Лекция 7
Выносливость - комплексная двигательная способность, которая определяется уровнем функционирования вегетативных систем организма, обеспечивающими необходимое кислородное обеспечение и функциональным состоянием нервно-мышечного аппарата (Верхошанский, 1985).
Каждый из этих критериев может быть охарактеризован количественно
различными физиологическими и биохимическими показателями.
Важнейшими физиологическими показателями мощности и емкости каждого из рассмотренных биоэнергетических механизмов работоспособности являются:
в алактатном механизме показатели мощности: максимальная анаэробная мощность - МАМ (определяется по скорости взбегания на ступеньки лестницы под углом 30°- тест Маргария) и пиковая анаэробная мощность - ПАМ, которая регистрируется в прыжке вверх с места (по Абалакову); физиологический показатель емкости этого механизма эквивалентен величине алактат-ной фракции кислородного долга, которая в среднем равна около 1/3 от общего кислородного долга, определяемого после работы;
- в гликолитическом механизме физиологическим показателем мощности является определяемый в газометрических исследованиях параметр, именуемый как неметаболический избыток выделения СО2 (Ехс СО2) за счет накопления в крови молочной кислоты и вытеснения СО2 из бикарбонатов; физиологическим показателем емкости этого механизма является лактатная фракция кислородного долга, составляющая в среднем 2/3 от общего кислородного долга, а также максимальное количество лактата крови, определяемого в тесте с тремя одноминутными максимальными нагрузками с сокращающимися интервалами отдыха (3, 2 и 1 минута - Н.И. Волков);
- в аэробном механизме показателем мощности является величина МПК, а емкости - показатель времени удержания МПК.
Одним из наиболее информативных в биоэнергетике является показатель так называемого порога анаэробного обмена (ПАНО), характеризующий эффективность аэробного механизма. Известно, что нормальное содержание в крови молочной кислоты составляет 10-20 мг% или 1-2 мМ/л. Гликолитический механизм приводит к накоплению лактата, превышение которым границы в 36 мг% (4 мМ/л) считается началом ацидоза.
3. Физиологические основы методов тренировки выносливости
Исходя из этого развитие выносливости должно вестись комплексно, на основе взаимосоответствующего совершенствования вегетативных систем и моторных органов и сбалансированной регуляции их функций.
Выделяют три принципа практической методики тренировки, направленной на развитие выносливости:
1) Выполнение основного объема специфической работы в подготовительном периоде на уровне анаэробного порога;
2) Специализированное повышение сократительных и окислительных свойств мышц, преимущественно привлекаемых к работе;
3) Согласованное совершенствование мышечной и вегетативных функций.
Показано, что продолжительная специфическая работа с интенсивностью от низкой до умеренной является наилучшим режимом тренировки, способствующим повышению анаэробного порога и достижению лучших результатов.
Интенсивная работа — непременное условие развития выносливости к скоростной работе, обеспечивающее повышение как сократительных свойств, так и способности мышечных волокон к аэробному метаболизму.
Высокий уровень специфической выносливости может быть достигнут только в том случае, если сбалансированы функциональные возможности физиологическим систем организм к работе высокой интенсивности и если их совершенствование осуществляется согласовано и в определенной последовательности, планомерно ведущей к формированию необходимой специализированной функциональной структуры (Верхошанский, 1988).
Воспитание выносливости человека путем сознательной целенаправленной тренировки связано с возникновением значительных изменений в организме. Важнейшими из них, определяющими развитие выносливости, являются процессы, протекающие в нервной системе. Сущность их заключается в том, что с помощью условных рефлексов все более совершенствуются функции нервных центров, управляющих движением, а также согласующиеся с ними функции кровообращения, дыхания, обмена веществ и выделения. При систематической тренировке нервные центры коры больших полушарий головного мозга становятся более устойчивыми к утомлению и могут длительное время поддерживать работоспособность организма.
Наряду с улучшением деятельности нервной системы по регуляции функций организма при тренировке выносливости происходят существенные положительные изменения во многих других органах и системах.
Изменяется строение работающих мышц, их химический состав, что способствует увеличению продолжительности их работы. Утолщаются мышечные волокна, увеличивается количество мельчайших кровеносных сосудов (капилляров), обеспечивающих кровоснабжение мышцы. Суставы, связки и кости изменяются в направлении все большего приспособления к выполнению длительной работы. Все это содействует повышению функциональных возможностей двигательного аппарата.
