Психологическое направление в социологии
Ближе к концу XIX в. возникает психологическое направление в социологии, оказавшее сильное влияние на развитие социологии как науки. Появление нового направления было связано с успехами психологии, особенно экспериментальной. Кроме того, психология, которая еще в начале XIX в. изучала лишь индивида, к концу столетия исследует уже социальные процессы и поведение групп (общностей) людей. Своеобразный биологический редукционизм, сведение многообразия социальных явлений к биологическим более не устраивал и социологию. Как реакция на неудовлетворенность этим сведением, с одной стороны, и как появление интереса к проблемам мотивации человеческого поведения и его психологическим механизмам, с другой, возникает психологическое направление в социологии.
Некоторые исследователи объясняли явление психологизации социологических теорий стремлением социологов увести общественное сознание от обострившихся противоречий общественного развития, особенно в сфере производства, и направить его к социально-психологическим факторам. Нам кажется, что такое объяснение носит больше идеологический, чем научный характер, и должно быть скорее отвергнуто, чем принято. Нужно иметь в виду логику развития социологической науки, которая испытывала воздействие теоретической мысли в целом. И если в рамках последней психология добилась во второй половине XIX — начале XX вв. определенных результатов, то это не могло не сказаться на развитии пограничной с ней области научного знания — социологии. Именно тогда началось их совместное движение к новым успехам, продолжающееся и по сей день.
Психологическое направление,сформировавшееся на рубеже веков, имело сложную структуру. Выделим психологический зволюционизм, групповуюпсихологию и психологию подражании, интеракционизм(направление, изучающее межличностное взаимодействие).
Психологический эволюционизм был представлен прежде всего работами двух американских социологов — Л. Уорда и Ф. Гиддингса. В учение ЛестераУорда (1841—1913) центральным звеном стала концепция социальных сил Социальные сипы определяют поведение человека. Раз они психологизируются Уордом, то понятно, что базой социологии становится не биология, как, скажем, у Спенсера, а психология. Первичной социальной силой оказываются желания. Основными среди них выступают голод, жажда, половые потребности, обеспечивающие продолжение рода. Это первичные социальные силы-желания. На их основе возникают более сложные, вторичные, — интеллектуальные, моральные и эстетические. Если первичные желания человека объясняют его индивидуальное, личное поведение, то вторичные могут быть использованы для анализа поступательного развития общества, в основе которого они лежат. Главной среди вторичных социальных сил является интеллект. Базой удовлетворения первичных желаний выступает труд. Но он не всегда может решить эту задачу, ибо не все зависит от человека. Отношения, в которые он включен, оказываются зачастую "выше" его самого.
Уорд внес заметный вклад в развитие социологии прежде всего стремлением доказать, что в социальной эволюции, носящей активный характер, ведущую роль играет психология человека, его воля. Говоря о значении Уорда, необходимо также отметить, что он явился одним из основателей Американской социологической ассоциации и ее первым президентом (1906— 1908).
Франклин Гиддингс (1855—1931) создал одну из первых социологических кафедр в США (Колумбийский университет, 1894). В работе "Основания социологии" он рассматривал общество как "психическое явление, обусловленное физическим процессом". Отсюда следовало, что социология "должна соединить в себе кик субъективное, так и объективное объяснения" . В этом союзе главном оказывается субъективная, психологическая сторона. Не случайно одним из центральных понятий, которым оперирует Гиддингс, является "социальный разум".
В понимании социальных процессов для американского социолога главное- не объективная характеристика, а субъективные признаки, среди которых одно из ведущих мест занимает чувство солидарности. Именно этот признак был положен в основу дифференциации классов Гиддингса. Он выделял "социальный класс" (состоящий из людей, активно защищающих свое общество), "несоциальный класс" (люди, равнодушные к общественным делам и характеризующиеся индивидуализмом в поведении), "псевдосоциальный класс" (бедняки, стремящиеся жить за счет общества), "антисоциальный класс" (в основном преступники). Приведенная точка зрения дает представление о роли психологических характеристик социальных процессов, хотя понятно, что с ней можно успешно полемизировать.
Групповая пихология и теория подражания
Идеи групповой психологии и теорию подражания активно развивал Гюстав Лебон(1841—1931). Французский теоретик одним из первых разработал понятие толпы, или массы,под которой понимал группу людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами и готовых идти куда угодно за признанным ими лидером.
