СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
FIFTH EDITION
Social Psychology
David G. Myers
McGRAW-HILL, INC.
New York St. Louis San Francisco Auckland Bogota
Caracas Lisbon London Madrid Mexim
NewDe,hi Paris San Juan Singapore SyXy Tokyo ToronTo
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов
и аспирантов психологических факультетов,
а также слушателей курсов психологических
дисциплин на гуманитарных факультетах
ВУЗов РФ
Санкт-Петербург
Москва • Харьков • Минск 1997
Дэвид Майерс
Давид Майерс Социальная психология
Перевели с английского В. Гаврилов, С. Шпак, С. Меленевская, Д. Викторова
Главный редактор В. Усманов
Заведующий редакцией М. Чураков
Научный редактор А. Свенцицкий
Литературные редакторы М. Шахтарина,
В. Рыжков, В. Попов
Художественные редакторы П. Кудряшов, С. Лебедев
Художник А. Суворов
Корректоры Л. Конорова, Е. Рогозина
Оригинал-макет подготовила М. Шахтарина
ББК 88.5 УДК 159.9:301 Майерс Д.
М14 Социальная психология/Перев. с англ. — СПб.: Питер, 1997. — 688 с: ил. ISBN 5-88782-141-8
Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология» воспитал не одно поколение американских студентов. Пятое издание этого фундаментального труда появилось в США в 1996 году. Живой язык автора, обзор широкого спектра теорий и гипотез, разнообразие экспериментов — все это привлечет внимание не только студентов гуманитарных факультетов, но, безусловно, заинтересует психологов, социологов, философов.
© 1996,1993,1990,1987,1983 by The McGraw-Hill Companies, Inc. All rights reserved.
© Перевод на русский язык С. Меленевская, В. Гаврилов, Д. Викторова,
С. Шпак, 1996.
© Обложка, издательство «Питер Пресс», 1997.
Published by arrangement with the original publisher, McGraw-Hill, U.S.A.
Подготовлено к печати издательством «Питер Пресс» по лщензионному договору с McGraw-Hill, США.
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было срздствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-88782-141-8
ISBN 0-07-044377-7 (англ.)
Все упомянутые в данном издании товарные знаки и зарегистрированные товарные знаки принадлежат своим законным владельцам.
Издательство «Питер Пресс». 194044, С.-Петербург, Выборгская наб., 27. Лицензия ЛР № 063798 от 26.12.94.
Подписано в печать 20.10.97. Формат 70Х1О0'/16. Усл. п. л. 55,9. Доп. тираж 10 000 экз. Заказ № 960.
Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Государственного комитета РФ по печати.
197110, С.-Петербург, Чкаловский пр., 15.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ..............................27
в Социальная психология и смежные науки.................................................30
Социальная психология и социология................................................30
Социальная психология и психология личности..................................31
Уровни объяснения...........................................................................31
Резюме ............................................................................................33
■ Социальная психология и человеческие ценности...................................33
Очевидное влияние ценностей............................................................34
Завуалированное влияние ценностей..................................................34
Субъективные аспекты науки.........................................................34
Завуалированные ценности в психологических концепциях.............36
Нельзя соединить «есть» и «должно быть» ....................................38
Резюме ............................................................................................38
■ «Я знал это!»: не является ли социальная психология
аналогом здравого смысла?.........................................................................40
Резюме ............................................................................................46
■ Социальная психология: как это делается.................................................46
Корреляционное исследование: нахождение естественных связей..........46
Противостояние: взаимосвязь — причинность ................................47
Опрос..........................................................................................49
Нерепрезентативные выборки....................................................50
Последовательность вопросов ....................................................51
Право выбора ответа.................................................................52
Формулировка .........................................................................52
Экспериментальное исследование: поиск причины и следствия.............53
Контроль: манипулирование переменными.....................................53
Случайное распределение: великий уравнитель...............................55
Этика экспериментального исследования........................................56
Объяснение и прогноз: использование теорий.....................................58
Из лаборатории — в жизнь...............................................................60
Резюме ............................................................................................60
ЧАСТЬ 1. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ________________________62
ГЛАВА 2. «Я» В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ...........................................................64
■ Я-концепция....................................................................................................64
Самопознание...................................................................................67
■ Социальная психология
Объяснение нашего поведения.......................................................67
Прогноз нашего поведения............................................................68
Мудрость и заблуждения самоанализа...........................................69
Я и культура....................................................................................71
Резюме ............................................................................................73
■ Самоэффективность.......................................................................................74
Локус коргтроля................................................................................74
Приобретенная беспомощность — самоопределение............................75
Коллективная эффективность............................................................77
Резюме ............................................................................................79
■ Предрасположение в пользу своего Я.........................................................79
Объяснения позитивных и негативных событий..................................79
Можем ли мы все быть выше среднего?..............................................82
Нереалистичный оптимизм................................................................83
Ложный консенсус и уникальность ....................................................85
Другие тенденции в пользу своего Я..............................................86
Мотивация самоуважения..................................................................88
Размышления о самоэффективности и предрасположении в пользу
своего Я...........................................................................................89
Предрасположение в пользу своего Я как адаптация.......................90
Предрасположение в пользу своего Я как плохая адаптация...........91
Резюме ............................................................................................93
■ Самопрезентация............................................................................................94
Ложная скромность ..........................................................................94
Препятствия, которые мы создаем себе сами........................................95
