Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление

 

Понятие «профессиональная деформация» относится и к деятель- ности социального работника. На его личность воздействуют свои, специфические факторы профессиональной деятельности. К наибо- лее важным из них, существенно влияющим на личность социального работника и его поведение, относятся: социальный статус профессии, профессиональной деятельности и субъекта социальной работы в ней; содержание и сама профессиональная деятельность; работа с челове- ком, имеющим социальные проблемы, относящимся к категории людей с особыми нуждами, группой; степень длительности и уровня эмоционально-волевого проявления специалиста в профессиональной деятельности и др.

Социальный статус профессии и профессиональной деятельности. Всякая профессия имеет определенный статус в обществе, который может быть общегосударственным и средовым. Общегосударствен- ный статус характеризуется тем, какое место отведено этой профессии в стране. Он отражается в нормативных документах государства. Фак- тором государственного статуса профессии выступает уровень оплаты труда (материальный статус) специалиста, как отражение его соци- альной значимости. С учетом изложенного в обществе складывается общественное мнение об общественной значимости, признание специ- альности. Общественный статус может совпадать и не совпадать с го- сударственным. В то же время в каждом регионе под воздействием ряда местных факторов формируется средовый статус профессии и профессиональной деятельности.

Под воздействием общественного и средового статуса формирует- ся субъектный статус специалиста (социальный статус субъекта про- фессиональной деятельности).

Социальный статус субъекта (социального работника) и самой профессиональной деятельности (социальной работы). Данный фак- тор включает такие важные явления, как сложившийся статус специ-

 

15-5887


226 Раздел IV. Среда и формирование личности

 

алиста социальной работы в обществе (данной социальной среде) и

субъективныйстатуссоциальногоработника.

Сложившийся (средовый или социальный) статус специалиста в обществе формирует у личности, выбравшей эту специальность, опре- деленное отношение к ней, его устремленность к овладению профес- сией и последующей профессиональной деятельности.

В настоящее время социальная работа закреплена в законодатель- ных документах Российской Федерации. В специальной литературе встречается название специалиста этого направления — социальный работник, социальный статус которого во многом определяет отноше- ние членов общества к специалисту как к личности и как человеку, олицетворяющему соответствующую специальность. Социально-пе- дагогическая роль статуса заключается в том, что он, в зависимости от содержания, может возвышать личность, стимулировать проявле- ние ответственности, важности и значимости либо формировать, ук- реплять безразличие к ней и даже пренебрежение.

Субъектный статус — это образ профессии, который сформиро- ван у самого специалиста. Он складывается у человека, выбирающего профессию (абитуриента), как результат его воспитания, профориен- тационной работы с ним; у выпускника профессионального образова- тельного учреждения, как результат его профессиональной подготов- ки; у специалиста в зависимости от его индивидуальности, среды профессиональной деятельности, накопленного опыта, как результат его профессионального самосовершенствования или профессиональ- ной деформации. Субъектный статус может совпадать со средовым, быть ниже его или, наоборот, выше. Его своеобразие зависит от мно- гих факторов как средового, так и личностного характера и может быть высоким или низким, позитивной или негативной направлен- ности. Уровень и направленность субъективного социального статуса являются результатом профессионального самосовершенствования или деформации личности. Именно субъектный статус во многом оп- ределяет мотивацию специалиста в профессиональной деятельности.

Специалистов с высоким позитивным профессиональным субъек- тивным статусом часто относят к фанатам, людям увлеченным своей работой. Это в большей степени характерно для представителей соци- альной сферы. Они готовы идти на лишения, преодолевать большие трудности, терпеть финансовое неблагополучие ради самореализации в профессиональной деятельности и достижения позитивных резуль- татов, добиваться позитивной динамики в объекте социальной рабо- ты. Специалисты с низким субъективным профессиональным стату- сом — это чаще всего те, кто не нашел своей реализации в профессии, стал не творческой, ищущей личностью, а безразличным и к работе, и


Глава 17. Профессиональная деятельность социального работника... 227

 

к ее результатам. Последствием подобной негативной профессиональ- ной деформации может быть полная или частичная неудовлетворен- ность, разочарование в возможности достичь более высокого уровня профессионализма, должностного положения, безынициативность, боязнь новизны, какого-либо негативного результата, иногда зависть к другим, более результативным в работе, и пр.

