Методика аудиторской проверки формирования финансовых результатов деятельности организации.

Источники информации необходимые для проверки.

Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки.

Глава 9. Аудит формирования финансовых результатов деятельности организации.

Аудиторская организация, аудиторы при проверке данного участка учета обязаны руководствоваться следующими нормативными документами:

1. Гражданский кодекс РФ ч. 2, утв. Федеральным законом № 14-ФЗ от 26.01.1996 г. (в редакции от 08.05.2010 г.).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации, ч. 1 и 2, Утвержден Федеральными законами РФ от 31.07.1998г. № 146-ФЗ (в редакции от 29.11.10 г.) и 05.08.2000г. № 117-ФЗ (в редакции от 04.01.11 г.).

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказ МФ РФ № 34н от 29.07.98. ФЗ (в редакции от 25.10.2010 г.).

4. Приказ МФ РФ от 31.10.2000 №94-н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению» (в редакции от 01.11.2010 г.).

5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. (в редакции от 08.11.2010 г.)

6. Приказ МФ РФ от 08.11.2010 № 106-н ПБУ 1/08 «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (в редакции от 01.01.2011).

7. Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления бухгалтерской отчетности (утверждены приказом Минфина РФ от 13.01.2000г. №4н);

8. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 18.09.2006) "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)".

9. Положение по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации», утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.99 г. № 33н (в редакции от 08.11.2010г.).

Для проверки аудитором (аудиторской организацией) используются следующие первичные документы, регистры бухгалтерского учета и финансовая (бухгалтерская) отчетность:

- учредительные документы;

- протоколы собраний учредителей;

- учетная политика организации;

- приказы и распоряжения по предприятию;

- первичные документы по отражению операций по формированию финансового результата;

- отчета кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и т.д.);

- выписки банка (с приложенными платежными поручениями);

- регистры синтетического и аналитического учета финансовых результатов по счетам 90, 91, 99;

- Главная книга;

- Бухгалтерский баланс (форма № 1);

- Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

- Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

 

 

Основная цель аудиторской проверки формирования финансовых результатов является определение соответствия применяемой методики учета операций по формированию финансовых результатов нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации и достоверность отражения конечного финансового результата в бухгалтерской отчетности.

При проведении проверки формирования финансовых результатов аудиторы должны решить следующие задачи:

- установить правильность определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- проанализировать правильность учета прочих доходов и расходов;

- оценить соответствие бухгалтерской (финансовой) отчетности данным синтетического и аналитического учета составляющих конечной финансовый результат;

- подтвердить соответствие оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству в области бухгалтерского учета.

- проверить правильность формирования и отражения прибыли (убытка) от прочих доходов.

- выяснить правомерность и обоснованность распределения чистой прибыли.

Основные этапы аудиторской проверки формирования финансовых результатов:

1 этап. Проверка соблюдения положения Учетной политики по учету финансовых результатов.

2 этап. Проверка правильности отражения результата от продажи товаров, работ, услуг.

3 этап.Проверка правильности учета прочих доходов и расходов.

На первом этапе аудиторской проверки формирования финансовых результатов деятельности организации проводится проверка соблюдения положений учетной политики проверяемого участка учета. Для этого необходимо провести проверку документального наличия положения по учетной политики организации и изучить данное положение. При этом аудитору следует:

1. Ознакомиться с вопросами методологии учета:

- признание и распределением коммерческих расходов;

- признанием и списанием управленческих расходов;

- образованием организацией резервов по сомнительным долгам;

- порядком признания выручки.

2. Ознакомиться с вопросами организации учета:

- по рабочему плану счетов с перечнем счетов, используемых для учета доходов и расходов;

- с применяемой формой счетоводства и перечнем регистров, составляемых бухгалтерией для учета финансовых показателей.

Данную аудиторскую процедуру можно отразить в рабочем документе аудитора «Проверка правильности оформления учетной политики организации в части учета и формирования финансового результата», таблица 127.

Таблица 127

Проверка правильности оформления учетной политики организации в части учета и формирования финансового результата

Обязательные пункты по ПБУ 1/08 В учетной политике организации В соответствии ли с ПБУ и планом счетов
1.Порядок отражения выручки от основной деятельности    
2. Порядок учета прочих доходов и расходов    
3. Порядок учета расходов, связанных с реализацией продукции    
4. Порядок учета коммерческих и управленческих расходов    
5. Порядок определения конечного результата деятельности    
6. Имеется ли учетная политика для целей налогообложения    

На втором этапе аудиторской проверки проводится проверка правильности отражения результата от продажи товаров, продукции (работ, услуг).

При проверки формирования финансового результата, аудитор принимает во внимание, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), доходы и расходы организации могут быть представлены в зависимости от характера, условий получения и осуществления направлений деятельности организации.

Проводя проверку данного участка учета, аудитор должен учитывать, что в бухгалтерской отчетности формирование финансового результата показывается развернуто.

На данном этапе аудитор проверяет правильность отражения прибыли от продажи на счете 99 «Прибыли и убытки». Для этого сверяются записи по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» с дебетом счета 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж» и соответствие этого показателя данным строки «Прибыль (убыток) от продажи» формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». Данную процедуру можно отразить в рабочем документе «Сверка тождественности показателей в регистрах синтетического учета по счетам 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж», 99 «Прибыли и убытки» и Отчета о прибылях и убытках», таблица 121.

Таблица 128

Сверка тождественности показателей

В регистрах синтетического учета по счетам 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж», 99 «Прибыли и убытки» и Отчета о прибылях и убытках

Показатель Номер бухгалтерского счета и корреспонденция счетов в синтетических регистрах Показатели  
По ф. № 2 По синтетическому регистру   Отклонения
1. Прибыль от продажи 2. Выручка от продажи 3. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг 4. Коммерческие расходы 5. Управленческие расходы Дт 90.9 Кт 99 Кт 90.1 – Дт 90.3 Дт 90.2     Дт 90.7 Дт 90.8      

Далее аудитору, методом арифметических подсчетов, необходимо определить правильность определения показателей в форме №2 путем сопоставления данных в Главной книге по счету 90 «Продажи» и указанной форме отчетности, а именно:

1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС). Порядок проверки: сумма оборотов по кредиту субсчета 90/1 за отчетный период минус сумма оборотов по дебету субсчета 90/3 «Налог на добавленную стоимость» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам или 76 «Расчеты по неоплаченному НДС». Данную аудиторскую процедуру можно отразить в рабочих документах аудитора «Проверка тождественности показателей остатков и оборотов по счетам Главной книги и регистров синтетического учета счета 90/1» и «Проверка тождественности показателей остатков и оборотов по счетам Главной книги и регистров синтетического учета счета 90/3», представленных в таблицах 129, 130.

Таблица 129

Проверка тождественности показателей остатков и оборотов

по счетам Главной книги и регистров синтетического учета счета 90/1

  Наименование регистра Остаток на начало месяца Обороты за месяц Остаток на конец месяца
Дт Кт Дт Кт Дт Кт
Главная книга            
Регистр синтетического учета по счету 90/1 «Выручка от продаж»            
Отчет о прибылях и убытках            
Отклонение            

Таблица 130

Проверка тождественности показателей остатков и оборотов

по счетам Главной книги и регистров синтетического учета счета 90/3

 

  Наименование регистра Остаток на начало месяца Обороты за месяц Остаток на конец месяца
Дт Кт Дт Кт Дт Кт
Главная книга            
Регистр синтетического учета по счету 90/3 «Налог на добавленную стоимость»            
Отчет о прибылях и убытках            
Отклонение            

2. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ и услуг. Порядок проверки: сумма оборотов по дебету счета 90/2 в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 20 «Основное производство», 45 «Товары отгруженные». Данную аудиторскую процедуру можно зафиксировать в рабочем документе аудитора «Проверка тождественности показателей остатков и оборотов по счетам Главной книги и регистров синтетического учета счета 90/2 «Себестоимость», 41«Товары», счетами 43 «Готовая продукция», 20 «Основное производство», 45 «Товары отгруженные» и счета 44 «Издержки обращения», таблица 131.

Таблица 131

Проверка тождественности показателей остатков и оборотов

по счетам Главной книги и регистров синтетического учета счета 90/2 «Себестоимость», 41«Товары», счетами 43 «Готовая продукция», 20 «Основное производство», 45 «Товары отгруженные» и счета 44 «Издержки обращения»

  Наименование регистра Остаток на начало месяца Обороты за месяц Остаток на конец месяца
Дт Кт Дт Кт Дт Кт
Главная книга 90/2 «Себестоимость»            
Регистр синтетического учета 90/2«Себестоимость»            
Отклонение            
Главная книга счета 20,44,45            
Регистр синтетического учета 20,44,45            
Отклонение            
Главная книга 41, 43            
Регистр синтетического учета 41, 43            
Отклонение            
Общая сумма 20,44 и 41,43            
Отклонение между оборотами 90/2«Себестоимость» и 20,44            

3. Коммерческие расходы. Порядок проверки: сумма оборотов по дебету субсчета 90 «Коммерческие расходы» в корреспонденции со счетом 44 «Расходы на продажу». Данную процедуру можно отразить в рабочем документе «Проверка тождественности показателей остатков и оборотов

по счетам Главной книги и регистров синтетического учета счета 44.2 и 44.3», таблица 132.

Таблица 132

Проверка тождественности показателей остатков и оборотов

по счетам Главной книги и регистров синтетического учета счета 44.2 и 44.3

  Наименование регистра Остаток на начало месяца Обороты за месяц Остаток на конец месяца
Дт Кт Дт Кт Дт Кт
Главная книга 44.2            
Регистр синтетического учета 44.2            
Отклонение            
Главная книга 44.3            
Регистр синтетического учета 44.3            
Отклонение            

4. Управленческие расходы. Сумма оборотов за отчетный период по дебету субсчета 90 «Управленческие расходы» в корреспонденции со счетом 26 «Общехозяйственные расходы» (в тех организациях, где по учетной политике управленческие расходы списываются в дебет счета 90 «Прочие доходы и расходы»). Данную процедуру можно отразить в рабочем документе «Проверка тождественности показателей остатков и оборотов

по счетам Главной книги и регистра синтетического учета по счету 26 «Общехозяйственные расходы»», таблица 126.