Управление впечатлениями ...............................................................96
Резюме ............................................................................................98
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ.......................,........99
■ Интерпретация других..................................................................................100
Кому приписать причину: человеку или ситуации............................. 100
Предполагаемые черты................................................................ 102
Атрибуции здравого смысла........................................................ 103
Интеграция информации............................................................. 104
Почему мы изучаем ошибки атрибуции............................................. 104
Фундаментальная ошибка атрибуции............................................... 105
Фундаментальная ошибка атрибуции в повседневной жизни..........107
Почему мы совершаем ошибку атрибуции?...................................109
Перспектива и ситуационное осознание .................................... 109
Культурные различия .................................................... \\2
Насколько фундаментальной является фундаментальная ошибка атрибуции? ..............................'............................................................. \\2
Резюме ................................................................. \ •] 5
■ Наши суждения о других............................................................................U5
Интуиция: наш потенциал внутреннего знания .................................115
Сила интуиции............................................................. j j g
Содержание ш
Границы интуиции...................................................................... 117
Конструирование интерпретаций и воспоминаний..............................118
Восприятие и интерпретация событий..........................................119
Стойкость убеждений ................................................................. 122
Конструирование воспоминаний ..................................................123
Реконструирование прошлых установок ................................... 124
Реконструирование прошлого поведения...................................126
Реконструкция прежнего опыта ............................................... 127
Самонадеянность в суждениях.........................................................128
Лекарство от самонадеянности .................................................... 131
Эвристика...................................................................................... 132
Эвристика репрезентативности.................................................... 132
Игнорирование базовой оценочной информации ...........................133
Доступность эвристики ............................................................... 134
Иллюзорное мышление................................................................... 136
Иллюзорная взаимосвязь............................................................ 136
Иллюзия контроля..................................................................... 138
Азартные игры ....................................................................... 138
Возврат к среднему................................................................. 138
Настроение и суждения................................................................... 140
Резюме .......................................................................................... 142
■ Убеждения самореализации........................................................................143
Ожидания преподавателя и поведение студента ................................144
Что мы ждем от других, то и получаем ............................................. 145
Резюме .......................................................................................... 147
■ Выводы...........................................................................................................148
Резюме ..........................................................................................152
ГЛАВА 4. ПОВЕДЕНИЕ И УСТАНОВКИ.........................................................153
■ Определяют ли установки поведение?...................................................... 155
Неужели мы все лицемеры ?............................................................. 155
Когда на самом деле установки предсказывают поведение?................ 157
Уменьшение социальных влияний на выраженные установки......... 157
Уменьшение других влияний на поведение...................................158
Изучение установок, характерных для поведения.......................... 159
Повышение силы установки......................................................... 160
Довести установки до сознания................................................ 160
Сила установок, закрепленных опытом ..................................... 161
Некоторые выводы.....................................................................162
Резюме .......................................................................................... 162
■ Определяет ли поведение установки?.......................................................163
Наши роли.....................................................................................164
Утверждение становится убеждением ............................................... 166
Феномен «нога в дверях»................................................................ 168
Дурные поступки и установки......................................................... 171
Межрасовое поведение и расовые установки..................................... 173
Социальные движения.................................................................... 174
■ Социальная психология
Размышления над данными исследований......................................... 175
Резюме .......................................................................................... 176
■ Почему поступки влияют на установки?...................................................176
Самопрезентация: управление впечатлением..................................... 177
Оправдание самого себя: когнитивный диссонанс.............................. 178
Недостаточное оправдание.......................................................... 179
Диссонанс после принятия решений.............................................182
Самовосприятие ............................................................................. 183
Сверхоправдание и внутренняя мотивация................................... 186
Сравнение теорий........................................................................... 189
Диссонанс как активирующий фактор.......................................... 191
Самовосприятие при отсутствии противоречия самому себе............ 193
Резюме ..........................................................................................194
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА..............195
■ Построение суждений клиническими психологами.................................196
Иллюзорные взаимосвязи................................................................197
Хиндсайт и самонадеянность........................................................... 198
Самоподтверждающиеся диагнозы...................................................199
Противостояние: клинический прогноз — статистический прогноз......201
Скрытый смысл..............................................................................203
Резюме..........................................................................................205
■ Социальное познание при проблемном поведении.................................205