Негативныйуровеньличногопрофессиональногостатусаспециа- листа является часто следствием его профессиональной деформации, низкой результативности профессиональной деятельности, разочаро- вания в своих способностях и в самой профессии. Такой специалист не видит (не хочет видеть) социальной значимости своей профессии, личной перспективы в профессиональном росте, профессиональной деятельности. Полное или частичное разочарование в выбранной про- фессии ведет к тому, что он считает, что его профессиональные, часто и жизненные проблемы являются следствием профессионального вы- бора.

Высокий положительный личностный профессиональный статус специалиста может постепенно, а иногда и скачкообразно переходить в низкий и даже в негативный. Это связано с рядом факторов лич- ностного и средового характера. Специалист с таким статусом более уверен в себе и своей профессиональной деятельности, самостоятелен, инициативен. Неожиданный отрицательный (резко отрицательный) результат его профессиональной практики может оказаться для него катастрофическим. Например, у молодого перспективного врача, вдруг, на фоне общего благополучия, умирает больной. Это может так потрясти его, что он мгновенно потеряет и уверенность в себе как спе- циалисте, и перспективу профессионального роста. Резкий спад уров- ня субъективного статуса несет в себе деструктивный, порой разруши- тельный потенциал по отношению к личности специалиста. Далеко не каждый способен без негативных последствий преодолевать такие трудности, а если и преодолевает, то, как правило, под воздействием более сильных внешних факторов, например экономического, боязни смены профессии, жесткого внешнего контроля, связывающего лич- ную инициативу, и пр.

Резкая смена высокого положительного личностного профессио- нального статуса низким и даже негативным нередко встречается среди выпускников, окончивших профессиональное образовательное учреждение с «отличием». Выпускник имеет достаточно высокий по- ложительный субъективный статус. Он привык, что ему все дается легко и у него высокие результаты. На практике при встрече с неор- динарными трудностями в профессиональной деятельности он может получить отрицательный результат. Для него это настолько неожи-

 

15*


228 Раздел IV. Среда и формирование личности

 

данно, что он теряется, проявляет поспешность, старается переделать, стремясь действовать так, как учили. Однако жизнь богаче, она требу- ет неординарности, нетипичности в деятельности, а он к этому не готов и снова получает отрицательный результат, что крайне негатив- но сказывается на его статусе, профессиональной деятельности. Такие факты разрушительно действуют на молодого специалиста, закончив- шего учебное заведение с высоким результатом. В то же время его успешная деятельность, позволяющая наиболее полно проявить себя, получать ожидаемый результат, способствует формированию из него интересной творческой, неординарной, исследовательской личности.

Содержаниеисамапрофессиональнаядеятельностьсоциального работника как факторы, существенно влияющие на профессиональ- ную деформацию личности специалиста. Содержание способствует формированию профессиональной компетенции, мировоззрения. В процессе профессионального становления у специалиста возникает специфический, профессиональный язык (профессиональная речь) — сленг1, профессиональные мышление, воображение, память. Неслу- чайно люди одной профессии понимают друг друга с полуслова. От- дельные слова, фразы для них имеют глубокий профессионально ори- ентированный смысл и содержание, которое не сводится к передаче специфического словарного запаса. В процессе его освоения заклады- вается основа профессиональной деятельности — опыт (знания, уме- ния и навыки).

На специалиста, формирование его профессионального языка су- щественно влияет и так называемый «субъективный фактор» среды* профессиональной деятельности, социума. Каждый социум харак- теризуется чем-то своим, особым, отличающим его от других, что на- ходит проявление в своеобразии микроклимата, настроя, взаимопо- мощи.

Сама профессиональная деятельность также оказывает значитель- ное воздействие на развитие личности. В ходе ее появляются профес- сиональные умения и навыки, развиваются профессионально важные качества личности, приобретается соответствующий опыт деятель- ности. Именно профессиональная деятельность способствует самосо- вершенствованию специалиста, росту его профессионализма, пози- тивному изменению личности, возникновению профессиональной культуры. В зависимости от индивидуальности работника и среды профессиональной деятельности у него развиваются профессиональ- но важные качества, определенная личностно обусловленная позиция

 

 

 
Сленг (от англ. slang — слова, выражения) — слова или выражения, употребляе- мые людьми определенных возрастных групп, профессий, социальных прослоек и пр.


