Средства и организация отбора и ориентации

Общие положения по построению методики спортивного отбора. При разработке системы организации отбора в каком-либо виде рекомендуется исходить из следующих положений:

1. Прогноз спортивной одаренности возможен с 10-12 лет, некоторых ее элементов — с 6-8 лет; надежность прогноза снижается в сенситивные периоды.

2. Отбор- длительный, многоэтапный процесс.

3. Каждому виду спорта присуща специфическая система отбора. Технология составления системы отбора складывается из целого ряда действий выполняемых в определенной последовательности.

4. Разработка или подбор модели спортсмена - перспективной и этапной.

5. Группировка критериев отбора по диапазонам отдаленности прогноза.

6. Отбор критериев для данного этапа.

7. Обследование и оценка показателей с учетом биологического возраста и обученности (предварительной) ребенка.

8. Установление величин необходимых прибавок по ведущим критериям и реальности их получения за срок планируемого этапа подготовки.

9. Принятие решения о спортивной пригодности.

При этом необходимо учитывать общие характеристики развития растущего организма.

1. Рост и развитие запрограммированы генетически, но влияние наследственности определяет лишь общий план развития. Окончательная реализация генетической программы существенно зависит от влияния внешней среды.

2. Рост и развитие происходят только в одном направлении и состоят в последовательном и необратимом прохождении отдельных фаз (периодов) жизни. Возрастные изменения носят неравномерный характер. Периоды ускоренного развития чередуются с периодами замедления и относительной стабилизации.

3.Индивидуальное развитие организма происходит не одновременно, т. е. различные органы и системы формируются в разные сроки. В отдельные периоды жизни, например в период полового созревания, гетерохрония может усилиться.

4. Влияние наследственных и средовых факторов изменяется с возрастом. В первые годы жизни, а также в пубертатный период повышается чувствительность организма к воздействию факторов внешней среды.

5. Эффект влияния факторов внешней среды зависит от их силы. Слабые воздействия не оказывают существенного влияния на организм, сильные могут затормозить развитие.

6.Действие внешней среды зависит также от так называемой нормы реакции организма, которая строго индивидуальна. Норма реакции определяется возрастом, индивидуальными особенностями, тренированностью и другими факторами.

7. На различных этапах индивидуального развития изменяется соотношение между двумя сторонами обмена веществ и энергии - процессами ассимиляции (образование, усвоение веществ, накопление энергии) и диссимиляции (распад, окисление веществ, расход энергии). В детские годы в период роста и формирования организма преобладают процессы ассимиляции, происходит более интенсивный обмен веществ и энергии, образуются сложные органические соединения.

8.С возрастом изменяется характер нервной и гуморальной регуляции функций. Например, возрастные изменения сердечно сосудистой системы отражают влияние симпатического и блуждающего нервов. На ранних этапах развития преобладают симпатические влияния. Это проявляется, в частности, в более высокой частоте сердечных сокращений у детей в условиях покоя. По мере развития организма усиливается влияние блуждающего нерва, что выражается в замедлении ритма сердечных сокращений.

9.Для формирования человека как личности исключительное значение имеют социальная среда, воспитание. Изменяя факторы социальной среды, воспитательные воздействия, можно целенаправленно влиять на становление личности.