Социальное познание и депрессия....................................................205
Искажение или реализм?............................................................205
Негативные мысли: причина или результат депрессии?.................207
Депрессивное настроение является причиной негативного
мышления..............................................................................207
Негативное мышление является причиной депрессивного настроения ...........................................................................................208
Социальное познание и одиночество ................................................210
Социальное познание и социальная тревога......................................211
Социальное познание и соматические заболевания ............................213
Психология здоровья..................................................................213
Оптимизм и здоровье............'......................................................215
Стресс и болезнь.....................................................................216
Пессимистический стиль объяснений и болезнь..........................216
Резюме ..........................................................................................218
■ Социально-психологические подходы к лечению....................................218
К внутренним изменениям через внешние поведенческие проявления.. 218
Разорвать порочный круг........................................................... 219
Тренинг социальных умений.......................................................220
Психотерапия стилем объяснения................................ 221
Изменение сохраняется, если успех мы приписываем себе...................221
Резюме ..........................................................................................222
Содержание ■ 9
ЧАСТЬ II. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ 224
ГЛАВА б. ПОЛ, ГЕНЫ И КУЛЬТУРА...............................................................225
■ Различие и сходство полов.........................................................................228
Противостояние: независимость — привязанность.............................229
Социальное доминирование.............................................................232
Агрессия........................................................................................234
Сексуальность................................................................................234
Резюме ..........................................................................................236
■ Эволюция и поведение.................................................................................236
Универсальные нормы ....................................................................237
Эволюция полов: делать то, что естественно......................................239
Пол и выбор партнера ...............................................................240
Пол и гормоны...........................................................................243
Обсуждение эволюционистского направления в психологии...........244
Резюме ..........................................................................................247
■ Культура и поведение...................................................................................247
Противостояние: индивидуализм — коллективизм ............................249
Я-концепция ..............................................................................250
Воспитание детей .......................................................................251
Социальные взаимоотношения.....................................................251
Коммунитарианизм.................................................................253
Социальные роли ...........................................................................256
Роли с высоким и низким статусом..............................................257
Инверсия ролей......................................................................258
Тендерные роли......................................................................259
Тендерные роли зависят от культуры .......................................260
Тендерные роли зависят от эпохи.............................................262
Резюме ..........................................................................................262
■ Заключение....................................................................................................263
Биология плюс культура.................................................................263
Главный урок социальной психологии..............................................264
Резюме ..........................................................................................267
ГЛАВА 7. КОНФОРМИЗМ................................................................................268
■ Классические эксперименты.......................................................................271
Эксперименты Шерифа: формирование норм....................................271
Эксперименты Аша: исследования давления группы..........................275
Эксперименты Милграма: подчинение..............................................278
Чем вызвано подчинение? ...............................................................281
Эмоциональное удаление от жертвы............................................282
Близость и легитимность авторитета............................................283
Институциональный авторитет ....................................................284
Освобождающее воздействие группы (лнбератнвный эффект)........285
Обсуждение классических экспериментов.........................................285
Поведение и установки ...............................................................286
■ Социальная психология
Сила воздействия ситуации.........................................................288
Фундаментальная ошибка атрибуции...........................................290
Резюме ..........................................................................................292
■ Когда проявляется конформизм?...............................................................292
Размер группы...............................................................................293
Единомыслие .................................................................................294
Сплоченность.................................................................................295
Статус ...........................................................................................295
Публичный ответ............................................................................296
Отсутствие предварительных заявлений...........................................296
Резюме ..........................................................................................297
■ Почему проявляется конформизм?............................................................298
Резюме ..........................................................................................299
■ Кто проявляет конформизм?.......................................................................299
Тендер ........................................................................................... 300
Личность .......................................................................................301
Культура.......................................................................................303
Резюме ..........................................................................................304
■ Сопротивление социальному давлению....................................................305
Реактивное сопротивление...............................................................305
Борьба за свою уникальность..........................................................307