Глава 17. Профессиональная деятельность социального работника... 229

 

самопроявления, индивидуальный стиль профессиональной деятель- ности и поведения.

Сорока-Росинский, замечательный русский педагог, отмечал, что каждый педагог — это определенный тип и стиль деятельности. Среди них он выделял: педагогов-теоретистов — это специалисты, увлечен- ные теоретическими подходами в ущерб практике; педагогов-реалис- тов, хорошо разбирающихся в людях, чувствующих их настроение, умеющих вместе с ними радоваться и горевать, жить интересами каж- дого; педагогов-утилитаристов, знающих людей, особенно с позиции их недостатков, и обстановку, активно работающих на результат, для них важны тренировки, оформление, показная деятельность и пр.; пе- дагогов-артистов (педагогов-интуитивистов), способных работать по вдохновению, настроению, по наитию, интуиции и др. В чистом виде, отмечал Сорока-Росинский, приведенные типы педагогов встречают- ся редко, чаще бывают различные комбинации.

Следует также подчеркнуть, что всякая профессиональная дея- тельность способствует появлению своеобразного типа человека. Это своеобразие проявляется в восприятии явлений окружающей дейст- вительности, отношении к ним, в образе поведения, стиле самопрояв- ления в среде жизнедеятельности и самой деятельности. В частности, преподавательская (учительская) деятельность формирует поучаю- щий тип человека; управленческая — управленческий, командирский; научная — исследовательский, дотошный и др. Социальный работник при встрече с человеком, нуждающимся в его помощи, часто испыты- вает внутреннюю потребность в ее оказании.

Работа с человеком, имеющим социальные проблемы, человеком с особыми нуждами, группой. Деформационное воздействие человечес- крго фактора обусловлено взаимодействием культур субъекта и объ- екта деятельности, эмоциональным воздействием (заражение) и воле- вым давлением со стороны объекта.

В процессе взаимодействия социального работника с клиентом происходит взаимообогащение культур. Не только субъект (социаль- ный работник) передает (обогащает, если есть чем обогащать), транс- формирует свою культуру на объект, но и сам обогащается его куль- турой. Данный процесс позволяет специалисту лучше понимать объект своей деятельности. Неслучайно субъект профессиональной деятельности со временем настолько вживается в культуру объекта, что нередко сам становится ее носителем и проявляет ее в своей по- вседневной жизни.

Противостоять негативной объектной культуре субъекту помога- ет только высокая личная культура, его интеллигентность, постоян- ный самоконтроль и личная ответственность.


230 Раздел IV. Среда и формирование личности

 

В процессе профессиональной практики на личность специалиста большое влияние оказывают его непосредственный руководитель, наиболее авторитетные коллеги, культура взаимоотношений в про- фессиональной среде. Особенно их воздействие сказывается на моло- дых специалистах, невольно подражающих авторитетам. Подражание, заимствование опыта нередко приводят к поглощению различных норм, правил, принципов не только положительного, но и негативного поведения, проявления в самореализации. Данный факт свидетельст- вует о том, что на профессиональной деформации личности специа- листа сказывается не только взаимодействие культур субъекта и объ- екта, но и культуры среды профессиональной деятельности. В ней формируется определенная субкультура, характеризующая ее исклю- чительность и своеобразие.

В работе с человеком имеют место общение, взаимодействие, воз- действие как со стороны социального работника, так и со стороны клиента. При этом особенно сильно влияет на личность социального работника эмоциональное состояние клиента, его волевое давление (об этом речь будет идти дальше). Социальный работник совместно с клиентом организует его деятельность, управляет ею, побуждает его к чему-либо и т.д. В этом процессе происходит развитие личностных качеств специалиста, его педагогической техники. Именно она (педа- гогическая техника) во многом определяет формируемый индивиду- альный стиль специалиста в работе с определенной категорией людей, его профессиональную культуру.

Профессиональная практика социального работника сказывается на его авторитете. Он начинает работать, опираясь на авторитет должности, который во многом определяется общественным и средо- вым статусом этой профессиональной деятельности. Авторитет долж- ности усиливается или снижается авторитетом личности, ее обаянием, субъектным статусом, отношением к профессиональной деятельности и ее результативностью.

