Основные категории, функции и задачи социальной педагогики

 

Методологические основы социальной педагогики. В широком смыс- ле к ним следует отнести теоретические, концептуальные положения, знания, которые выполняют по отношению к социальной педагогике методологическую функцию. Они вырабатываются такими науками, как философия, социальная философия, педагогика, психология, со- циальная психология, социальная работа, этнография, социология, медицина и др. В узком смысле это — цели, принципы построения, формы организации способов научного познания социально-педаго- гической действительности.

Основные категории социальной педагогики — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее главные составляющие. К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-пе- дагогическая деятельность, социальное развитие, социальное воспита- ние, социальная адаптация и дезадаптация, социализация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и др. Сущность категорий рассматривается в соответст- вующих главах пособия.

Назначение (цель) социальной педагогики — способствовать со- циальному формированию личности, группы с учетом ее своеобра- зия и социокультуры государства (общества), в котором ей предсто- ит жить. Под своеобразием понимается то, что отличает одного человека (группу) от другого (другой). Оно может проявляться в возрастных различиях, волевых особенностях, индивидуальных воз- можностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями).

Предмет социальной педагогики — социально-педагогический процесс, определяющий принципы, формы, методы исследования практической деятельности и условия сто реализации. Однако пере- численное недостаточно полно раскрывает содержание предмета со- циальной педагогики. Поэтому каждый раздел будет его дополнять.

Содержание социальной педагогики определяется ее функциями, каждая из которых представляет собой одно из ее направлений, отра- жающих ее содержание. Функции (от лат. functio — отправление, дея- тельность) — обязанность, круг деятельности, назначение. Функции социальной педагогики помогают понять ее содержание. К ним отно- сятся:

• Познавательная — исследование практики педагогической дея- тельности ее полномочными представителями (социальными педаго- гами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятель-


16 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

 

ность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами).

• Научная — изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка теоретической базы, обосновывающей социально-педагогические яв- ления.

• Диагностическая (оценочная) —диагностика социального в личности, социального своеобразия группы, осуществление социаль- но-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума, протекающих в нем процессов.

• Прогностическая — определение перспектив (ближайших и длительных во времени) развития социально-педагогических про- цессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и че- ловека).

• Объяснительная — описание социально-педагогических явле- ний, условий их существования и возможностей преобразования.

• Адаптационная — деятельность, направленная на стимулирова- ние приспособления человека к среде или среды к человеку с учетом его индивидуальности (своеобразия).

• Преобразующая — социальная педагогика призвана изменять педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-вос- питательный процесс, свое содержание.

• Коррекционная — направленная деятельность специалистов по коррекции процесса социального развития и воспитания детей и под- ростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспита- телей.

• Реабилитационная — направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к разви- тию, воспитанию, профессиональной деятельности.

• Мобилизационная — направленная деятельность специалистов по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки.

• Профилактическая (защитно-профилактическая) — направлен- ная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе.

• Образовательная — исследование содержания, методики и обес- печение подготовки кадров для социальной сферы.

• Управленческая — направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, соци- ально-педагогических явлений в коллективе, группе.


Глава 1. Социальная педагогика, её предмет и задачи 17

 

• Задачи педагогики. Они подразделяются на общие — теорети- ческие, практические и частные — по отраслям практической деятель- ности. Таких задач достаточно много. Их следует рассматривать по основным блокам, составляющим социальную педагогику в целом, и по каждому из них по направлениям — теоретическому, практическо- му и образовательному.

Задачи социопедагогики:

осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов;

— исследование влияний факторов среды на растущую личность, группу;

— использование факторов среды в социальном развитии и воспи- тании человека, при решении определенных социально-педагогичес- ких задач;

— исследование влияния отдельных факторов (например, семьи, средств массовых коммуникаций) на личность и др.

Задачи социального воспитания:

— исследование проблем содержания и способов обеспечения наи- более оптимального социального воспитания различных групп насе- ления, отдельных категорий людей, отдельных личностей;

— исследование проблем социального воспитания личности в ус- ловиях семьи, образовательных и специальных учреждений;

— изучение опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;

— изучение зарубежного опыта социального воспитания и адапта- ция его к отечественным условиям и др.

Задачи изучения человека как социальной единицы:

— исследование особенностей социального развития, социализа- ции человека как личности;

— исследование особенностей социального развития людей, отли- чающихся своеобразием;

— выявление причин социальных отклонений в процессе развития и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоле- ния и др.

Задачи изучения личностной позиции и активности человека в со- циальном самосовершенствовании:

— выявление роли человека в социальном самосовершенство- вании;

— исследование возможностей активизации социального самосо- вершенствования человека на различных возрастных этапах и др.

 

2 - 5887


18 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

 

В публикациях встречается смешение понятий «социальная педа- гогика» и «социальная работа». Основными причинами такого подхо- да являются:

1. Институт социальной педагогики не получил широкого разви- тия в Европе и Америке. За рубежом ее рассматривают как часть со- циальной работы. В России социальная работа развивалась в том же русле.

2. В России институты социальной работы и социальной педаго- гики формировались одновременно. Ее первые теоретики (В.Г. Боча- рова) считали, что отечественная социальная работа отличается от американской тем, что она делает значительный акцент на активиза- цию самого человека в решении своих социальных проблем. В этом заключается педагогика социальной работы — социальная педагогика.