Резюме ..........................................................................................309
ГЛАВА 8. УБЕЖДЕНИЕ....................................................................................310
■ Два способа убеждения...............................................................................313
Резюме ..........................................................................................314
■ Слагаемые убеждения..................................................................................315
Кто излагает сообщение? Влияние «коммуникатора».........................315
Кредитность...............................................................................315
Восприятие компетентности.....................................................316
Восприятие надежности «коммуникатора» ................................317
Привлекательность.....................................................................319
Что излагается? Содержание сообщения...........................................320
Рассудок против эмоций.............................................................320
Эффект хорошего настроения..................................................321
Эффект активации страха .......................................................322
Степень расхождения мнений......................................................323
Противостояние обращений: аппелирующие к контраргументам
и нет .........................................................................................325
Первичность против вторнчности.................................................326
Как передается сообщение? Канал коммуникации.............................328
Активно пережитое или пассивно воспринятое..............................328
Противостояние: личное влияние — воздействие средств массовой
коммуникации............................................................................330
Кому адресовано сообщение? Аудитория..........................................333
Сколько им лет? ...........................................
Содержание ■ 11
О чем они думают......................................................................335
Кто предупрежден, тот вооружен — если вы достаточно заинтересованы, чтобы спорить .............................................................335
Отвлечение внимания разоружает ............................................336
Незаинтересованная аудитория использует косвенные намеки ....336 Резюме ..........................................................................................338
■ Примеры исследований убеждения...........................................................339
Втягивание в секты.........................................................................340
Установки следуют за поведением ...............................................341
Уступки приводят к одобрению ...............................................341
Феномен «нога в дверях»........................................................341
Слагаемые убедительности..........................................................343
Коммуникатор.......................................................................343
Сообщение .............................................................................344
Аудитория..............................................................................344
Групповые эффекты ...................................................................344
Убеждение при психологическом консультировании и в психотерапии 346 Резюме ..........................................................................................348
■ Сопротивление убеждению: прививка установок....................................348
Усиление личной определенности.....................................................348
Атакующее убеждение ................................................................349
Развитие контраргументации.......................................................349
Примеры исследований: широкомасштабные программы вакцинации... 350 Прививки детям против курения, которое они начинают под влиянием сверстников......................................................................350
Прививки детям против воздействия рекламы...............................351
Следствия......................................................................................352
Резюме ..........................................................................................353
ГЛАВА 9. ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ.........................................................................354
■ Что такое группа?.........................................................................................355
■ Социальная фасилитация.............................................................................356
Присутствие других........................................................................356
Массовидность: присутствие большого числа других людей...............360
Почему нас возбуждает присутствие других?....................................361
Боязнь оценки ...........................................................................361
Перегрузка из-за рассеивания внимания.......................................362
Присутствие других как таковое..................................................362
Резюме ..........................................................................................363
■ Социальная леность......................................................................................364
Когда рук много — работа спорится? ..............................................364
Социальная леность в повседневной жизни.......................................367
Резюме ..........................................................................................368
■ Деиндивидуализация....................................................................................369
Вместе мы делаем то, чего не стали бы делать в одиночку...................369
Р 370
■ Социальная психология
Физическая анонимность............................................................370
Возбуждающие и отвлекающие занятия .......................................373
Ослабленное самоосознание ............................................................ 373
Резюме ..........................................................................................374
т Групповая поляризация................................................................................374
Дело о «сдвиге к риску» .................................................................375
Интенсифицируются ли мнения в группе?........................................377
Эксперименты по групповой поляризации.....................................377
Естественно возникающая групповая поляризация........................378
Объяснение поляризации ................................................................379
Информационное влияние...........................................................379
Нормативное влияние.................................................................381
Резюме ..........................................................................................383
■ Огруппление мышления...............................................................................383
Симптомы огруппления мышления...................................................384
Огруппление мышления в действии .................................................387
Предотвращение огруппления мышления..........................................388
Процесс огруппления мышления иллюстрирует принципы влияния
группы ..........................................................................................390
Резюме ..........................................................................................390
