Очень важными для тренировочного процесса являются вопросы связанные с ускорением и повышением эффективности отдыха.

Характеристиками восстановительного периода являются как степень отклонения исследуемых показателей, от уровня покоя, так и время их восстановления до исходного уровня.

Восстановительных процессов

Методы оценки и способы активации

 

Для характеристики восстановительного периода используют различные параметры, время их возвращения к исходным величинам. Этими показателями могут быть самые разные показатели функцио­нального состояния организма: показатели сердечно-сосудистой деятельности, дыхания, состава крови, мочи и т.д.

Весьма важным является время восстановления функциональных возможностей скелетной мускулатуры, ее работоспособности.

Проблема восстановления и ускорения восстановительных процес­сов в современном спорте является одной из наиболее актуальных. Следует в первую очередь вспомнить громадные объемы тренировоч­ных нагрузок и их высокую интенсивность. К тому же весьма велико распространение эмоциональных стрессов, возникающих в процессе напряженной тренировочной и соревновательной работы.

 

До настоящего времени одним из распространенных путей со­вершенствования тренировочного процесса было увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Но данный путь не может быть бесконечным, ввиду исчерпания функциональных резервов и в конечном итоге развития перетренированности. Вследствие этого весьма актуально такое построение тренировочных занятий, при котором учитываются закономерности течения восстановительных про­цессов и, что особенно важно, тем или иным способом ускоряется их ход. Таким образом, знание и использование особенностей процесса восстановления является обязательным условием построения тренировочного процесса.

 

В практике выделяют три группы методов ускорения восстанов­ления: педагогические, медико-биологические и психологические.

Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки спортсменов. Они включают в себя:

- рациональное планирование тренировочного процесса в соот­ветствии с функциональными возможностями организма спортсмена, правильное сочетание общих и специальных средств, оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро- и макроциклов, широкое использование переключений, четкую организацию работы и отдыха;

- правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления (полноценная индиви­дуальная разминка, подбор снарядов и мест для занятий, упражнений для активного отдыха и расслабления, создание положительного эмо­ционального фона);

- варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнения­ми и тренировочными занятиями;

- разработку системы планирования с использованием различных восстановительных средств в месячных и годовых циклах подготовки (Дубровский, 1991).

 

Особое место среди средств восстановления, способствующих по­вышению физической работоспособности, а также препятствующих воз­никновению различных отрицательных последствий от физических наг­рузок, занимают медико-биологические средства, к числу которых относятся: рациональное питание, фармакологические препараты и витамины, белковые препараты, спортивные напитки, кислородный кок­тейль, физио и гидротерапия, различные виды массажа, бальнеотера­пия, баровоздействие, локальное отрицательное давление, ба­ни (сауны), оксигенотерапия, адаптогены и препараты, влияющие на энергетические процессы, игловоздействие, электростимуляция, аэ­роионизация, музыка (цветомузыка) и др.

 

Иногда процесс тренировки и особенности соревновательной деятельности не позволяют использовать традиционные педагогические и медико-биологические средства восстановления. В этих случаях целесообразно использовать психологические средства восстановления работоспособности, позволяющие с большой эффективностью активизировать восстановительные процессы, оптимизировать психическое состояние. Используются такие психологические методы как методы гетерорегуляции (воздействие извне) и методы ауторегуляции (самовоздействие). К методам гетерорегуляции относятся гипносуггестивные методы психорегуляции, фракционный гипноз, внушение в состоянии бодрствования (разъяснение, убеждение и внушение наяву), плацебо-эффект и косвенное внушение, музыкальная психорегуляция, электросон. Аутосуггестивные методы психорегуляции объединяют средства активного самостоятельного управления психическим состоянием и некоторыми психофизиологическими функциями организма – аутогенная тренировка, релаксация (расслабление мышц), психомышечная тренировка (Зотов, 1990).

 

Говоря о средствах восстановления, восстановительных меропри­ятиях. ускорении восстановления, необходимо иметь в виду относи­тельность этих понятий. Все виды воздействия восстановительного характера являются для организма дополнительными раздражителями. Применяя различные т.н. "средства восстановления", мы даем дополнительную нагрузку на многие органы и системы организма, заставляя их усилено функционировать на фоне покоя мышцы, что в конечном итоге и обеспечивает ускорение восстановления ее функци­онального состояния (Талышев, 1979).