Во взаимодействии с группой сказывается дополнительный фак- тор — психология коллектива. Он либо усиливает влияние деятельнос- ти специалиста на группу и таким образом помогает ему, положительно воздействуя на развитие его личности, либо ослабляет его, мешает, про- тиводействует ему, негативно сказываясь на его деформации.

Степеньэмоционально-волевогопроявленияспециалиставпрофес- сиональной деятельности. Эмоционально-волевое проявление пред- ставляет типичный эмоциональный фон, на котором он осуществляет свою профессиональную деятельность. Все остальные факторы как бы накладываются и преломляются через него, усиливая или ослабляя эмоциональное состояние специалиста.


Глава 17. Профессиональная деятельность социального работника... 231

 

Социальный работник как человек не может безразлично отно- ситься к своим профессиональным задачам. Его профессиональная деятельность немыслима без эмоционального и волевого проявления. Во взаимодействии людей происходит исключительно сложное эмо- ционально-волевое взаимопроявление, либо обогащающее, либо де- формирующее, либо в чем-то обогащающее, а в чем-то деформирую- щее. На эмоционально-волевое проявление социального работника влияют различные факторы. Среди них следует выделить: субъектный (типичное эмоциональное проявление специалиста); объект деятель- ности и его эмоциональное проявление; сама профессиональная дея- тельность, ее результативность; а также субъектная воля и объект- ная воля.

Субъектный эмоциональный фактор — типичное эмоциональное проявление специалиста в профессиональной деятельности. Эмоцио- нальное проявление — это чувственное переживание специалиста, ко- торое он испытывает в процессе профессиональной практики. Оно возникает под воздействием ведущих факторов, обусловливающих профессиональную деятельность социального работника.

Фактор самой профессиональной деятельности. Он может вызы- вать безразличие, удовлетворение и создавать комфортность или дис- комфортность при самореализации специалиста. Комфортность имеет место, когда специалист увлечен своей профессией, любит ее, находит в ней свое призвание, у него есть достижения в процессе профессио- нальной деятельности и он получает удовлетворение от деятельности и ее результата.

Фактор объекта деятельности и его эмоционального воздействия. Объект социальной работы — это человек, находящийся в кризисной ситуации, в том числе с особыми нуждами. Он представляет собою наиболее незащищенное существо, имеющее порой значительные трудности при адаптации и самореализации в среде жизнедеятельнос- ти. В работе с таким объектом требуются особое отношение, сопере- живание со стороны социального работника. Эмоциональное проявле- ние в работе с клиентом оказывает значительное влияние на деформацию личности специалиста.

Объект социальной работы как живое существо имеет свою пси- хику, эмоциональное своеобразие. Взаимодействие его с социальным работником способствует их взаимозаражению. Эмоциональное со- стояние субъекта (объекта) передается объекту (субъекту). Чем более эмоционален человек, тем более он способен трансформировать свое состояние на другого, психологически заражать его.

Эмоциональное взаимодействие предъявляет высокие требования к личности социального работника. Не каждый человек способен быть


232 Раздел IV. Среда и формирование личности

 

им. Данный факт следует учитывать молодому человеку при выборе профессии и при профессиональном отборе в учебных заведениях и центрах социальной работы. Специалисту нельзя быть «черствым», но и нельзя быть эмоционально заразительным. Сочувствуя клиенту, он как бы эмоционально проживает его проблемы. Чем глубже это пере- живание, тем большее влияние на личность специалиста оно оказыва- ет. Длительная работа социального работника с людьми эмоциональ- ными, имеющими особые нужды, сложные жизненные проблемы, нередко требует от него большого психического перенапряжения. Ему необходима большая психологическая энергия для преодоления воз- никающего эмоционального переживания. Внутренняя энергия спе- циалиста компенсирует негативное влияние клиента. Неслучайно после работы с таким клиентом он может ощущать сильную уста- лость, опустошенность, такое состояние, как будто его лишили внут- ренней энергии, необходимой ему для самопроявления.

Длительная профессиональная деятельность, требующая высокого эмоционального напряжения, постепенно ведет к негативной профес- сиональной деформации личности. Последствиями ее могут быть либо привыкание и нереагирование на внутренние проблемы клиента (в этом случае говорят, что специалист «одеревенел», стал «толстоко- жим», безразличным к чужой боли), либо саморазрушение личности субъекта (складывается психопатология личности), что требует уже специальной реабилитационной помощи. Высокая негативная эмоци- ональность социального работника, в свою очередь, способствует соответственному заражению клиента, его деформации. Поэтому со- хранение эмоциональной устойчивости специалиста является важ- нейшей задачей обеспечения его профессионального долголетия, по- зитивной роли в социальной работе.

