Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни

 

Каждый возрастной этап имеет свои возможности и особенности. Деятельность специалистов по наиболее полному обеспечению этих возможностей является самостоятельным предметом социальной пе- дагогики. Специфика социально-педагогической работы с различны- ми категориями людей по обеспечению их социального развития в зависимости от возраста нашла отражение и в специальных разделах: ювеногогике, андрогогике и геронтогогике.

Ювеногогика (от лат. junior — младший и agoge — руководство, воспитание) — отрасль педагогической науки, охватывающая теоре- тические и практические проблемы обучения и воспитания юношест- ва (молодых людей). Данная область изучает проблемы саморазвития ребенка в ранние юношеские годы: особенности гражданского, умст- венного, нравственного, духовного, трудового, сексуального и т.п. формирования молодых людей.

Характерная проблема социализации ребенка в дошкольном возрасте — это содействие ему в идентификации. Педагогическими аспектами социализации ребенка, подростка школьного возраста яв- ляются: обучение, дальнейшее воспитание и развитие; профессио- нальная ориентация. Ее особенности на этапе профессионального обу- чения (начального, среднего, вузовского) — это адаптация к среде; профессиональная подготовка; приобретение навыков трудовой дея- тельности, утверждение в перспективе профессиональной деятель- ности.

Андрогогика (от греч. aner, род. падеж — andros — взрослый чело- век и agoge — руководство, воспитание) — отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы обуче- ния и воспитания взрослых. Педагогические аспекты социализации


52 Раздел II. Социальное формирование личности

 

человека на этапе трудовой деятельности включают: необходимость и особенности обучения и воспитания взрослого человека. Проблемы непрерывного образования взрослых, профессиональной, послепро- фессиональной подготовки, переподготовки взрослого человека — это адаптация взрослого человека в новых условиях (в системе обучения, трудовом коллективе, профессиональной деятельности); рост профес- сионального мастерства; общекультурное, духовно-нравственное раз- витие взрослого человек; а его самоутверждение; реализация семей- ной функции (формирование семьи, укрепление семейных отноше- ний, воспитание детей, помощь и поддержка молодой семьи и пр.); подготовка к послетрудовой деятельности.

Особая роль в социализации взрослого человека принадлежит ему самому, его саморазвитию, самоутверждению и самоосуществлению.

Геронтогогика (от греч. gerontos — старец и agoge — руководство, воспитание) — отрасль педагогической науки, охватывающая теоре- тические и практические проблемы взаимодействия с людьми пре- клонного возраста. Особенности социального развития человека в по- жилом и престарелом возрастах: адаптация пенсионера к новым условиям; реализация его потенциала в обществе; сочетание семейно- домашних и общественных форм оказания помощи пожилым и пре- старелым для достойной жизни; социальная поддержка их на завер- шающем этапе жизни; использование опыта, знаний старшего поколения в социализации, воспитании и обучении молодежи.

Необходима дифференциация социально-педагогической работы с разными категориями пожилых людей.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Что понимается под социализацией?

2. Дайте характеристику социализации как процессу.

3. Дайте характеристику социализации как результату.

4. Дайте характеристику социализации как проявлению.

5. Каково влияние наследственных и врожденных особенностей человека на его социализацию?

6. Назовите и дайте характеристику основных этапов социализации человека.

7. Каковы возможности управления процессом социализации человека?

8. Каковы педагогические аспекты социализации человека?

9. Каковы основные факторы среды, обусловливающие социализацию человека?

10. Что понимается под десоциализацией?

11. Каковы основные причины десоциализации?

12. Что понимается под ресоциализацией?

13. Какова взаимосвязь социализации, десоциализации и ресоциализации в жизне- деятельности человека?

14. Каковы проблемы социализации человека на различных этапах его возрастного развития?


Глава 4. Педагогика социального становления личности 53

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

 

1. Взаимосвязь социализации, десоциализации и ресоциализации в жизнедеятель- ности человека.

2. Проблемы социализации человека на различных этапах его возрастного разви- тия, с которыми сталкивается социальный работник.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М, 1992. Т. 2.

3. Громова МЛ. Педагогические основы образования взрослых. М., 1993.

4. Дюргейм Э. Социология образования. М., 1996.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.

