Формы проявления трудновоспитуемости и проблемы воспитания трудновоспитуемых

 

Трудновоспитуемость — явление многоаспектное и одновременно интегральное. Известный русский ученый, врач и педагог П.Ф. Лес- гафт (1837—1909) выделил характерные типы школьников: лицемер- ный, честолюбивый, добродушный, забитый — мягкий, забитый — злобный, угнетенный. Причины формирования каждого из них опре- деляются прежде всего теми условиями семейной жизни, в которых воспитывается ребенок. Любой тип своеобразно проявляется в отно- шениях со сверстниками и воспитателями. Для воспитателя учет и


144 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

 

педагогическая деятельность по преодолению его негативного своеоб- разия представляет определенные трудности.

Как отмечалось, трудновоспитуемость характеризуется проявле- нием неприятия требований воспитателя. Практика свидетельствует о том, что можно выделить следующие формы проявления:

открыто-экстремистское (попытки блокировать, нейтрализо- вать влияние воспитателя посредством оговора, создания психологи- ческого вакуума, «приклеивания» насмешливых кличек, демонстра- ции непризнания и т.п.);

скрыто-экстремистское (внешне поддерживая действия воспи- тателя, особенно в его присутствии, но делая все, чтобы противостоять их реализации);

открыто-агрессивное в виде бойкота действий воспитателя, сво- ими действиями, открыто активизируя окружающих на противодей- ствие;

саркастическое, проявляющееся не только в недоверии к воспи- тателю, но и неверии в его цели и способы их достижения;

скрытое-исподтишка, внешне относясь безразлично или поддер- живая воспитателя, его положительные и отрицательные действия, одновременно подстрекая других к противодействию. Одна из самых омерзительных форм проявления позиции личности;

безразличное, выражающееся в невосприятии и не реагировании на действия воспитателя;

формальное по отношению к личности и деятельности воспита- теля, проявляя недоверие к нему. Оба, и воспитатель, и воспитуемый, в данном случае как бы живут в совершенно разных временных и про- странственных измерениях.

Важнейшая задача различных категорий воспитателей — обеспе- чение наиболее целесообразной педагогической деятельности по пред- упреждению трудновоспитуемости детей и подростков. В этих целях необходимо:

• глубокое знание родителями своего ребенка, воспитателями от- личительных особенностей воспитанников;

• умение педагогически грамотно учитывать многообразие факто- ров, влияющих на своеобразие развития и воспитания ребенка, фор- мирование у него трудновоспитуемости;

• умение наиболее целесообразно реализовать свои воспитатель- ные возможности в работе с ним;

• умение научить ребенка видению мира, развивать его умствен- ные способности с самого раннего детства;

• умение педагогически грамотно организовывать взаимодейст- вия основных субъектов воспитания.


Глава 11. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы 145

 

Педагогу принадлежит важная роль в предупреждении формиро- вания трудных в воспитательном отношении детей. Для достижения этой цели он может привлекать и других воспитателей, обществен- ность.

Не менее важна задача воспитателей уметь строить воспитатель- ную работу с трудными в воспитательном отношении детьми, разре- шая их проблемы.

В воспитательной работе с трудновоспитуемыми требуется особая настойчивость и педагогическая целесообразность. Интенсивный вос- питательный процесс, объектом которого выступает трудновоспитуе- мый, имеет своей целью известную гармонизацию психики ученика, придание ей наивысшей устойчивости. Создавая наиболее оптималь- ные условия для этого, воспитатели способствуют максимальному раскрытию дарований каждого.

Генеральный путь преодоления трудновоспитуемости в макси- мальном раскрытии индивидуальности — «самости» ребенка (для него самого, родителей, воспитателей) и организации единства взаи- модействия всех субъектов и объектов по ликвидации этого явления на основе превращения объекта (трудного ребенка) в активный субъ- ект этого взаимодействия.

Обычные методы и приемы воспитания, которые приводят к хоро- шим результатами работе с основной массой детей, к трудным детям не подходят. Для них нужны другие методы и приемы. У каждого из них есть что-то особенное, личное, не похожее на иных трудных детей: свои причины, свои отклонения от нормы, свои пути развития. Для педагогически грамотной работы с трудновоспитуемыми требуется прежде всего выявить эти причины и индивидуальные особенности ребенка.

Так же как врач тщательно исследует организм больного, ищет и

находит истоки болезни, чтобы приступить к лечению, так и педагогу необходимо вдумчиво, внимательно, терпеливо исследовать, изучать умственное, эмоциональное, нравственное развитие ребенка, искать и находить причину, в силу которой он стал трудным. Благодаря полу- ченному знанию он определяет и применяет на практике такие меры воспитательного воздействия, которые бы учитывали особенности ин- дивидуального мира этого ребенка.

Необходимо, чтобы трудные ученики были для педагогов прежде всего воспитанниками, чтобы учение для них стало сферой утвержде- ния высокого человеческого достоинства. Макаренко подчеркивал: бить на красоту, на чувство собственного достоинства — бить наверняка.

В каждом конкретном случае воспитательная работа имеет свое содержание. Раскрыть различные технологии воспитания и перевос-

 

10-5887


146 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

 

питания практически невозможно. Здесь не всегда нужна изоляция ребенка от естественной среды, обычных условий, в которых он живет. В то же время в работе с отдельными трудновоспитуемыми обычные условия воспитания неприемлемы. Им нужны специальные образовательные (исправительные) учреждения, уровень строгости в которых, режим и организация воспитательной работы соответствуют глубине деформации личности и агрессивности проявлений. Обыч- ные учреждения для них бесполезны, а для окружающих их детей они опасны.