3. Такой подход к социальной педагогике как педагогике социаль- ной работы поддерживается зарубежными специалистами. Он им по-

Однако следует подчеркнуть, что социальная работа и социальная педагогика имеют свои цели, объект и предмет (см. табл. 1).

 

Таблица 1

 

  Социальная работа Социальная педагогика
Цель Социальная защита, социальная по- мощь, социальная поддержка, соци- альное обслуживание и пр. Социально-педагогическая оценка (экспертиза), социальное развитие, социальное воспитание, их коррек- ция и реабилитация, исправление и перевоспитание
Объект Человек, имеющий социальную про- блему, которую он не может решить самостоятельно Человек, нуждающийся в социаль- но-педагогической помощи. Социально-педагогические прогно- зирование, оценка (экспертиза)
Предмет Оказание материальной помощи, социальная защита человека, про- цесс консультирования, процесс со- циального обслуживания человека с особыми нуждами и пр. Социально-педагогический процесс развития, воспитания, коррекции или реабилитации и пр. Методы и методика проведения со- циально-педагогических прогнози- рования, оценки (экспертизы)

 

В каких-то проявлениях социальная работа и социальная педаго-

гика могут совпадать, пересекаться, а в каких-то нет. Реализуют они свои цели соответствующими (своими) методами, средствами.


Глава 1. Социальная педагогика, ее предмет и задачи 19

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Назовите и раскройте основные направления, отражающие развитие социальной педагогики.

2. Что представляет собой социопедагогика?

3. Дайте характеристику педагогики среды.

4. Что представляет собой педагогика социального становления личности?

5. Дайте характеристику педагогики социальных отклонений.

6. Каково место и роль самого человека в социальном становлении?

7. Что такое социальная педагогика?

8. Дайте характеристику социальной педагогики как теории.

9. Дайте характеристику социальной педагогики как практики.

10. Дайте характеристику социальной педагогики как учебной дисциплины.

11. Назовите и дайте характеристику основных категорий социальной педагогики.

12. Каково назначение социальной педагогики?

13. Что является предметом социальной педагогики?

14. Каковы основные функции социальной педагогики?

15. Каковы основные задачи социальной педагогики?

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

 

1. Социальная педагогика как теория.

2. Социальная педагогика как практика.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

2. Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. М., 1996.

3. Мардахаев Л.В., Липский И.А. Социальная педагогика: пути развития // Ученые записки: Науч.-теор. сборник МГСУ. 1996. № 2.

4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

5. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.


 

 

Глав а 2

Основные принципы социальной педагогики

 

Проблема принципов в социальной педагогике связана с разработ- кой теоретико-методологических основ. Она позволяет определить основные, базовые положения, влияющие на эффективность социаль- но-педагогического процесса.

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) понятие и сущность принципов в социальной педагогике;

2) общая характеристика основных принципов социальной педа- гогики и их требования — это:

 

§ 1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике

 

Слово «принцип» (от лат. principium) означает первоначало, осно- ву, определяющую данное явление. Нередко принцип отождествляет- ся с правилом. Принцип является родовым понятием, т.е. более общим, а правило — видовым, т.е. более частным. По своему объему правило уже принципа. Оно вытекает из него и отражает частные по- ложения определенного принципа, методику его применения в кон- кретной ситуации. По форме выражения в педагогике правила имеют характер рекомендаций. Принцип содержит в себе многие правила, но их совокупность не составляет еще принцип, как совокупность явле- ний еще не определяет их сущности.

Под принципом понимается исходное начало, более или менее общее для данного явления. Правило — это определенная норма, вы- ражающая обязательный характер деятельности специалиста. Прин- цип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления пли результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов.

Они подразделяются на:

• принципы социальной педагогики как науки. Они имеют обще- методологический характер и присущи научной дисциплине. Такие принципы включают: исходное положение науки, тождественное за- кону; наиболее общее положение, в основе которого лежат группы за- конов; частное проявление закона. К ним относят научность, объек- тивность, историзм, связь с практикой и др.;


Глава 2. Основные принципы социальной педагогики 21

 

• принципы социальной педагогики как практики (принципы, обу- словливающие организацию и собственно социально-педагогическую деятельность). Они отражают исходные, базовые положения, выполне- ние которых способствует высокой организации и обеспечению эффек- тивности социально-педагогической деятельности. Именно их чаще всего отождествляют с принципами социальной педагогики;

• принципы образовательной деятельности по подготовке специа- листов социальной сферы. Это принципы педагогики высшей школы. Они имеют общий характер, отражают закономерности высшей школы, и их требования необходимо учитывать при подготовке спе- циалистов высшей квалификации.

Принципы имеют также и объективный характер: их особенность заключается в том, что если социальный педагог учитывает их требо- вания, то вероятность получения им достаточно высокого результата очень велика. На практике специалист на личном опыте либо на опыте других нередко самостоятельно осваивает многие (а иногда только некоторые типичные) рекомендации, которые отражают прин- ципы социально-педагогической деятельности, и это помогает ему в работе. В этом случае они выступают в форме норм, правил, опреде- ляющих практическую деятельность специалиста. Изучение принци- пов социальной педагогики позволяет специалисту в процессе овла- дения профессией принять те рекомендации, которые должны стать для него естественными в практической работе.