Народное песенное творчество.

Клавишно-духовые инструменты

Ударные инструменты

Струнные инструменты

Духовые инструменты

· флейтовые – свирель, сопель, кувиклы;

· язычковые – жалейка, брёлка, волынка;

- 3 -

· мундштучные – рог, рожок.

· щипковые – гусли, домра, балалайка, семиструнная гитара;

· смычковые – гудок.

· мембранные – бубен, барабан, набат, накры, тулумбас;

· самозвучащие – ложки, трещотки, рубель, косточки, ухваты, коса, рогач, колокол, барабанка (пастуший барабан).

· гармоники;

· баян.

 

Важной составляющей большого арсенала народного инструментария является группа струнных инструментов. Эти инструменты являются основой оркестров русских народных инструментов.

Гусли –известны на Руси с VI века. В старину бытовали гусли трёх видов: крыловидные ( звончатые), шлемовидные и столообразные. В настоящее время используются только звончатые (крыловидные) и столообразные, которые теперь называются гусли клавишные и щипковые. Клавишные и щипковые гусли используются в оркестрах народных инструментов.

Домра- инструмент, который бытовал на Руси в ХVI –ХVII в.в. Был

любим народом. Исполнителями на этих инструментах были скоморохи.

В середине ХVII века инструмент исчез с лица земли полностью, не сталось ни одного экземпляра. В конце ХIХ века инструмент был восстановлен по описаниям В.В.Андреевым и введён в оркестр русских народных инструментов.

Балалайка – инструмент, который возник в конце ХVII –начале ХVIII в.в. как фольклорный инструмент. В конце ХIХ века балалайка была усовершенствована В.В.Андреевым и было создано семейство балалаек.

Василий Васильевич Андреев - композитор, виртуоз-балалаечник, музыкальный просветитель, дирижёр, основатель оркестра русских народных инструментов.

В.В.Андреев родился 3 января 1861 года в Бежецком уезде Тверской губернии. После окончания гимназии в Петербурге В.В.Андреев увлёкся изучением, а затем и усовершенствованием русских народных инструментов. Благодаря деятельности В.В.Андреева была усовершенствована балалайка, которая из фольклорного инструмента превратилась в концертный инструмент, на котором можно исполнять не только русские народные песни и наигрыши, но и произведения композиторов – классиков. Кроме того, В.В.Андреев восстановил и усовершенствовал старинный русский инструмент домру и ввёл ее в оркестр русских народных инструментов.

-4-

Народная песня – это сочетание двух искусств: музыки и поэзии. Песня существует с давних времён. Когда переполненные радостью, торжеством или гневом, древние люди, разрисовав свои тела и лица, начинали голосить, дружно скакать, бить в ладоши, т.е. совершать магические обряды, зарождались разные искусства. Народные песни оказались необычайно устойчивой формой художественного творчества. Они существуют уже несколько тысячелетий.

Песня нужна людям, и в этом причина ее тысячелетнего существования. В народной песне отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания. Народная песня нужна людям как вид искусства, создающий красоту своеобразными выразительными средствами: музыкальными, динамическими, ритмичными. Этими средствами она служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости.

Характерной чертой народного песенного искусства является его глубокая связь с народными традициями. Песенное искусство не представляет собой нечто неизменное. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание, отражает конкретный период в жизни людей.

Музыкальные образы народной песни всегда эмоциональны, заразительны, увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику народной песни, ее связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом любого национального искусства.

Песни русского народа разнообразны по происхождению, содержанию, особенностям бытования и другим характерным чертам. Это даёт возможность подразделить их на жанровые разновидности.

Старейшими образцами народной песни являются:

Лирические песни –песни о неразделённой или позабытой и преданной любви между юношей и девушкой. В этих песнях рисуется идеализированный портрет любимого. Любовные песни исполняются от лица страдающей девушки, острота конфликта подобных песен не разрешима в действительности.

Семейные песни– построены на неразрешимом конфликте между мужем и женой, мачехой и падчерицей, отцом и взрослым сыном, братьями и сестрой, свекровью и невесткой либо описывают несчастную вдовью долю или сиротскую судьбу. Сюжетика этих песен трагична: муж топит жену и

оставляет детей сиротами, жена привязывает мужа к берёзе на съедение комарам, отец запрещает взрослому сыну жениться на любимой и т.д. В семейных песнях возникают отрицательно – оценочные, оскорбительные эпитеты: «лиха – злая мачеха», «лютая свекровушка», «кривошлыкая свекровь», «сонливая, дремливая, неурядливая сноха», «золовка – смутьянка», «худая жена», «неудалая жена», «баба пьяная», «шельма похмельная», «постылый муж» и т.д.

- 5 -

Трудовые песни –исполнялись во время различных трудовых процессов и характеризовали различные виды работ, как правило,

совершаемых коллективно (артелью). Они известны в фольклористике под названием «работные» или «отходнические».Свои песни имели представители многих специальностей, отходники некоторых промыслов и др.: батраки, охотники, извозчики и ямщики, бурлаки, конторщики, приказчики, ткачи и ткачихи, десятник, целовальники (содержатели кабаков) и др. В песнях представлены разные виды работ, инструментарий и инвентарь, начиная от примитивной и самой древней дубинушки до обоза с конями, ткацких машин. В «работных» песнях присутствуют трудовые кличи и возгласы, которые служат сигналом к совместному приложению общих усилий: «Раз- два, дружно!», «Дружно, сильно!», «Эх, дубинушка, ухнем. Эх, зелёная сама пойдёт…»

Военные песни –казацкие, солдатские, рекрутские.