Таблица 133

Проверка тождественности показателей остатков и оборотов

по счетам Главной книги и регистра синтетического учета счета по счету 26 «Общехозяйственные расходы»

  Наименование регистра Остаток на начало месяца Обороты за месяц Остаток на конец месяца
Дт Кт Дт Кт Дт Кт
Главная книга 26            
Регистр синтетического учета 26            
Отклонение            

Проверяя правильность исчисления финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) аудитор должен учитывать, что финансовый результат определяется по-разному для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета и регламентируется разными нормативными документами ( налоговый кодекс часть 2, ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации», ПБУ 18/02 «Учет налога на прибыль»). Аудитору необходимо проверить соблюдение в бухгалтерском учете метода определения выручки закрепленного в учетной политики организации, а также соблюдение правил ее определения для целей налогообложения.

Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» п. 6 выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

При проверки правильности определения суммы выручки от реализации для целей налогообложения особое внимание обращается на соответствия установления даты пересчета цены реализованного товара (работ, услуг), имущественных прав, выраженных в иностранной валюте или условных единицах.

В случае признания организацией доходов от реализации при кассовом методе, в соответствии с Налоговым кодексом, датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках или кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. Данные процедуры можно отразить в рабочем документе аудитора «Проверка тождественности показателей по дебету счета 90/9, кредиту счета 99 и данными формы № 2», таблица 134.

Таблица 134

Проверка тождественности показателей по дебету счета 90/9, кредиту счета 99 и данными формы № 2

Наименование регистра Сумма
Дт Кт
Главная книга 90/9    
Главная книга 99    
Отклонение  
Форма № 2 (прибыль (убыток) от продаж - строка 050)  
Отклонение  

На третьем этапеаудиторской проверки, аудитору необходимо проверить правильность учета прочих доходов и расходов, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

При проверки правильности учета прочих расходов и доходов необходимо установить:

1. Полноту и обоснованность их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. В ходе аудиторской проверки, аудитор должен получить подтверждения полноты отражения данных доходов и расходов, а именно:

- все прочие расходы надлежащим образом санкционированы;

- на счетах бухгалтерского учета отражены все и только реально понесенные расходы;

- расходы своевременно отражены на соответствующих счетах бухгалтерского учета;

- суммы прочих расходов правильно оценены в стоимостном выражении;

- суммы расходов правильно классифицированы.

Для установления обоснованности и реальности отражении в бухгалтерском учете прочих расходов и доходов необходимо проверить правильность определения (признания) данных доходов и расходов для целей бухгалтерского учета в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расхода организации». Перечень прочих доходов и расходов для целей бухгалтерского учета представлен в Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета по счету 91 «Прочие доходы и расходы».

Далее аудитору необходимо проверить документальное подтверждение данных расходов. Для этого необходимо провести следующие аудиторские процедуры:

- сверить первичные документы, подтверждающие данные операции с регистрами аналитического и синтетического учета;

- провести проверку правильности отнесения расходов к тому или иному отчетному периоду;

- проанализировать данные, учтенные на счетах учета прочих доходов и расходов.

Проверка проводится на основании заключенных договоров, первичных документов, подтверждающих операции, и регистров аналитического и синтетического учета по счету 91»Прочие доходы и расходы». При этом аудитор осуществляет формальную проверку первичных документов (наличие всех обязательных реквизитов, подписей должностных лиц) и оценивает законность и целесообразность проведенных хозяйственных операций, а так же правильность и своевременность отражения данных операций в регистрах бухгалтерского учета.

Аудитору необходимо проверить наличие первичных документов подтверждающих прочие доходы и расходы, а также проверить заполнение обязательных реквизитов. Проведение данных аудиторских процедур можно отразить в рабочих документах аудитора «Проверка наличия оправдательных первичных документов» и «Проверка оформления первичных учетных документов», таблицы 136, 137.

Таблица 136

Проверка наличия первичных оправдательных документов

Хозяйственная операция Первичный документ
1.Получение процентов по остаткам денежных средств на счетах банка  
2. Продажа основного средства – автомобиля  
3. Начислена аренда за помещение  

Таблица 137

Проверка оформления первичных учетных документов

Объект проверки Наименование проверяемого документа Дата (период) составления документа Номер документа Содержание хозяйственной операции Заключение о характере нарушений
Прочие доходы Договор с банком        
Выписка банка        
Выписка банка        
Документы по учету основных средств Договор купли продажи        
Акт приема - передачи        
Приходно – кассовый ордер        

2. Правильность расчета доходов и расходов для целей налогообложения. Перечень прочих доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения, определен в статье 250 Налогового кодекса РФ.

При проверке первичных документов, подтверждающих прочие доходы и расходы, аудитор должен обратить внимание на правильность расчета доходов и расходов, учитываемых при налогообложении.