■ Влияние меньшинства..................................................................................391
Последовательность........................................................................392
Уверенность в себе .........................................................................393
Отступники со стороны большинства................................................393
Является ли лидерство частным случаем влияния меньшинства?........394
Резюме .................................................................................,........397
ГЛАВА 10. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПРАВОСУДИЕ.......................398
■ Что влияет на суждения?.............................................................................401
Показания свидетелей.....................................................................401
Насколько убедительны показания свидетелей? ............................401
Насколько точны свидетели?.......................................................403
Источники ошибок: как конструируются воспоминания.............404
Эффект дезинформации ..........................................................404
Пересказ событий ...................................................................407
Борьба с ошибками ....................................................................408
Подготовка полицейских интервьюеров ....................................408
Борьба с ложными опознаниями..............................................409
Обучение присяжных..............................................................410
Характеристики обвиняемого...........................................................412
Физическая привлекательность ...................................................413
Сходство с присяжными .............................................................415
Указания судьи..............................................................................416
Другие проблемы ...........................................................................419
Резюме ..........................................................................................419
■ Присяжные как индивидуальности............................................................420
Способность присяжных разобраться в существе дела....... л*н\
Содержание ■ 13
Отбор присяжных..........................................................................422
Присяжные, полномочные выносить решение о смертной казни ..........424
Присяжные как группа.................................................................................425
Влияние меньшинства.....................................................................426
Групповая поляризация .................................................................. 426
Милосердие ...................................................................................427
Действительно ли 12 голов лучше, чем одна? ....................................427
Действительно ли 6 голов так же хороши, как 12?.............................428
i Из лаборатории — в жизнь: имитированный и реальный суд присяжных .................................................................................................................429
Резюме ..........................................................................................430
ЧАСТЬ III. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ______________________432
ГЛАВА 11. ПРЕДРАССУДКИ: НЕПРИЯЗНЬ К ДРУГИМ...............................433
■ Природа и власть предрассудков...............................................................434
Что такое предрассудки?.................................................................434
Насколько распространены предрассудки? .......................................437
Расовые предрассудки................................................................437
Исчезают ли расовые предрассудки?........................................437
Скрытые формы предрассудков................................................439
Тендерные предрассудки..............,..............................................442
Тендерные стереотипы.............................................................442
Тендерные установки...............................................................444
Резюме ..........................................................................................447
■ Социальные источники предрассудков.....................................................448
Социальное неравенство..................................................................448
Неравный статус и предрассудок.................................................448
Религия и предрассудки..............................................................449
Воздействие дискриминации: самодостаточное пророчество ...........450
«Мы» и «они»................................................................................452
Конформизм ..................................................................................456
Институциональная поддержка........................................................457
Резюме ..........................................................................................459
■ Эмоциональные источники предрассудков...............................................459
Фрустрация и агрессия: теория «козла отпущения» ..........................459
Личностная динамика.....................................................................460
Потребность в статусе и принадлежности.....................................460
Авторитарная личность...............................................................462
Резюме ..........................................................................................463
■ Когнитивные источники предрассудков....................................................464
Категоризация................................................................................464
Воспринимаемые сходства и различия .........................................465
Различительные стимулы................................................................468
.468
ТТ____
■ Социальная психология
Особые случаи...........................................................................469
Яркие события...........................................................................470
Атрибуция: справедлив ли этот мир? ...............................................472
Пристрастия в пользу группы.....................................................472
Феномен справедливого мира......................................................473
Когнитивные последствия стереотипов .............................................475
Являются ли стереотипы самосохраняющимися? ...........................475
Влияют ли стереотипы на суждения индивидуумов?......................478
Можем ли мы ослабить предрассудки?........................................481
Резюме ..........................................................................................482
ГЛАВА 12. АГРЕССИЯ: ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ДРУГИМ.............................483
■ Что такое агрессия?......................................................................................484
■ Теории агрессии............................................................................................486
Является ли агрессия врожденной?..................................................486
Теория инстинктивной агрессин...................................................486
Биологические факторы..............................................................487
Влияние нервной системы........................................................487
Генетические влияния..............................................................488
Биохимические факторы .........................................................488
