Народное инструментальное творчество

Музыкальное творчество русского народа

С давних времён русский народ стремился выразить в музыке свои мысли, переживания. Они нашли полноценное художественное воплощение в различных образцах инструментального искусства.

Народные музыкальные инструменты известны со времён Киевской Руси. Наиболее древние источники свидетельствуют о бытовании у славян музыкальных инструментов. В рассказе византийского историка VI – VII веков Феофилакта Самокатты, повествующего о взятых в плен греками в 591 году трёх славянах, отмечается, что в их руках были лиры (в других источниках кифары). Большинство историков древнерусского искусства сходятся на том, что это были гусли.

Большую роль на Руси играла инструментальная музыка в организации ратного (военного) строя. Это – сигналы для сбора дружин и полков к началу сражения, поддерживание связи между частями в битве. Кроме того, музыкальные инструменты использовались для сопровождения воинских церемоний и ритуалов, вдохновления воинов на сражение, заполняли досуг и быт солдат.

В ратном деле широко использовались различные духовые ( трубы, сурны, посвистели, флейты и т.д.) и ударные (бубны, набаты, накры, било, колокол и др.) инструменты.

Древние летописи, такие как Ермолинская (ХVв.) и Тверская (ХVIв.) свидетельствуют о том, что в войсках князя Святослава перед началом одного из сражений музыканты заиграли « в бубны, и в трубы, и сопели», «в накры, и в арганы, и в трубы, и в сурны, и в посвистели».

Несмотря на широкое распространение коллективного инструментального музицирования в древнерусском войске, основными носителями этого искусства были скоморохи.Среди скоморохов, фактически являющихся профессиональными артистами, существовала разветвлённая специализация – плясуны и акробаты, актёры и дрессировщики животных, певци и сказители эпических произведений, жонглёры и фокусники. Немало среди них и музыкантов – игроков на домрах, гудках, трубах, бубнах, волынках, гуслях.

С творчеством скоморохов связаны как первые шаги, так и последующий путь развития музыкальных инструментов. Благодаря им на ярмарках, всевозможных гуляниях, в пастушеской среде, в быту, в повседневной жизни звучали различные духовые, ударные, струнные инструменты.

В фольклорных текстах – былинах, сказаниях, песнях – даны многочисленные примеры участия скоморохов – музыкантов-инструменалистов в древних обрядах: календарных (русалиях, зимних праздниках коляды, масленице и др.) и семейно – бытовых (свадьбах, поминках).

-2-

Народные музыкальные инструменты – домры, гудки, волынки, гусли, сурны и многие другие – несомненно, способствовали воскрешению и культивированию элементов язычества. И поэтому в качестве официальной мотивировки гонения скоморохов церковью была выдвинута задача решительного уничтожения язычества, а вместе с тем и инструментов, коренившихся в быту простого народа.

Но не менее были важны и социальные причины. Ведь своими песнями прибаутками, «скоморошинами», которые неизменно исполнялись при участии инструментального сопровождения, скоморохи не только отвлекали народ от церкви, но и едко, смело высмеивали и бичевали пороки церковников, уродливые стороны их якобы «аскетической жизни».

Духовенство понимало, что одними поучениями и проповедями искоренить скоморошество невозможно. Поэтому оно искало поддержки у светской власти.

Уже к началу ХVII века власти предписывали, чтобы «в сопели, и в гусли, и в домры, и во всякие игры не играли».

Борьба со скоморохами усиливается к середине ХVII века, так как скоморохи своим искусством вдохновляли народные массы на выступления и мятежи.

1648 году последовал «высочайший» указ царя Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий». В указе говорилось: « А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари всякие ( т.е. театральные маски) и всякие гудебные сосуды, и ты б те бесовские сосуды велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь». Непокорных предписывалось нещадно бить батогами, арестовывать, отправлять в ссылку.

Так расправились не только со скоморошеством, но и с музыкальными инструментами. В результате этого инструментарий русского народа видоизменился. Особенно пострадало домровое исполнительство. К концу ХVII столетия домра полностью выходит из употребления: инструмент домра исчез с лица земли, исчезли какие-либо упоминания об исполнителях на ней.

Значительно позже, к концу ХVII- началу ХVIII вв. получили распространение балалайка и семиструнная гитара.

Конец ХIХ века ознаменован рождением целого ряда гармоник.

В настоящее время арсенал музыкальных инструментов велик и разнообразен. Почти каждый регион России представлен самобытными инструментами, которые во многом олицетворяют специфику и формы существования фольклора.

В современном инструментоведении получила признание классификационная система, в которой определяющими являются два признака - источник звука и способ или механизм его извлечения: