Психогенные нарушения голоса
Нарушение гигиены голоса
Под нарушением голоса, обусловленным речевой экономией, (понимается полная или частичная неспособность к подаче голоса, которая возникает при сформированном соответственно возрастной норме голосе в результате чрезмерной нагрузки.
Причины. Главная причина этого функционального нарушения голоса заключается в постоянном нарушении гигиены голоса. Причиной могут быть также неправильные образцы, несоблюдение гигиены голоса до момента его полного формирования (до 18 лет,) а также недостаточный слуховой контроль. Особенно опасно нарушение гигиены голоса для лиц, которые живут или работают в шумной обстановке. Если к этому часто прибавляются стрессовые ситуации, то возникает потенциальная психическая перегрузка.
Симптомы. В большинстве случаев нарушение возникает у лиц, которые по профессии много говорят или поют. Это приводит к повышенному сокращению дыхательной и голосовой мускулатуры, сильному мышечному напряжению, мимическому напряжению, выражается в морщинах на лбу, неподвижности нижней челюсти и растянутости губ.
Психические и социальные последствия. Больные сначала неосознают своего неэкономного характера речи. Часто долго поют при неправильной технике, и только болезненные симптомы заставляют обратиться к врачу. Так как этим нарушением обычно страдают лица, профессионально связанные с высокими требованиями к голосу, то у них возникают профессиональные трудности, которые могут привести к перемене профессии.
Диагностика. При фоннатрическом обследовании следует отграничить органические причины нарушения. После подробпого выяснения анамнеза проверяют голосовую функцию. При этом проверяют дыхание, фонацию при речи разговорной и форсированной громкости, пении, моторику и музыкальность. Учитывают профессиональный стаж, возраст постановки голоса и нагрузку па голос, связанную с профессией.
Под психогенно обусловленной афонией и дисфонией понимается полная или частичная неспособность к подаче голоса {звучания и интенсивности) при психически обусловленном нарушении, которое неожиданно, возникает и часто так же [внезапно проходит.
Причины. Лица с невротической 'Конституцией три большой нагрузке склонны к ненормальной переработке переживаний и соответствующим реакциям, которые могут выразиться в нарушении фонации. Под влиянием возбуждения или неудачи, которая действует парализующе, неожиданно наступает состояпие дисфо-нии или афонии, что в свою очередь может вызвать другие невротические нарушения. Если при этом нарушается индивидуальная адаптация, симптомы закрепляются. Иногда истоки этих расстройств находятся в далеком детстве.
Симптомы. В зависимости от причины нарушений различают неспецифическую и специфическую дисфонию. Неспецифическая дисфония возникает при вегетативно-аффективной лабильности или как осложнение общего заболевания. Это проявляется в утомляемости голоса. Все виды дисфопических проявлений могут возникать в конфликтных ситуациях или в качестве сопутствующих симптомов при неврозах. Koler отмечает у агрессивно-заторможенных невротиков очень тихий голос. «Протест» может привести к афоний. Лица, подверженные страхам, наоборот, говорят форсированным голосом без ситуативно-адекватной модуляции. В то же1 время они не могут коротко выразить свои переживапия и выделить в них главное.
Специфическим видом нарушения является спастическая дисфония. При сдавленном, хриплом голосе типичным симптомом этого нарушения является акцентирование на гласных, из-за чего спастическую дисфонию иногда принимают за тоническое заикание_ Судорожные атактичные движения голосовых складок тоже бывают при заикании. Нередко при этом наблюдается сжатие ложных голосовых складок. Характерно также откашливание и хриплое покашливание. Спастическая дисфония возникает обычно в пубертатном или среднем возрасте. В определенных ситуациях симптомы проявляются особенно сильно (в школе, в профессиональной деятельности).
При афонических явлениях возможен только шепот. Откашливание, однако, происходит с голосом. Голосовые складки при фонации не смыкаются. Это нарушение наступает неожиданно и так же неожиданно исчезает, оно может свидетельствовать как о ги-нер-, так и о гипокинетических симптомах.
Различные симптомы психогенной дисфонии чаще встречаются, у женщин, чем у мужчин.
Психические и социальные последствия. Афонию или дисфонию больной неадекватно переживает как коммуникативную несостоятельность, что обычно усиливает симптомы. Если эта реакция длительна, то нарушение голоса закрепляется. Профессиональные ораторы вынуждены прерывать свою деятельность, школьники легко попадают в положение вне коллектива. В дальнейшем нередко присоединяются нарушения поведения, отягощающие общее состояние.
Диагностика требует отоларингологических, нейропсихиатри-ческих, психологических и логопедических обследований. Логопедический диагноз касается, в частности, работоспособности голоса.
Терапия предлагает комплексный медико-педагогический подход. Необходима длительная, терпеливая работа над голосом в сочетании с перевоспитанием личности.
Прогноз. Исправление психогенно обусловленной дисфонии в °бщем может улучшить общее состояние, если удается повлиятьна личность пациента. Если медицинское и логопедическое воздействие неглубоко, то симптоматика в лучшем случае приглушается. в этих случаях приходится учитывать возможность рецидива.