Является ли агрессия реакцией на фрустрацию? ...............................490
Пересмотр теории фрустрации — агрессии ....................................491
Фрустрация и депривация — одно и то же?.................................492
Уменьшают ли фрустрацию деньги? ............................................494
Феномен уровня адаптации .....................................................495
Относительная депривация......................................................496
Некоторые выводы .................................................................498
Является ли агрессия приобретенным социальным навыком?.............499
Плоды агрессии..........................................................................499
Научение посредством наблюдения..............................................500
Семья ....................................................................................501
Субкультура и средства массовой информации..........................501
Резюме ..........................................................................................502
■ Что влияет на агрессию...............................................................................503
Аверсивные случаи.........................................................................503
Боль .........................................................................................503
Жара ........................................................................................505
Атакующее поведение.................................................................506
Теснота......................................................................................507
Возбуждение..............................................................................507
Массовая культура.........................................................................509
Порнография и сексуальное насилие................................................510
Искаженное восприятие сексуальной реальности ..........................510
Женщина как объект агрессии.....................................................511
Массовое сознание .....................................................................516
Телевидение............................................................ 517
Влияние телевидения на поведение..................... ^ 1 я
Содержание ■ 15
Взаимосвязь между просмотром телевизионных программ и поведением ................................................................................518
Эксперименты с просмотром телевизионных передач.................521
Почему просмотр телевизионных передач влияет на поведение? 522
Влияние телевидения на мышление .............................................523
Групповые влияния.........................................................................525
Резюме ..........................................................................................526
■ Ослабление агрессии...................................................................................527
Катарсис........................................................................................527
Подход с позиций социального научения..........................................529
Резюме ..........................................................................................531
ГЛАВА 13. ВЛЕЧЕНИЕ И БЛИЗОСТЬ.............................................................532
■ Присоединенное™ и благополучие............................................................ 533
Связь со здоровьем.........................................................................534
Связь с ощущением счастья.............................................................535
Резюме ..........................................................................................536
■ Дружба............................................................................................................537
Близость........................................................................................537
Взаимодействие..........................................................................538
Аи гпципация взаимодействия......................................................539
Простое нахождение в поле зрения..............................................539
Физическая привлекательность........................................................542
Привлекательность и успех у противоположного пола ..................543
Феномен «ровни».......................................................................544
Стереотип физической привлекательности.....................................544
Кто привлекателен?....................................................................547
Противостояние: сходство — взаимодополнительность......................550
Ворон — к ворону, голубь — к голубю? ......................................551
Сходство рождает приязнь ......................................................551
Отсутствие сходства рождает неприязнь...................................552
Притягиваются ли противоположности?.......................................553
Нам нравятся те, кому мы нравимся..................................................555
Атрибуция.................................................................................556
Самоуважение и привлекательность.............................................557
Завоевание уважения у других....................................................557
Резюме ..........................................................................................559
■ Любовь............................................................................................................559
Любовь-страсть ..............................................................................560
Теория любви-страсти.................................................................561
Вариации любви ........................................................................563
Самоконтроль.........................................................................564
Тендер....................................................................................565
Любовь-дружба..............................................................................565
Резюме......................................................................................568
■ Поддержание тесных взаимоотношений...................................................568
Привязанность :..............................................................................568
16 ■ Социальная психология
Типы привязанности...................................................................570
Супружеская привязанность и счастье .........................................571
Вознаграждаемые отношения...........................................................572
Равное участие (соответствие) .........................................................574
Самораскрытие...............................................................................577
■ Завершение отношений...............................................................................579
Кто разводится?.............................................................................580
Процесс разъединения ....................................................................581
Резюме ..........................................................................................584
ГЛАВА 14. АЛЬТРУИЗМ: ПОМОЩЬ ДРУГИМ...............................................585
■ Почему мы оказываем помощь?.................................................................588
Социальный обмен..........................................................................588
Оказание помощи как замаскированный эгоизм............................588
Эмпатия как источник подлинного альтруизма.............................590