Значительные изменения при тренировке происходят в сердечно-сосудистой системе. Стенки сердца становятся более массивными, вследствие чего увеличивается сила сердечных сокращений, повышается эластичность сосудов и процессы перераспределения крови в организме приобретают более совершенный характер.
Отмечается также развитие дыхательного аппарата, выражающееся в увеличении жизненной емкости легких, в более экономном типе дыхания.
Деятельность всех органов и тканей организма, связанных с процессами расхода энергии, теплорегуляции и выделения, приобретает новые, более совершенные формы.
Все указанные изменения в организме способствуют развитию выносливости и составляют ее анатомическую и физиологическую основу.
Организм выносливого человека отличается высокой работоспособностью и характеризуется следующими тремя особенностями:
1) способностью работать с меньшей затратой энергии, т. е. более экономно;
2) способностью к более широкой мобилизации всех функций;
3) способностью продолжать работу даже при значительных отклонениях от нормального физиологического состояния организма.
Эти качества, присущие выносливому человеку, в практической работе выражаются в том, что выносливый человек тратит меньше усилий и энергии на ту же самую работу по сравнению с человеком маловыносливым. В случаях, когда необходимо совершить работу максимальной интенсивности, у выносливого человека с большей полнотой мобилизуются все физиологические функции.
Совершенствование всех функций организма при воспитании выносливости происходит на основе образования условных рефлексов (временных связей). Об этом говорит то обстоятельство, что закономерности тренировки выносливости имеют много общего с закономерностями образования условных рефлексов.
Это подтверждается следующими примерами. 1) Выносливость развивается после ряда упражнений и полностью или частично угасает после прекращения тренировки. То же наблюдается при образовании условных рефлексов. 2) Если выносливость утрачена по причине длительного перерыва в тренировке, то восстановление ее происходит быстрее, чем первоначальное образование. И это свойство тоже характерно для процесса восстановления условно-рефлекторных связей. 3) Приобретенная при работе мышц одной стороны тела выносливость, как оказывается, переносится на аналогичные мышцы противоположной стороны тела. В основе этого явления может лежать механизм избирательной иррадиации (распространения) очага возбуждения в коре больших полушарий головного мозга. 4) Уменьшение выносливости наблюдается при понижении возбудимости коры больших полушарий (например, сразу после сна) и увеличение ее — при повышении возбудимости коры. Такого рода зависимость от уровня возбудимости коры характерна и для течения условно-рефлекторных реакций.
Воспитание выносливости различных видов (скоростной, общей, силовой) связано с образованием особых сочетаний условных рефлексов, характерных для данного вида физических напряжений. Например, при тренировке с целью развития скоростной выносливости формируются условные рефлексы, улучшающие нервную регуляцию быстро сокращающихся мышц и функции кровообращения, дыхания и обмена веществ, что способствует выработке устойчивости организма к изменениям химического состава тканей и органов. При тренировке с целью выработки общей выносливости образуется совокупность условных рефлексов, регулирующих длительно продолжающуюся ритмическую деятельность мышц и обеспечивающих функции кровообращения, дыхания, обмена веществ и потоотделения. Развитие выносливости к длительному сохранению однообразных поз и неподвижных положений тела обусловлено формированием устойчивых временных связей в области нервных центров, регулирующих напряжение мышц, при этом кровообращение, дыхание, обмен веществ изменяются в меньшей степени.
Таким образом, для воспитания различных видов выносливости необходимы разные сочетания условных рефлексов, касающихся регуляции скорости, силы, амплитуды и характера движений, а также кровообращения, дыхания, обмена веществ и выделительных процессов. Можно поэтому считать, что выносливость является качеством человека, соответствующим тому или иному конкретному виду работы.
Однако, помимо различий, существует и общность основных закономерностей развития любого вида выносливости. Так, выносливость, достигнутая тренировкой в беге, может быть в значительной мере использована для ходьбы на лыжах, езде на велосипеде, беге на коньках. Это объясняется тем, что при тренировке в беге совершенствуются функции кровообращения, дыхания, обмена веществ, органов выделения и прежде всего двигательного аппарата. А это важно и для всех других видов деятельности, связанной с работой мускулатуры ног.
Чем выше развита у человека общая выносливость, тем легче он может приобрести выносливость в специальных видах двигательной деятельности. Однако следует иметь в виду, что воспитанию выносливости способствуют только такие физические упражнения или действия, при выполнении которых возникает известная степень утомления. Другими словами, выносливость совершенствуется только в борьбе с утомлением.