6. Немое Р.С. Психология образования: В 2 кн. М, 1994. Кн. 2.

7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

8. Ремишидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления лич- ности. М., 1994.

9. Социология. М., 1990.


 

 

Глав а 5

Механизмы и движущие силы социального развития

ребенка

 

Человек, появившись на свет, развивается, формируется, стано- вится личностью. Для социального развития он наделен значитель- ным потенциалом и механизмами его реализации. Этот потенциал с рождения включает определенные для каждого человека биологичес- кие, физиологические, психические, энергетические и социальные возможности для развития и самореализации. Потенциальные воз- можности человека либо реализуются, либо нет. В первом случае они укрепляются, приобретают новое качественное содержание. Реализа- цию потенциала человека можно сравнить с бутоном красивого цвет- ка. Он может созреть и раскрыться во всей своей красоте либо увя- нуть, так и не раскрывшись. Потенциальные возможности развития особенно велики в самом раннем возрасте, когда ребенок предраспо- ложен к значительной динамике роста. Полная его реализация позво- ляет человеку достичь высокого уровня самосовершенства.

Для обеспечения наиболее целесообразных условий саморазви- тия ребенка воспитателю необходимо знать его индивидуальные возможности, динамику их изменения и факторы, от которых в большей или меньшей степени они зависят. Индивидуальные воз- можности ребенка определяются основными источниками и их дви- жущими силами, которые обусловливают социальное развитие и воспитание человека.

Основные вопросы главы:

1) источники социального развития человека;

2) движущие силы социального развития человека;

3) роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании.

 

§ 1. Источники социального развития человека

 

Источники — это то, что питает и на основе чего имеет место социальное развитие человека. Они подразделяются на внутрен- ние — присущие новорожденному и внешние, на основе которых происходит реализация его внутренней социальной обусловлен- ности.


Глава 5. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 55

return false">ссылка скрыта

 

А. Внутренние источники социального развития человека.

К основным, наиболее существенным внутренним источникам со- циального развития относятся:

Потенциал в виде задатков и возможностей, полученный человеком от рождения и приобретенный им в процессе жизнедеятельности. У каждого ребенка индивидуальный потенциал социального развития значителен. Развиваясь в соответствующих условиях, человек может достичь в личностном плане именно того уровня, к которому он был потенциально предрасположен. Проблема заключается в том, до како- го уровня удается реализовать его в процессе социального развития у конкретного ребенка в целом и в тех или иных условиях (дома, в дет- ском саду, школе) в частности.

Взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии биологического, физиологического, психологического и социального факторов человека. Задержка человека в биологическом, физиологическом или психичес- ком развитии сказывается на социальном и наоборот. Известно, что маугли долго не живут. Другими словами, жизненный цикл человека, не имевшего возможностей для активного социального развития в самом раннем возрасте, ограничен по сравнению с циклом его сверст- ников. Отставание в социальном плане особенно сказывается на пси- хическом развитии ребенка. Об этом свидетельствуют результаты формирования детей, личностей, оставшихся без попечения родите- лей, воспитываемых в доме ребенка, интернатах, детских домах. Таким образом, психическое и социальное развитие тесно взаимосвя- заны.

Органы чувств, уровень их развития. С их помощью ребенок по- знает среду жизнедеятельности. При этом он обогащается и формиру- ется. Характерно, что своеобразие познания ребенком окружающего мира определяется адекватностью его развития, действий и поступ- ков. Недостатки в структуре формирования органов чувств создают для него значительные трудности при взаимодействии со средой жиз- недеятельности, изучении ее. При этом его восприятие среды имеет индивидуальный характер, обусловленный уровнем и особенностями его органов чувств. Например, слепому ребенку непонятны цвета, краски, свет. Для него значительно богаче гамма звуков, тепла и пр. Данный фактор определяет отличное от сверстников социальное раз- витие ребенка с особыми нуждами и его проявление в среде жизнеде- ятельности.

Органы чувств динамичны в своем развитии. Чем с более раннего возраста они целенаправленно развиваются, тем большего уровня до- стигают, и наоборот, нереализация потенциала того или иного органа ведет к затуханию его деятельности.


56 Раздел II. Социальное формирование личности

 <го развития человека


Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 484; Опубликованный материал нарушает авторские права?.