Лебон делил толпу на однородную и разнородную. Разновидностями первой являются, по его мнению, классы, касты, секты, второй — парламентские собрания, уличные толпы и др. В любом случае толпа для Лебона — разрушительная, иррациональная, бессознательная сила, ее поведение регулируется законом "духовного единства толпы".
В толпе человек теряет свое индивидуальное мышление, заражаясь общим настроением. Он превращается из простого человека в "человека толпы". В ней индивид теряет чувство реальности и оказывается подверженным влиянию лидера значительно сильнее, чем в обычных условиях. Причем чем дольше по времени человек находится в толпе, тем больше он теряет себя, подвергаясь влиянию и толпы, и лидера.
Не принимая основную концептуальную линию Лебона, отождествлявшего народ с иррациональной толпой, мы вместе с тем должны сказать о постановке им теоретических проблем анонимности, психического заражения и внушаемости человека, находящегося в толпе. Эти проблемы не только не потеряли актуальности, но оказались одними из важных в условиях демократизации, когда многочисленные формы "митинговой" активности получили широкое распространение в нашем обществе.
Другой французский социолог Габриэль Тард(1843—1904) рассматривал социологию как коллективную психологию
Простое социальное отношение трактовалось им как стремление человека или группы людей передать желания. Основным социальным процессом Тард считал подражание, которое характеризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на сферы межличностных и групповых взаимодействий. Наиболее типичным видом подражания является подражание низших слоев высшим.
Источник социального прогресса, по Тарду,- изобретение, трактуемое предельно широко,- от технических нововведений до оригинальных общественно-политических идей. Оно, также как и подражание, является предметом социологического изучения. В качестве основных методов социологии французский теоретик выделял археологический и статистический методы. Первый базируется на анализе исторических документов, второй используется для получения информации о процессах подражания. Для этого Тард составлял кривые распространения подражательных актов и потоков. Использование второго метода позволило ему осуществить социально-статистические исследования по проблемам преступности, которые получили высокую оценку его современников.
Тард одним из первых обратил внимание на возрастание роли коммуникативных средств печати (особенно газет), телефона, телеграфа. Он рассматривал их как фактор социального контроля. Впоследствии эти и другие идеи Тарда получили развитие в исследованиях массовых средств коммуникации, теориях "массового общества", социальной психологии.
ИнтеракционизмВзгляды Лебона и Тарда способствовали зарождению интеракционизма,для сторонников которого личность была не изолированным индивидом, а социальным существом, принадлежащим к той или иной общественной группе и выполняющим несколько социальных ролей. Следовательно, в интеракционизме противопоставление личности и общества уступает место их взаимосвязи и взаимодействию. Одним из основателей и наиболее крупных представителей чанного направления был профессор Мичиганского университета Чарльз Кули(1864—1929). В его учении личность и общество взаимодействовали в рамках различных социальных групп. Кули первым ввел их классификацию, рассмотрев понятие первичных групп и вторичных общественных коллективов. Первичной группой американский ученый считал ассоциацию и кооперацию индивидов, непосредственно (лицом к лицу) взаимодействующих друг с другом. Первичную группу образуют люди, поддерживающие устойчивые отношения, характеризующиеся, как правило, пониманием, интересом и взаимными симпатиями. Примеров таких групп можно привести много, но наиболее типичными являются семья, производственная бригада, детский игровой коллектив, студенческая группа.
Исследуя поведение личности в рамках таких групп, Кули различает и выделяет самосознание их членов (то, что я думаю о себе), социальное сознание (то, что я думаю о других) и общественное сознание (то, что в группе думают обо мне и о группе в целом). По существу самосознание, социальное и общественное сознание оказываются тесно связанными и отражают реальное взаимодействие членов группы и общества в целом.
Что касается вторичных общественных коллективов (к ним Кули относит классы, нации, партии и др.), то они образуют социальную структуру общества, при этом индивид выступает лишь как носитель определенных функций, а царят безличные отношения. Следует отметить, что на базе интеракционизма в XX столетии в западной, прежде всего американской социологии возникла концепция символического интеракционизма (подробнее о ней будет сказано дальше).
Завершая характеристику психологического направления в социологии, следует сказать, что оно позволило сделать науке новый важный шаг по пути приближения к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества. Именно этому направлению социология обязана возросшим интересом к изучению внутреннего мира человека, социально-психологических отношений между людьми и общностями. Вместе с тем, преодолев биологический редукционизм, сторонники психологического направления преувеличили роль и значение психологического фактора в социальных процессах.