Государственные аудиторы
Когда аудит проводится в государственном агентстве или отделе, в котором они работают, они действуют как внутренне аудиторы; когда они проверяют получателей государственных фондов (в том числе и другие государственные агентства), они действуют как внешние аудиторы.
Работы, проводимые внешними, внутренними и государственными аудиторами, не исключают друг друга. Данная классификация носит достаточно ограниченный характер и не дает полной картины аудиторской деятельности.
Согласно ст. 2 Закона об аудиторской деятельности – «Аудиторская деятельность есть предпринимательская деятельность аудиторов и аудиторских организаций по проведению аудита финансовой отчетности. Аудиторы и аудиторские организации могут оказывать и иные услуги по профилю своей деятельности».
Концептуальная основа Международных стандартов аудита разграничивает сопутствующие услуги. К таковым относятся обзор, согласованные процедуры и компиляция. Следует отметить, что сопутствующие услуги могут оказываться как обособленно, так и в рамках проведения аудита, по соглашению с заказчиком аудита в необходимых случаях.
Обзор - проверка финансовой отчетности, без оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Обзорная проверка осуществляется без сбора подтверждающих доказательств и процедур, применяемых при аудите. Аудитор устанавливает по всем привлекшим внимание его внимание существенным аспектам – составлена ли финансовая отчетность в соответствии с установленной концептуальной основой ее представления. Обзорная проверка может сопровождаться аналитическими процедурами.
Компиляция – сбор, классификация и обобщение бухгалтерской информации, без подтверждения ее достоверности. Такая информация нужна для управленческого персонала компании в целях принятия управленческих решений. Примером компиляции может служить обобщенная информация по движению товарно-материальных запасов по поставщикам и потребителям за отчетный период. Компиляция как вид сопутствующей услуги встречается редко.
Согласованные услуги – это процедуры, согласованные между аудитором, организацией и какой-либо третьей стороной. Согласованные процедуры раскрываются МСА 920 «Соглашения по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации». Основная цель согласованных процедур состоит в проведении определенных процедур, согласованных с руководством организации и третьим лицом, заинтересованным в результатах согласованной процедуры. Результатом согласованных процедур является отчет, выражающий выводы аудитора.
Например, компания намерена приобрести другую компанию или долю в его уставом капитале. Для выяснения финансового положения приобретаемой компании приглашается аудитор, который выдает свой отчет сторонам соглашения о согласованных процедурах.
В обязательном порядке в отчете по согласованным процедурам должно быть указано, что:
Выполненные процедуры не являются аудитом или обзором и поэтому не выражается никакой уверенности;
Отчет ограничен теми сторонами, которые согласовали подлежащие выполнению процедуры;
Отчет имеет отношение только к элементам, счетам или определенной финансовой и нефинансовой информации и что он не распространяется на финансовую отчетность в целом.
Описание всех видов по согласованным процедурам приводится в п.18 МСА 920.
Концептуальная основа не применяется к таким услугам аудиторов, как консалтинг, налогообложение, консультации по бухгалтерскому учету и финансовым вопросам. То есть в таких случаях аудитор не использует положения аудиторских стандартов.
Законодательство по аудиту позволяет аудиторам, кроме осуществления аудита финансовой отчетности, заниматься другими перечисленными в Законе РК «Об аудиторской деятельности» услугами по профилю своей деятельности. Перечень услуг представлен законодательно более широко, чем в концептуальной основе. (задание письменно. Перечислить все виды услуг, которые могут оказывать аудиторы по профилю своей деятельности, согласно законодательства)
Исходя из сложившегося опыта отечественных аудиторских фирм к аудиторским услугам можно отнести следующие виды услуг:
1. Аудиторские проверки финансовой отчетности (обязательный и инициативный аудит) предприятий и организаций различных типов и форм собственности;
2. Сопутствующие услуги:
· Экспресс-анализ;
· Обзорная проверка;
· Анализ хозяйственно-финансовой деятельности;
· Консультации: по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства и др.;
· Проверка по согласованным с клиентом процедурам;
· Постановка, ведение и восстановление бухгалтерского учета;
· Составление финансовой отчетности, а также отчетности по ценным бумагам, проспектов эмиссии и др.;
3. Автоматизация бухгалтерского учета и аналитических работ;
4. Оказание помощи в проведении приватизации;
5. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения;
6. Составление бизнес-планов и иных технико-экономических обоснований;
7. Оценка активов и пассивов хозяйствующего субъекта;
8. Составление деклараций о доходах и др.;
9. Маркетинговые исследования рынка;
10. Юридические услуги, разработка учредительных документов и их регистрация, ликвидация предприятий;
11. Учебно-консультационные услуги, подготовка кадров и др.
Оказание аудиторских услуг требует итоговой документации. Обычно это аудиторское заключение. Вместе с тем аудиторское заключение может быть представлено не только по результатам аудита, но и по результатам некоторых сопутствующих услуг.
Услуги оказываемые аудиторами, можно подразделить на аттестуемые (требующие представления аудиторского заключения, прежде всего – это собственно аудит) и неаттестуемые (не требующие представления аудиторского заключения).
К аттестуемым услугам аудиторов и аудиторских фирм относятся:
1. Контроль правильности (эффективность внутрихозяйственного контроля и др.);
2. Обзорная проверка (по сокращенной программе, например, квартальная отчетность);
3. Согласованные с клиентом процедуры (неожиданное снятие остатков по кассе);
4. Восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление финансовой отчетности;
5. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения;
6. Консультационные услуги (в области бухгалтерского учета, налогов, компьютерных систем, технологии производства.
Из-за особой сложности процесса аудита нельзя быть до конца уверенным в абсолютной верности аудиторского заключения. Аудитор почти всегда преодолевает определенные сомнения в том, насколько он прав.
Разумеется никаких аудиторских заключений не требуется, когда фирма, скажем, осуществила перевод западной специальной литературы или тиражировала действующее экономическое законодательство, если она разработала учредительные документы, при различных учебно-консультационных услугах и т.п..
В МСА 900-999 «Сопутствующие услуги» даны рекомендации в отношении ответственности аудитора в случае соглашения по оказанию сопутствующих услуг, а также формы и содержания отчета, который аудитор публикует в связи с этим соглашением.