Считается, что «подтянуть» трудного ребенка можно, заставив его выучить определенный материал. Такой подход ошибочен. Нель- зя достигнуть качественного изменения, в умственной деятельности трудного ребенка какими-то чрезвычайными мерами, особыми сред- ствами воздействия на его волю. Нельзя заставить быть умнее. После использования «волевых» становятся бессильными те средст- ва, которые необходимо применять и которые являются единствен- ным ыыходом.

В качестве примера воспитательной работы можно привести тех- нологию практики по преодолению трудностей в обучении, изложен- ную Сухомлинским.

1. Укреплять у ребенка веру в свои силы и терпеливо ждать того момента, когда произойдет хотя бы маленький сдвиг в его умственной деятельности. Сдвиг этот по существу очень маленький, с первого взгляда он может показаться просто случайной удачей. Но эта удача переживается ребенком как радостный успех, из которого он черпает новую энергию.

2. От успеха к успеху — в этом заключается умственное (и не толь- ко) воспитание трудного ребенка.

3. Поддерживать позитивную деятельность ребенка, стимулиро- вать его познавательную активность. Если ему что-то не удалось сегодня, то не ругать, не оглушать его «двойкой». Не следует оцени- вать его результаты, согласно инструкции об оценке успеваемости. Такой ребенок требует других критериев оценки. На начальном этапе его результаты следует сравнивать с его прежними достиже- ниями. Слабое, хилое растение нуждается в специальном уходе и поддержке.

4. Стараться, чтобы ребенок не оказывался в безысходном положе- нии, в безнадежности.

5. Исключительная внимательность и терпеливость на уроке, где трудный ребенок находится рядом с более способными детьми. Ни одним словом, ни одним жестом нельзя дать ему почувствовать, что учитель перестал верить в его будущее.


Глава 11. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы 147

 

6. Стремиться, чтобы на каждом уроке трудный ребенок делал какой-то, пусть самый незначительный, шаг на пути познания, доби- вался какого-то успеха.

7. Не бояться того, что на протяжении нескольких недель, может быть, и месяцев трудный ребенок выполняет задания не той труднос- ти, что основная масса учащихся. Пусть делает специально подобран- ные для него задания — оценивайте их результат.

Последовательно, настойчиво и в то же время терпеливо и терпи- мо относиться к непонятливости трудного ребенка. В этом случае можно надеяться, что у него наступит то, что можно назвать озарени- ем. Это станет могучим эмоциональным толчком. Душевная чуткость, знание психики ребенка, терпеливость и настойчивость — все это спо- собствует тому, что умственное развитие трудного ребенка постепен- но выравнивается, он перестает быть трудным.

Эти идеи и позиции Сухомлинского получили свое блестящее раз- витие в опыте педагогов-новаторов в конце XX в. (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталов и др.).

Итак, причины и факторы трудновоспитуемое™ многоаспектны и многоуровневы. Они взаимодействуют и взаимообусловлены. Знание причин, личностный уровень взаимодействия с ребенком — основной путь к успеху по предупреждению и преодолению трудновоспитуе- мости.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Раскройте сущность понятия «трудновоспитуемый».

2. Назовите основные наследственные причины формирование детей, трудных в воспитательном отношении.

3. В чем состоят приобретенные своеобразия, обусловливающие формирование детей, трудных в воспитательном отношении?

4. Укажите ошибки и упущения родителей в воспитании ребенка, обусловливаю- щие сто трудности в воспитании.

5. В.Н. Сорока-Рос ийскии о трудновоспитуемых, характеризующихся глубиной де- формации личности под воздействием внешних факторов, и их особенности.

6. Как характеризовал В.Н. Сорока-Росинский трудновоспитуемых, чье поведение обусловлено воздействием внутренних факторов, и их особенности.

7. Как характеризовал В.Н. Сорока-Росинский трудновоспитуемых, чье поведение обусловлено одаренностью, и их особенности?

8. Назовите основные формы проявления трудновоспитуемости.

9. Назовите особенности деятельности различных категорий воспитателей по пред- упреждению трудновоспитуемости.

10. Назовите особенности деятельности учителей начальной школы по предупреж- дению формирования детей трудных в воспитательном отношении.

11. В чем состоят проблемы воспитательной работы с детьми, трудными в воспи- тательном отношении.

 

10*


148 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

 

1. Трудновоспитуемый в семье (па конкретном примере): причины формирования и возможности преодоления.

2. Проблемы воспитательной работы с трудным ребенком в условиях школы.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 2000.

2. Курчинка М.Ш. Ребенок «с характером». СПб., 1996.

3. Лешан Э. Когда ваш" ребенок сводит вас с ума. М., 1990.

4. Лесгафт П. Семейное воспитание ребенка и его значение. В 3 ч. // Избр. нед. соч. / Сост. И.Н. Решетень. М., 1988. Ч.Ш.

5. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М., 1991.

6. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 1998.

7. Сухомлинский В.А. Трудные дети // Избр. произв.: В 5 т. Киев, 1980.


Раздел IV

СРЕДА И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

 

 

Глав а 12

Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности

 

Семья — это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в общест- ве. В ней человек рождается и формируется как личность, перенимая культуру этой семьи и через нее и общества (среды жизнедеятель- ности).

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) социокультурная среда семьи;

2) пути повышения воспитательных возможностей семьи.