Факторсредывыполненияпрофессиональнойдеятельности.Среда, как уже отмечалось, — это тот микроклимат, в котором ведется соци- альная работа. Она характеризуется эмоционально-психологическим настроем, который либо стимулирует эффективность профессиональ- ной деятельности и способствует оптимальному развитию качеств и свойств личности специалиста, либо ведет к ее негативной професси- ональной деформации. В одной среде специалист осуществляет свою деятельность с удовольствием, получает поддержку, помощь, участие,

в другой — наоборот, у него нет опоры, он чувствует неодобрение, не- уважение, зависть и даже осуждение. Все это существенно сказывает- ся не только на профессиональной деятельности, но и на самой лич- ности социального работника.

Результат профессиональной деятельности. Данный фактор так- же является исключительно важным, серьезно влияющим на личность


Глава 17. Профессиональная деятельность социального работника... 233

 

социального работника. Положительный результат формирует у него удовлетворение, уверенность в себе, желание повторять подобную де- ятельность. Отрицательный же создает неудовлетворение, неуверен- ность, разочарование в ней. Под воздействием негативного результата происходит и негативное изменение личности. Особенно сказывается влияние на специалиста такого результата, в котором он сильно заин- тересован. Высокая заинтересованность в результативности своей де- ятельности и глубокое переживание за ее достижение способствуют, с одной стороны, большей отдаче, ответственности в работе, с дру- гой — полученный негативный результат имеет и большие отрица- тельные последствия для личности.

Воля — это способность социального работника осуществлять ре- гуляцию и саморегуляцию своей деятельности и поведения, выражаю- щиеся в активном преодолении трудностей, противоречий и конфлик- тов при выборе и достижении сознательно поставленных целей. Она выражает его индивидуальность, является самопроявлением и само- выражением его Я в профессиональной деятельности. В социальной работе происходит взаимодействие воли субъекта и воли объекта дея- тельности.

Субъектная воля — это воля социального работника, позволяющая ему выбрать наиболее оптимальную цель профессиональной деятель- ности и достичь ее, преодолевая и внутренние, и внешние трудности, препятствия, конфликты. Специалист с сильной волей способен обес- печивать успешность своей профессиональной деятельности с различ- ными категориями людей. Такая профессиональная практика в боль- шей степени способствует положительной деформации личности — самосовершенствованию. Сильная воля и низкий профессионализм социального работника могут привести к негативному результату в работе с клиентом, сформировать у клиента сознание обреченности, бесполезности усилий, подавить его волю. В зависимости от позиции социального работника субъетная воля, вступая во взаимодействие с объектной, может не только стимулировать ее направленное самопро- явление, но и подавлять, разрушать ее. В этом случае требуется боль- шая педагогическая культура работника, осознанность действий и поступков, недопущение диктаторства. Приоритетная роль в дея- тельности социального работника принадлежит педагогике сотруд- ничества.

Объектная воля — это воля человека, с которым работает социаль- ный работник. Она может быть достаточно сильной и превосходить субъектную волю. В последнем случае, если она принадлежит клиен- ту, у которого сформировано недоверие к мнению других, специалис- ту трудно влиять на него. Его деятельность становится малоэффек-


234 Раздел IV. Среда и формирование личности

 

тивной, и изменить это исключительно трудно. Работа с такими кли- ентами негативно деформирует личность специалиста. Как свидетель- ствуют факты, он оказывается беспомощен в работе с отдельными личностями, тяготится общения с ними, испытывает огромные психо- логические трудности в профессиональной деятельности.

Сильная негативная волевая позиция клиента может деморализо- вать деятельность социального работника. Он не получает в лице та- кого клиента соучастника в решении проблем последнего. Позитивная волевая позиция клиента, наоборот, может способствовать укрепле- нию уверенности в положительном результате, усилению волевой по- зиции специалиста в достижении цели. Это облегчает деятельность социального работника, формирует у него уверенность в себе, позво- ляет получить в лице клиента и помощника, и соучастника в решении социальной проблемы.

