Очень важными для тренировочного процесса являются вопросы связанные с ускорением и повышением эффективности отдыха.
Характеристиками восстановительного периода являются как степень отклонения исследуемых показателей, от уровня покоя, так и время их восстановления до исходного уровня.
Восстановительных процессов
Методы оценки и способы активации
Для характеристики восстановительного периода используют различные параметры, время их возвращения к исходным величинам. Этими показателями могут быть самые разные показатели функционального состояния организма: показатели сердечно-сосудистой деятельности, дыхания, состава крови, мочи и т.д.
Весьма важным является время восстановления функциональных возможностей скелетной мускулатуры, ее работоспособности.
Проблема восстановления и ускорения восстановительных процессов в современном спорте является одной из наиболее актуальных. Следует в первую очередь вспомнить громадные объемы тренировочных нагрузок и их высокую интенсивность. К тому же весьма велико распространение эмоциональных стрессов, возникающих в процессе напряженной тренировочной и соревновательной работы.
До настоящего времени одним из распространенных путей совершенствования тренировочного процесса было увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Но данный путь не может быть бесконечным, ввиду исчерпания функциональных резервов и в конечном итоге развития перетренированности. Вследствие этого весьма актуально такое построение тренировочных занятий, при котором учитываются закономерности течения восстановительных процессов и, что особенно важно, тем или иным способом ускоряется их ход. Таким образом, знание и использование особенностей процесса восстановления является обязательным условием построения тренировочного процесса.
В практике выделяют три группы методов ускорения восстановления: педагогические, медико-биологические и психологические.
Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки спортсменов. Они включают в себя:
- рациональное планирование тренировочного процесса в соответствии с функциональными возможностями организма спортсмена, правильное сочетание общих и специальных средств, оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро- и макроциклов, широкое использование переключений, четкую организацию работы и отдыха;
- правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления (полноценная индивидуальная разминка, подбор снарядов и мест для занятий, упражнений для активного отдыха и расслабления, создание положительного эмоционального фона);
- варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и тренировочными занятиями;
- разработку системы планирования с использованием различных восстановительных средств в месячных и годовых циклах подготовки (Дубровский, 1991).
Особое место среди средств восстановления, способствующих повышению физической работоспособности, а также препятствующих возникновению различных отрицательных последствий от физических нагрузок, занимают медико-биологические средства, к числу которых относятся: рациональное питание, фармакологические препараты и витамины, белковые препараты, спортивные напитки, кислородный коктейль, физио и гидротерапия, различные виды массажа, бальнеотерапия, баровоздействие, локальное отрицательное давление, бани (сауны), оксигенотерапия, адаптогены и препараты, влияющие на энергетические процессы, игловоздействие, электростимуляция, аэроионизация, музыка (цветомузыка) и др.
Иногда процесс тренировки и особенности соревновательной деятельности не позволяют использовать традиционные педагогические и медико-биологические средства восстановления. В этих случаях целесообразно использовать психологические средства восстановления работоспособности, позволяющие с большой эффективностью активизировать восстановительные процессы, оптимизировать психическое состояние. Используются такие психологические методы как методы гетерорегуляции (воздействие извне) и методы ауторегуляции (самовоздействие). К методам гетерорегуляции относятся гипносуггестивные методы психорегуляции, фракционный гипноз, внушение в состоянии бодрствования (разъяснение, убеждение и внушение наяву), плацебо-эффект и косвенное внушение, музыкальная психорегуляция, электросон. Аутосуггестивные методы психорегуляции объединяют средства активного самостоятельного управления психическим состоянием и некоторыми психофизиологическими функциями организма – аутогенная тренировка, релаксация (расслабление мышц), психомышечная тренировка (Зотов, 1990).
Говоря о средствах восстановления, восстановительных мероприятиях. ускорении восстановления, необходимо иметь в виду относительность этих понятий. Все виды воздействия восстановительного характера являются для организма дополнительными раздражителями. Применяя различные т.н. "средства восстановления", мы даем дополнительную нагрузку на многие органы и системы организма, заставляя их усилено функционировать на фоне покоя мышцы, что в конечном итоге и обеспечивает ускорение восстановления ее функционального состояния (Талышев, 1979).