Психогенные нарушения голоса

Нарушение гигиены голоса

Под нарушением голоса, обусловленным речевой экономией, (понимается полная или частичная неспособ­ность к подаче голоса, которая возникает при сформированном соответственно возрастной норме голосе в результате чрезмерной нагрузки.

Причины. Главная причина этого функционального нарушения голоса заключается в постоянном нарушении гигиены голоса. Причиной могут быть также неправильные образцы, несоблюде­ние гигиены голоса до момента его полного формирования (до 18 лет,) а также недостаточный слуховой контроль. Особенно опасно нарушение гигиены голоса для лиц, которые живут или ра­ботают в шумной обстановке. Если к этому часто прибавляются стрессовые ситуации, то возникает потенциальная психическая пе­регрузка.

Симптомы. В большинстве случаев нарушение возникает у лиц, которые по профессии много говорят или поют. Это приводит к повышенному сокращению дыхательной и голосовой мускулатуры, сильному мышечному напряжению, мимическому напряжению, выражается в морщи­нах на лбу, неподвижности нижней челюсти и растянутости губ.

Психические и социальные последствия. Больные сначала не­осознают своего неэкономного характера речи. Часто долго поют при неправильной технике, и только болезненные симптомы заставляют обратиться к врачу. Так как этим нарушением обычно страдают лица, профессионально связанные с высокими требова­ниями к голосу, то у них возникают профессиональные трудности, которые могут привести к перемене профессии.

Диагностика. При фоннатрическом обследовании следует от­граничить органические причины нарушения. После подробпого выяснения анамнеза проверяют голосовую функцию. При этом проверяют дыхание, фонацию при речи разговорной и форсирован­ной громкости, пении, моторику и музыкальность. Учитывают профессиональный стаж, возраст постановки голоса и нагрузку па голос, связанную с профессией.

Под психогенно обусловленной афонией и дисфонией понимается полная или частичная неспособность к по­даче голоса {звучания и интенсивности) при психически обуслов­ленном нарушении, которое неожиданно, возникает и часто так же [внезапно проходит.

Причины. Лица с невротической 'Конституцией три большой нагрузке склонны к ненормальной переработке переживаний и соответствующим реакциям, которые могут выразиться в наруше­нии фонации. Под влиянием возбуждения или неудачи, которая действует парализующе, неожиданно наступает состояпие дисфо-нии или афонии, что в свою очередь может вызвать другие невро­тические нарушения. Если при этом нарушается индивидуальная адаптация, симптомы закрепляются. Иногда истоки этих рас­стройств находятся в далеком детстве.

Симптомы. В зависимости от причины нарушений различают неспецифическую и специфическую дисфонию. Неспецифическая дисфония возникает при вегетативно-аффективной лабильности или как осложнение общего заболевания. Это проявляется в утом­ляемости голоса. Все виды дисфопических проявлений могут воз­никать в конфликтных ситуациях или в качестве сопутствующих симптомов при неврозах. Koler отмечает у агрессивно-заторможен­ных невротиков очень тихий голос. «Протест» может привести к афоний. Лица, подверженные страхам, наоборот, говорят форсиро­ванным голосом без ситуативно-адекватной модуляции. В то же1 время они не могут коротко выразить свои переживапия и выде­лить в них главное.

Специфическим видом нарушения является спастическая дис­фония. При сдавленном, хриплом голосе типичным симптомом это­го нарушения является акцентирование на гласных, из-за чего спастическую дисфонию иногда принимают за тоническое заикание_ Судорожные атактичные движения голосовых складок тоже быва­ют при заикании. Нередко при этом наблюдается сжатие ложных голосовых складок. Характерно также откашливание и хриплое покашливание. Спастическая дисфония возникает обычно в пубер­татном или среднем возрасте. В определенных ситуациях симпто­мы проявляются особенно сильно (в школе, в профессиональной деятельности).

При афонических явлениях возможен только шепот. Откашли­вание, однако, происходит с голосом. Голосовые складки при фо­нации не смыкаются. Это нарушение наступает неожиданно и так же неожиданно исчезает, оно может свидетельствовать как о ги-нер-, так и о гипокинетических симптомах.

Различные симптомы психогенной дисфонии чаще встречаются, у женщин, чем у мужчин.

Психические и социальные последствия. Афонию или дисфо­нию больной неадекватно переживает как коммуникативную не­состоятельность, что обычно усиливает симптомы. Если эта реак­ция длительна, то нарушение голоса закрепляется. Профессиональ­ные ораторы вынуждены прерывать свою деятельность, школьни­ки легко попадают в положение вне коллектива. В дальнейшем нередко присоединяются нарушения поведения, отягощающие об­щее состояние.

Диагностика требует отоларингологических, нейропсихиатри-ческих, психологических и логопедических обследований. Логопе­дический диагноз касается, в частности, работоспособности го­лоса.

Терапия предлагает комплексный медико-педагогический под­ход. Необходима длительная, терпеливая работа над голосом в со­четании с перевоспитанием личности.

Прогноз. Исправление психогенно обусловленной дисфонии в °бщем может улучшить общее состояние, если удается повлиятьна личность пациента. Если медицинское и логопедическое воздей­ствие неглубоко, то симптоматика в лучшем случае приглушается. в этих случаях приходится учитывать возможность рецидива.