Эти песни относятся к военной группе военных песнопений

Казак – человек вольный, независимый, искатель приключений. В русском языке Термин «казак» впервые зафиксирован в Грамоте 1395 года. В ХVIII – ХIХ столетиях под словом «казак» подразумевался представитель военного сословия, пользовавшийся особыми правами, уроженец окраинных земель юга России и Урала.

Солдат – следующий по хронологии в русском языке. В первой трети ХVIIв. слово «солдат» известно как обозначение вольнонаёмного воина – иностранца.

Рекрут – немецкое слово, последнее по времени заимствования. Слово «рекрут» существовало в России с 1701 по 1874 год как обозначение лица, зачисленного в регулярную армию по найму или рекрутской повинности.

Тематика военных песен многообразна: проводы рекрута в армию, прощание с родными, любимой, разлука с милой и трудности передачи весточки в армию, горечь известия о неверности невесты или измены жены, описание военных походов и баталий, возвращение солдат после службы или гибель казака на чужбине.

Песни о неволе –полоняночные, темничные, тюремные, арестантские.

Полоняночные песни повествуют о печали молодца, сражавшегося с врагом и попавшего в плен, или девушки, угнанной завоевателями на чужбину и стремящейся бежать на родину.

Темничные, тюремные, арестантские – это песни тюрьмы и каторги, которые сочинялись заключёнными , сознающими свою виновность или считающими себя невинно осужденными.

В песнях арестантов обрисованы тяжёлые условия нахождения в неволе, объясняются причины попадания за решётку – в результате сиротского детства, из-за непомерной меркантильности любимой девушки, толкнувшей на грабежи или убийство соперника и т.д. В таких песнях прослеживаются мотивы раскаяния и ожидания весточки с воли.

 

- 6 -

 

Обрядовые песни -среди обрядовых песен основными являются КАЛЕНДАРНЫЕ И СВАДЕБНЫЕ песни.

Календарные песни приурочены к датам календаря ( к дню весеннего равноденствия, к кануну зимнего солнцеворота в ночь с 24 на 25 декабря) или к какому либо времени года. Некоторые виды календарных песен исполнялись в период сельскохозяйственных работ : весенней пахоты, покоса, жатвы.

Одно из самых интересных явлений обрядового календарного фольклора - подблюдные песни.Это разновидность заклинательных и новогодних песен-гаданий. Песни-гадания родились на основе уже существовавших фольклорных традиций, поверий, примет и гаданий в недрах обрядовой поэзии. Их состав неоднороден, сложен, он свидетельствует о многообразных обрядовых функциях песен.

Свадебные песни –составляют один из наиболее мелодически богатых и национально-самобытных разделов русского песенного творчества.

Исполнялись свадебные песни по ходу свадебной игры. Песни, входившие в свадебный обряд разнообразны в жанровом отношении.

Свадебные причитания – исполнялись невестой и заменяющей её вопленицей. В свадебных причитаниях ярко раскрывалась тяжёлая женская доля и бесправное положение девушки. В них невеста обращалась к отцу, матери, братьям с просьбой заступиться за неё и не отдавать её в «чужие люди», дать ей погулять ещё «хоть одну весну красну», «хоть одно лето тёплое».

Величальные песни – величание, прославление участников свадьбы. В них встречались обращения к древним языческим богам, покровительствовавшим супружеской любви. В величальных песнях непременно присутствовали традиционные магические образы утушки, селезня, лебёдушки и лебедя, придавая исполнению песни сакральный смысл. Объектом обращения величальных песен были все действующие лица - свадебные «чины»: жених, невеста, дружка, тысяцкий, сват и т.д.

Корильные песни - юмористические и шуточные песни. Они отличались насмешливым и шуточным содержанием. В этих песнях допускалось соединение мелодии и речитатива (произнесение текста быстрой скороговоркой). В корильных песнях встречаются мотивы других жанров – закличек, хороводов, плясовых. В этих песнях много иносказаний. Они с особым задором и юмором передают типичные для людей жизненные коллизии и взаимоотношения. Корильные песни сопровождали комедийные и игровые сцены обрядово-свадебного действа.

 

Русское песенное творчество занимает большое место в современной культурном процессе страны. Русские народные песни составляют основу репертуара многих профессиональных музыкальных коллективов, занимают ведущее положение в творчестве любительских ансамблей и участников художественной самодеятельности. Являясь замечательным средством образной характеристики, русские песни входят в обширный репертуар оперно-балетных и музыкально-драматических театров.

Интерес к народному песенному творчеству со стороны широкого круга специалистов огромен. Для всех становится очевидным, что знание основ песенной культуры воспитывает чувство законной национальной гордости, понимание преемственности прогрессивных традиций в современной культуре, развивает способность мыслить эстетически широко, способствует утверждению принципа народности в искусстве, в музыкальной педагогике.

Характерной чертой народного песенного искусства является его глубокая связь с народными традициями. Песенное искусство не представляет собой нечто неизменное. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание, отражает конкретный период в жизни людей. Народные песни кристаллизуются в общественном сознании годами, и многие из их, сохраняя лучшие прогрессивные традиции, и по сей день доставляют эстетическое наслаждение нашему современнику.