Социальные нормы.........................................................................594
Норма взаимности......................................................................595
Норма социальной ответственности..............................................595
Эволюционная психология..............................................................597
Защита рода..............................................................................597
Взаимность................................................................................598
Сравнение и оценка теорий альтруизма............................................599
Резюме ..........................................................................................600
■ Когда мы оказываем помощь?....................................................................601
Ситуационные влияния: число очевидцев .........................................601
Необходимость обратить внимание..............................................602
Интерпретация...........................................................................603
Принятие на себя ответственности ...............................................605
Ситуационные влияния: оказание помощи, когда это делают и другие. 607
Ситуационные влияния: давление времени .......................................608
Личностные влияния: чувства..........................................................609
Сознание вины...........................................................................609
Плохое настроение.....................................................................611
Исключения из сценария: «Плохое настроение — хорошие поступки» .....................................................................................612
Хорошее настроение — хорошие поступки...................................613
Личностные влияния: черты личности ..............................................614
Личностные влияния: религиозность................................................616
Резюме ..........................................................................................618
■ Кому мы оказываем помощь?.....................................................................618
Тендер ...........................................................................................619
Сходство........................................................................................619
Резюме ..........................................................................................521
■ Каким образом мы можем усилить оказание помощи?..........................521
Устранение факторов, сдерживающих оказание помощи.................. 622
Уменьшение неопределенности, возрастание ответственности 622
Чувство пины и -чябптя п Я-пбпяяр ................ с^п
Содержание ■ Yt
Социализация альтруизма...............................................................625
Обучение моральному включению (инклюзии).............................625
Моделирование альтруизма.........................................................626
Приписывание оказания помощи альтруистическим мотивам .........627
Знание об альтруизме.................................................................628
Резюме ..........................................................................................630
ГЛАВА 15. КОНФЛИКТ И ПРИМИРЕНИЕ......................................................631
■ Конфликт........................................................................................................632
Социальные дилеммы ..................................................................... 632
Дилемма заключенного...............................................................633
Трагедия общинных выгонов.......................................................635
Решение социальных дилемм ......................................................638
Регулирование........................................................................638
Чем меньше, тем лучше............................................................639
Коммуникация........................................................................639
Изменение выигрышей............................................................640
Апелляция к альтруистическим нормам....................................640
Конкуренция..................................................................................641
Восприятие несправедливости..........................................................643
Искаженное восприятие..................................................................645
Зеркальное восприятие...............................................................646
Изменение восприятия................................................................650
Резюме ..........................................................................................651
■ Примирение...................................................................................................652
Контакт.........................................................................................652
Улучшает ли десегрегация расовые установки?.............................652
Когда десегрегация улучшает расовые установки? ........................654
Сотрудничество..............................................................................654
Общая внешняя угроза...............................................................655
Экстраординатные цели..............................................................657
Кооперация в обучении .............................................................. 658
Коммуникация ............................................................................... 662
Переговоры ...............................................................................662
Посредничество..........................................................................663
Превращаем «я выиграл — ты проиграл» в «я выиграл — ты выиграл» ...................................................................................663
Исправление искаженного восприятия с помощью контролируемых коммуникаций................................................................664
Арбитраж..................................................................................668
Умиротворение...............................................................................669
ПОИР.......................................................................................669
Применение в реальной жизни ....................................................671
Резюме ..........................................................................................672
■ Глоссарий.......................................................................................................673
ОБ АВТОРЕ
Профессор психологии Дэвид Дж. Майерс (David G. Myers) вот уже 28 лет преподает психологию в Хоуп-колледже (Мичиган). Студенты называют его «выдающимся профессором». Манере любит преподавать психологию — этой любовью проникнуты все его работы, написанные для широкой аудитории. Он писал для многих журналов, включая «Scientific American» и «Today's Education», и является автором и соавтором десяти книг, последние из которых ««The Pursuit of Happiness: Who is Happy — and Why» (Avon Books, 1993) и «Exploring Social Psychology» (McGrow-Hill, 1994).
Исследовательская деятельность доктора Майерса получила высокую оценку: он является лауреатом Премии Гордона Оллпорта девятого сектора Американской психологической ассоциации за свой труд по групповой поляризации. Его научные статьи печатались более чем в 20 журналах, включая «Science», «American Scientist», «Psychological Bulletin» и «Psychological Science». Он является редактором-консультантом в «Journal of Experimental Social Psychology» и в «Journal of Personality and Social Psychology».
