на этой основе настроения, чувства, переживания, взгляды, убеждения и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, его поступки и поведение.