Существует мнение, что специалист обязан справляться с любой личностью, так как имеет профессиональную подготовку. Однако те, кто так рассуждают, забывают, что социальный работник — это преж- де всего человек с определенной эмоциональной и волевой сферой. Она вполне может оказаться слабее объектной. В этом случае только профессиональное мастерство и культура специалиста могут быть эф- фективными в социальной работе. В противном же целесообразно передать объект другому специалисту. Недостаточный учет данного фактора может так деформировать личность социального работника, что он как специалист будет потерян.

Необходимо подчеркнуть, что в данной проблеме достаточно сложно определить, действительно ли социальный работник не может справиться с объектом и нуждается в помощи или он хочет избавить- ся от неудобного для него клиента. Выявить эту грань непосредствен- ному руководителю удается далеко не всегда.

Эмоционально-волевоепроявлениесоциальногоработникавпрофес- сиональной деятельности. Эмоции и воля — явления тесно взаимосвя- занные. Неслучайно говорят об эмоционально-волевой характеристи- ке специалиста. Успешные волевые проявления подкрепляются положительными эмоциями, и наоборот, слабость, неуверенность вы- зывают и соответствующие эмоции. Личностная профессиональная

деформация специалиста в первую очередь сказывается на эмоцио- нально-волевой сфере. Ее разрушение практически ведет к професси- ональной непригодности специалиста.

Таким образом, рассмотрены основные факторы, существенно влияющие на профессиональную деформацию социального работни- ка. При их анализе отмечались личностный (субъекта социальной ра- боты) и средовый факторы. Личностный — это тот потенциал (поло-


Глава 17. Профессиональная деятельность социального работника... 235

 

жительный и отрицательный), который присущ социальному работ- нику и его осознанная самоактивность. В процессе профессиональной деятельности как раз он имеет тенденцию к развитию. Что именно, в каком направлении и с какой интенсивностью получит развитие (за- держится в развитии), зависит от самоактивности специалиста и среды, в которой он осуществляет свою профессиональную деятель- ность. Самоактивность социального работника определяет его жиз- ненную позицию, в какой степени и в каком направлении он является самосозидателем или пассивным реализатором себя в профессии. В народе говорят: «Под лежачий камень вода не течет». Проявляя в профессиональной практике творчество, инициативу, активность или пассивность по обстоятельствам, копируя те или иные личности, про- являя волю и характер, социальный работник создает себя.

Среда выступает фоном, стимулиру Выявить эту грань непосредствен- ному руководителю удается далеко не всегда.

Эмоционально-волевоепроявлениесоциальногоработникавпрофес- сиональной деятельности. Эмоции и воля — явления тесно взаимосвя- занные. Неслучайно говорят об эмоционально-волевой характеристи- ке специалиста. Успешные волевые проявления подкрепляются положительными эмоциями, и наоборот, слабость, неуверенность вы- зывают и соответствующие эмоции. Личностная профессиональная

деформация специалиста в первую очередь сказывается на эмоцио- нально-волевой сфере. Ее разрушение практически ведет к професси- ональной непригодности специалиста.

Таким образом, рассмотрены основные факторы, существенно влияющие на профессиональную деформацию социального работни- ка. При их анализе отмечались личностный (субъекта социальной ра- боты) и средовый факторы. Личностный — это тот потенциал (поло-


Глава 17. Профессиональная деятельность социального работника... 235

 

жительный и отрицательный), который присущ социальному работ- нику и его осознанная самоактивность. В процессе профессиональной деятельности как раз он имеет тенденцию к развитию. Что именно, в каком направлении и с какой интенсивностью получит развитие (за- держится в развитии), зависит от самоактивности специалиста и среды, в которой он осуществляет свою профессиональную деятель- ность. Самоактивность социального работника определяет его жиз- ненную позицию, в какой степени и в каком направлении он является самосозидателем или пассивным реализатором себя в профессии. В народе говорят: «Под лежачий камень вода не течет». Проявляя в профессиональной практике творчество, инициативу, активность или пассивность по обстоятельствам, копируя те или иные личности, про- являя волю и характер, социальный работник создает себя.

Среда выступает фоном, стимулирующим или сдерживающим самопроявление и развитие чего-либо в процессе профессиональной деятельности социального работника. Она позволяет наиболее полно реализоваться всем тем проявлениям, которые характерны, хотя бы в зачаточном состоянии, специалисту.