Вопрос 14. Задача выбора поставщика
1.Важной функцией служб снабжения различных фирм является выбор поставщика для компании. Он осуществляется в тои этапа:
→ поиск потенциальных поставщиков:
•объявление конкурса;
•изучение рекламных материалов;
•посещение выставок и ярмарок;
•переписка и личные контакты с возможными поставщиками;
→ анализ потенциальных поставщиков по таким критериям. как:
•цена;
•качество продукции;
•надежность поставок (соблюдение договоров по срокам поставки, по ассортименту, комплектности, качеству и количеству продукции);
•удаленность поставщика от потребителя;
•сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
•наличие резервных мощностей;
•организация управления качеством у поставщика;
•психологический климат у поставщика;
•способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
•финансовое положение поставщика;
→ оценка результатов работы с поставщиками на основе:
•критериев выбора поставщика;
•анализа значимости товара для производственного или торгового процесса;
•значимости (важности) каждого критерия;
•оценок по каждому критерию.
2.Существует два основных метода организации выбора поставщика:
→ через торгового агента фирмы, осуществляющей закупки;
→посредническую организацию.
Торговые агенты, посреднические фирмы могут осуществлять указанную деятельность по поиску поставщика как за фиксированное вознаграждение, так и за процент от сделки.
3. Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована с помощью:
→объявления конкурсных торгов;
→ изучения рекламных материалов;
→посещения выставок и ярмарок;
→переписки и личных контактов с возможными поставщиками.
При этом наиболее распространенными и эффективными являются:
→конкурсные торги;
→ письменные переговоры между поставщиком и потребителем.
4.Имеется три основных критерия выбора поставщика.
→стоимость приобретения продукции или услуг;
→качество продукции или услуг;
→надежность обслуживания.
Один из ключевых вопросов материально-технического снабжения — качество поставляемого сырья и комплектующих изделий. Несмотря на конкуренцию среди потенциальных поставщиков на внутреннем и международном рынке, проблема качества материальных ресурсов стоит достаточно остро. Наиболее солидные западноевропейские, американские и японские компании разрабатывают специальные программы по поддержан и повышению качества своей продукции. Значительное в мание в них уделяется качеству поставляемых материальных ресурсов.
Характерным примером в этом деле может являться опыт копании "ИТТ Кэннон Норт Америка" (США). Вструктуре управления компанией создана так называемая "группа по бору поставщика", в которую входят представители системы материально-технического снабжения компании, финансовой службы, производственного отдела и пр. Группа отбирает в качестве поставщиков лишь тех, кто проявил или может проявить способность удовлетворить уровень запросов, предъявляемых компанией. Группа выдвигает технические требования к предметам закупок, основанные на технических требованиях к конечной продукции, которые передаются поставщику.
При рассмотрении возможностей поставщика на первое место выдвигаются следующие требования:
→ наличие оборудования для производства продукции необходимого качества;
→ возможность проводить испытания качества по заданной программе и с помощью необходимых приборов;
→ контроль и аттестация входящих материалов и сырья;
→ наличие необходимых документов и инструкций, определяющих количество рабочих операций и их контроль;
→ наличие маршрутных документов, подтверждающих проведение всех необходимых операций по производству и контролю.
Программы поддержания качества закупаемых комплектующих и сырья тщательно продумываются, в расчет берется даже организация учебы персонала поставщиков-смежников. Задачей обучения, как правило, является повышение уровня знаний персонала, который информируют о новейших технологиях и процессах, чтобы сделать обслуживание станков и приборов квалифицированным и эффективным.
В практике материально-технического снабжения встречаются случаи поставок товаров посредственного и низкого качества. В связи с этим принимаются различные экономические меры, направленные на снижение объема поставок низкокачественных товаров. В большинстве случаев некондиционные товары возвращаются компании-виновнику, оплата их не производится, возможны и штрафные санкции.
Надежность обслуживания — это гарантированность обслуживания заказчика необходимыми материальными ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от недопоставок, которые могут возникнуть, нарушений сроков доставки и других факторов. Надежность можно оценить вероятностью отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В отдельных случаях качество обслуживания, а также отдельные условия поставки не отражаются на цене приобретения.
Кроме основных критериев выбора поставщика существуют и прочие критерии, количество которых может доходить до нескольких десятков.
5.Для сбора информации, необходимой для применения перечисленных критериев, используются следующие источники:
→ собственное расследование;
→местные источники;
→банки и финансовые институты;
→конкуренты потенциального поставщика;
→торговые ассоциации, например Торгово-промышленная плата РФ;
→информационные агентства;
→государственные органы. такие. как:
• регистрационные палаты;
• налоговая, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.
В отборе источников информации следует руководствоваться следующими правилами:
→нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации;
→как минимум один из используемых источников должен быть независимым,
т. е. не быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации. Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован.