Нарушение голоса.
Голос- совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых при помощи голосового аппарата человеком и дышащими лёгкими животными, возникающих в результате колебания эластичных голосовых складок.
Нарушение голоса - это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.Нарушения голоса у детей и подростков оказывают существенное влияние на их общее и речевое развитие.
Отсутствие голоса приводит к полной неспособности пользоваться устной речью. Общение значительно нарушается, если, например, голос теряет взрослый. При незначительных нарушениях голоса речевой процесс затрагивается частично.
Причины расстройства голоса:
заболевания гортани,
носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трахеи;
сердца и сердечно-сосудистой системы;
несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса,;
несоблюдение правил общей гигиены;
перенапряжение голоса;
неправильная техника голосоподачи;
снижение слуха.
Первоначальными признаками нарушения голоса могут быть легкая хрипота и быстрая его истощаемость, вызванные небольшим расстройством функции гортани. Большинство нарушений голоса являются приобретенными в процессе развития детского организма и его речевой функции.
Классификация нарушений голоса, приобретенных в раннем или позднем возрасте
Функциональные нарушения голоса это временное расстройство голосовой деятельности с тенденцией к патологическому закреплению, возникшее на определенных этапах физиологического развития голосового аппарата либо при неадекватных требованиях к голосу или несоблюдений гигиены голоса.
Причины. Некоторые дети испытывают большие трудности при артикуляции. Они так напрягаются или так темпераментны, что говорят сдавленным голосом и затрачивают много энергии.
Некоторым детям трудно адаптироваться в классе при поступлении в школу, что может выразиться в неправильной голосовой деятельности
При групповой речи и пении индивидуальный акустический контроль затруднен, поэтому дети особенно стараются перекричать друг друга. Неправильный голосовой образец часто вызывает подражание и вместе с тем нарушения голоса.
В период полового созревания тоже есть опасность возникновения нарушений голоса, так что от пения в хоре в период мутации надо отказаться. Повышенная нагрузка на неокрепший голос, будь то профессиональная деятельность, спорт или повседневная жизнь, вредна, если вследствие этого возникает длительное перенапряжение. Функциональные нарушения голоса могут быть латентными и обнаружиться под воздействием перегрузки. Если неправильная голосовая деятельность, обусловленная эндокринными изменениями, совпадает с повышенными требованиями (например, экзамены, выступления), то под влиянием пережитых неудач она может закрепиться и тормозить развитие личности. Это может произойти и с пожилыми людьми, когда голосовая мускулатура уже недостаточно эластична.
Симптомы, Уже в грудном возрасте возможно появление так •Называемого голоса-крика. Наблюдаются сиплость, свистящее дыхание. Подобные симптомы указывают также на мозговое нарушение.
В дошкольном и младшем школьном возрасте симптоматическими признаками являются резкость, чрезмерная сила, хриплость, Эти недостатки могут закрепиться и привести к изменениям ткани голосовых складок и образованию узелков на них. Диапазон голоса существенно ограничивается по высоте, речевой голос часто становится очень низким.
В период полового созревания заметны мутации голоса, особенно у мальчиков. Голос звучит приглушенно, теряет звучность и характеризуется типичной сменой грудного и фистульного голоса. Детский голос сменяется взрослым в 3 этапа от 12 до 15 лет. Сначала (в 12—13 лет) происходит изменение голосового аппарата, голос резко понижается. Прежде чем начнется новое расширение диапазона голоса (14—15 лет), он опять уменьшается в 13—14 лет. Голос у мальчиков 'Становится ниже на одну октаву, у девочек — на терцию. Если, несмотря на нормальное половое развитие, появляются нарушения голоса, они считаются мутационными нарушениями. При легком нарушении наблюдаются сильный отек и покраснение голосовых складок, которые в задней трети не смыкаются
Во время климакса у женщин тоже наблюдаются специфические голосовые изменения. Они заметны у женщин, профессии которых связаны с высокими требованиями к голосу. Вследствие преобладающей деятельности надпочечников голос становится ниже. Это явление может пройти, но прежняя сила и тембр голоса редко восстанавливаются
Различные изменения голоса происходят у престарелых (после 60—70 лет). Постепенно голос становится слабее, давление дыхания ниже, диапазон голоса меньше. Наряду с так называемым старческим дрожанием наблюдаются симптомы мутационных изменений. При этом состояние голоса изменяется не локализованное как в юношеском возрасте, а отражает общее увядание.
Психические и социальные последствия. Сначала ребенок не осознает, что его голос отличается от голоса других. Криком он старается привлечь к себе внимание. Все просьбы говорить тише не достигают цели, так как недостаточно Бездействовать только на голосовую функцию. Манера пользоваться своим голосом отражает темперамент ребенка и социальные условия, в которых он растет. Если голос становится сиплым и появляются другие вышеназванные симптомы, это вызывает беспокойство прежде всего у матери, и она приводит ребенка к врачу. Пока эта ситуация дает ребенку
преимущества, он легко переносит нарушение. Но оно может и угнетать ребенка, особенно старшего возраста. Нарушение голоса Становится заметным для других ребят, ребенка освобождают от уроков пения, и он легко занимает положение стоящего в стороне. Этим нарушается чувство принадлежности к коллективу.
Последствия незаконченной мутации проявляются через несколько лет после периода полового 'созревания. Голос не удовлетворяет социальным требованиям, особенно если это связано с профессией. Следует отказаться от обучения пению. Голос остается •слабым и не соответствует требованиям нормы. При мутационном фистульном голосе наблюдаются еще и психические последствия. У подростка появляется чувство неприятной исключительности, усиливающееся насмешками соучеников и запретом запиматься пением в школе; возникает чувство неполноценности. Особенно страдают от этого юноши. Это выражается в повышенной чувствительности в постпубертатный период.
При нарушениях сформированного голоса возникают социальные последствия в ограниченности общения вообще и в профессиональной деятельности в частности. Страх перед длительной нетрудоспособностью, перед сменой профессии может приводить к снижению адаптации, особенно в пожилом возрасте.
Диагностика. При определении диагноза важна совместная работа отоларинголога, терапевта, педиатра, психиатра, геронтолога, логопеда и психолога.