В свободное от службы время он возглавлял в своем родном городе Комиссию по гуманитарным связям, с его помощью был основан городской Центр общественного содействия, который оказывает поддержку бедным семьям, его лекции звучали в многочисленных университетских и религиозных аудиториях. У Дэвида и Кэрол Майерс трое детей: два взрослых сына и дочь, студентка колледжа.
г
ПРЕДИСЛОВИЕ
Все исторические документы, свидетельствующие о появлении научной дисциплины, предметом которой является социальное поведение человека, относятся к одному веку — веку нынешнему. И за этот короткий срок нашей совсем еще молодой науке удалось добиться весьма обнадеживающих результатов. Нам удалось проникнуть в глубинную сущность таких сложных явлений, как человеческие убеждения и иллюзии, любовь и ненависть, конформизм и независимость. Многое в поведении человека по-прежнему остается загадкой, но уже и сейчас социальная психология может предложить достаточно вразумительные ответы на далеко не простые вопросы: «Изменятся ли поступки человека, если нам удастся убедить его принять новые установки? Если да, то какой способ убеждения будет наилучшим? Что побуждает людей то причинять вред, то помогать друг другу? Отчего вспыхивают социальные конфликты и каким образом сжатый кулак может быть превращен в руку помощи?» Ответы на эти вопросы углубляют наше представление о самих себе и делают нас более чуткими к социальным влияниям.
Когда меня впервые попросили написать такой учебник, мне захотелось сочинить текст, в котором научная добросовестность сочеталась бы с человеческой теплотой и живостью изложения, фактологическая строгость с интеллектуальной задорностью. Текст, который представлял бы социальную психологию как бы с точки зрения пытливого журналиста, ведущего сжатый, но предельно информативный репортаж о важнейших социальных явлениях и о том, как их обнаруживают и описывают современные ученые. Текст должен был быть достаточно исчерпывающим и в то же время обладать способностью стимулировать студентов к самостоятельному мышлению — к готовности узнавать, анализировать, находить глубинные взаимосвязи повседневных явлений.
Каким же образом должен быть отобран материал, чтобы введение в нашу дисциплину получилось «достаточно исчерпывающим»? Я стремился, с одной стороны, к тому, чтобы представляемые здесь теории и данные исследований не казались бы окутанными тайной рядовому студенту, еще не определившемуся относительно своей специализации, а с другой стороны, я старался не загромождать текст информацией, достаточно подробно рассматриваемой в других учебных курсах, таких как возрастная психология и психология личности. Вместо этого я решил особо выделить материал, который увязывает социальную психологию с гуманитарной интеллектуальной традицией. Гуманитарное образование, основанное на изучении великих образцов классической литературы, науки и философии, имеет своей целью вывести наше мышление и сознание из тесных рамок сиюминутных интересов. И здесь социальная психология может быть хорошим подспорьем. Далеко не все студенты, изучающие социальную психологию в рамках университетской программы, выбирают
ПСИХОГТПГМ1П П IfnuPfTTJP ПППРТЯ nnvr
20 ■ Социальная психология
посвятите себя совсем другой профессии. Благодаря такого рода концентрации на общечеловеческой проблематике эта книга может быть полезной каждому студенту, и в том числе изучающему психологию в качестве общеобразовательной дисциплины.
Книга открывается отдельной главой, задача которой — ознакомить читателя с исследовательскими методиками, используемыми в нашей дисциплине. Кроме того, здесь содержится предупреждение о том, что многие научные факты — едва вы успеете с ними ознакомиться — могут показаться вам чем-то самоочевидным и что социальная психология буквально пронизана личными пристрастиями самих социальных психологов. Цель главы — подготовить студентов к восприятию следующих частей книги.
Все последующее изложение представляет собой последовательное развертывание даваемого нами определения социальной психологи как научной дисциплины, предметом которой является то, как люди думают друг о друге (часть первая), как они влияют друг на друга (часть вторая) и как они друг к другу относятся (часть третья).
В первой части, тема которой — социальное мышление, речь идет о нашем самовосприятии и восприятии нами других людей, о том, насколько точно ухватывают реальность человеческие впечатления, интуиция и рациональные объяснения.