Нарушение голоса.

Голос- совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых при помощи голосового аппарата человеком и дышащими лёгкими животными, возникающих в результате колебания эластичных голосовых складок.

Нарушение голоса - это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.Нарушения голоса у детей и подростков оказывают существенное влияние на их общее и речевое развитие.

Отсутствие голоса приводит к полной неспособности пользоваться устной речью. Общение значительно нарушается, если, например, голос теряет взрослый. При незначительных нарушениях голоса речевой процесс затрагивается частично.

Причины расстройства голоса:

— заболевания гортани,

— носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трахеи;

— сердца и сердечно-сосудистой системы;

— несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса,;

— несоблюдение правил общей гигиены;

— перенапряжение голоса;

— неправильная техника голосоподачи;

— снижение слуха.

Первоначальными признаками нарушения голоса могут быть легкая хрипота и быстрая его истощаемость, вызванные небольшим расстройством функции гортани. Большинство нарушений голоса являются приобретенными в процессе развития детского организма и его речевой функции.

Классификация нарушений голоса, приобретенных в раннем или позднем возрасте

 

Функциональные нарушения голоса это временное расстройство голосовой деятельности с тенденцией к патологическому закреплению, возникшее на определенных этапах физиологического развития голосового аппарата либо при неадекватных требованиях к голосу или несоблюдений гигиены голоса.

Причины. Некоторые дети испытывают большие трудности при артикуляции. Они так напрягаются или так темпе­раментны, что говорят сдавленным голосом и затрачивают много энергии.

Некоторым детям трудно адаптироваться в классе при поступ­лении в школу, что может выразиться в неправильной голосовой деятельности

При групповой речи и пении индивидуальный акустический контроль затруднен, поэтому дети особенно стараются перекричать друг друга. Непра­вильный голосовой образец часто вызывает подражание и вместе с тем нарушения голоса.

В период полового созревания тоже есть опасность возникно­вения нарушений голоса, так что от пения в хоре в период мута­ции надо отказаться. Повышенная нагрузка на неокрепший голос, будь то профессиональная деятельность, спорт или повседневная жизнь, вредна, если вследствие этого возникает длительное перенапряжение. Функциональные наруше­ния голоса могут быть латентными и обнаружиться под воздей­ствием перегрузки. Если неправильная голосовая деятельность, обусловленная эндокринными изменениями, совпадает с повышен­ными требованиями (например, экзамены, выступления), то под влиянием пережитых неудач она может закрепиться и тормозить развитие личности. Это может произойти и с пожилыми людьми, когда голосовая мускулатура уже недостаточно эластична.

Симптомы, Уже в грудном возрасте возможно появление так •Называемого голоса-крика. Наблюдаются сиплость, свистящее ды­хание. Подобные симптомы указывают также на мозговое нарушение.

В дошкольном и младшем школьном возрасте симптоматически­ми признаками являются резкость, чрезмерная сила, хриплость, Эти недостатки могут закрепиться и привести к изменениям ткани голосовых складок и образованию узелков на них. Диапазон голоса существенно ограничивается по высоте, речевой голос час­то становится очень низким.

В период полового созревания заметны мутации голоса, особен­но у мальчиков. Голос звучит приглушенно, теряет звучность и характеризуется типичной сменой грудного и фистульного голоса. Детский голос сменяется взрослым в 3 этапа от 12 до 15 лет. Сначала (в 12—13 лет) происходит изменение голосового аппара­та, голос резко понижается. Прежде чем начнется новое расшире­ние диапазона голоса (14—15 лет), он опять уменьшается в 13—14 лет. Голос у мальчиков 'Становится ниже на одну октаву, у девочек — на терцию. Если, несмотря на нормальное половое развитие, появляются нарушения голоса, они считаются мутацион­ными нарушениями. При легком нарушении наблюдаются силь­ный отек и покраснение голосовых складок, которые в задней трети не смыкаются

Во время климакса у женщин тоже наблюдают­ся специфические голосовые изменения. Они заметны у женщин, профессии которых связаны с высокими требованиями к голосу. Вследствие преобладающей деятельности надпочечников голос становится ниже. Это явление может пройти, но прежняя сила и тембр голоса редко восстанавливаются

Различные изменения голоса происходят у престарелых (после 60—70 лет). Постепенно голос становится слабее, давление дыха­ния ниже, диапазон голоса меньше. Наряду с так называемым старческим дрожанием наблюдаются симптомы мутационных из­менений. При этом состояние голоса изменяется не локализованное как в юношеском возрасте, а отражает общее увядание.

Психические и социальные последствия. Сначала ребенок не осознает, что его голос отличается от голоса других. Криком он старается привлечь к себе внимание. Все просьбы говорить тише не достигают цели, так как недостаточно Бездействовать только на голосовую функцию. Манера пользоваться своим голосом отражает темперамент ребенка и социальные условия, в которых он растет. Если голос становится сиплым и появляются другие вышеназван­ные симптомы, это вызывает беспокойство прежде всего у матери, и она приводит ребенка к врачу. Пока эта ситуация дает ребенку

преимущества, он легко переносит нарушение. Но оно может и угнетать ребенка, особенно старшего возраста. Нарушение голоса Становится заметным для других ребят, ребенка освобождают от уроков пения, и он легко занимает положение стоящего в стороне. Этим нарушается чувство принадлежности к коллективу.

Последствия незаконченной мутации проявляются через не­сколько лет после периода полового 'созревания. Голос не удовлет­воряет социальным требованиям, особенно если это связано с про­фессией. Следует отказаться от обучения пению. Голос остается •слабым и не соответствует требованиям нормы. При мутационном фистульном голосе наблюдаются еще и психические последствия. У подростка появляется чувство неприятной исключительности, усиливающееся насмешками соучеников и запретом запиматься пением в школе; возникает чувство неполноценности. Особенно страдают от этого юноши. Это выражается в повышенной чувстви­тельности в постпубертатный период.

При нарушениях сформированного голоса возникают социаль­ные последствия в ограниченности общения вообще и в профессио­нальной деятельности в частности. Страх перед длительной нетру­доспособностью, перед сменой профессии может приводить к сни­жению адаптации, особенно в пожилом возрасте.

Диагностика. При определении диагноза важна совместная ра­бота отоларинголога, терапевта, педиатра, психиатра, геронтолога, логопеда и психолога.