Модуль 7: Методика музыкального воспитания детей с ЗПР

Раздел 6.1: Музыкотерапия

1. Методика музыкального воспитания изучает:

А) закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов;

Б) методы и приемы музыкального воспитания;

В) организации музыкального процесса школы.

 

2. В чем заключается главная особенность музыки?

А) в ее эмоционально-чувственной природе;

Б) в отражении жизненной реальности;

В) в способности передавать мысли автора.

 

3. В чем состоит воспитательная сила музыки?

А) в преобразующем влиянии на эмоционально-чувственную сферу человека;

Б) во влиянии на процессы мышления;

В) в непосредственном влиянии на окружающий мир.

 

4. Важнейшими элементами музыки являются:

А) ритм;

Б) мелодия;

В) гармония.

 

5. Музыку какого композитора можно отнести к категории рождающее знании?

А) Шопена;

Б) Бетховина;

В). Моцарта.

6. Какое воздействие оказывает музыка Гайдна или Моцарт?

А) уныние;

Б) радость;

В) вдохновение.

 

7. Кто из древних философов считал, что здоровье души и тела может быть достигнуто в результате катарсиса (очищения)?

А) Пифагор;

Б) Платон;

В) Аристотель.

 

8. Кто из древних философов рассматривал музыку как средство воспитания идеального гражданин?

А) Пифагор;

Б) Платон;

В) Сократ.

 

9. Кому принадлежит идея гармонии Вселенной как источника исцеления человек?

А) Пифагор;

Б) Платон;

В) Аристотель.

 

10. Какой танец обладает терапевтическим свойство?

А) тарантелла;

Б) сарабанда;

В) менуэт.

 

11. В какой области медицины в середине 19 века впервые стала использоваться музыкотерапии?

А) психотерапия

Б) хирургия

В) стоматология.

 

12. Главные принципы технологии музыкотерапии:

А) создание специальной композиции, несущей программу здоровья;

Б) создание суггестивной программы;

В) автоматическое погружение в состояние «исцеляющего сознания».

13. Суггестивная программа это:

А) положительные словесные выражения;

Б) гармоничное сочетание верхнего и нижнего регистра;

В) прослушивание музыкального произведения.

Раздел 6.2: Характеристика детей, занимающихся в классах коррекции.

14. Коррекция это:

А) исправление недостатков психофизического развития;

Б) исправление нравственных недостатков;

В) исправление недостатков в воспитании.

 

15. Термин задержка психического развития подчеркивает:

А) временный характер отставания;

Б) стойкий характер отставания;

В) отсутствие отставания.

 

16. Особенности восприятия школьников с ЗПР:

А) замедленность и фрагментарность;

Б) повышенная отвлекаемость;

В) снижение продуктивности в работе.

 

17. Особенность речи детей с ЗПР:

А) низкая речевая активность;

Б) недостаточность динамической организации речи;

В) бедный словарный запас.

 

18. Что не относится к критериям выбора музыкального материала для уроков музыки?

А) художественность;

Б) увлекательность для детей;

В) педагогическая целесообразность;

Г) принадлежность к «серьезной» музыке.

 

19. Выберите определение ритма:

А) соотношение длительностей звуков в их последовательности;

Б) равномерное чередование сильных и слабых долей;

В) выражение долей метра определенной длительностью.

20. Выберите определение метра:

А) соотношение длительностей звуков в их последовательности;

Б) равномерное чередование сильных и слабых долей;

В) выражение долей метра определенной длительностью.

21. Выберите определение размера:

А) соотношение длительностей звуков в их последовательности;

Б) равномерное чередование сильных и слабых долей;

В) выражение долей метра определенной длительностью.

22. Выберите определение темпа:

А) скорость движения музыки;

Б) группа звуков, близких по высоте звучания;

В) различная степень громкости звучания музыки.


23. Выберите определение регистра:

А) скорость движения музыки;

Б) группа звуков, близких по высоте звучания;

В) различная степень громкости звучания музыки.

24. Выберите определение динамики:

А) скорость движения музыки;

Б) группа звуков, близких по высоте звучания;

В) различная степень громкости звучания музыки.

25. Выберите определение лада:

А) система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом;

Б) высота, на которой расположен лад;

В) одновременное сочетание трех или более звуков;

Г) одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.

 

26. Выберите определение тональности:

А) система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом;

Б) высота, на которой расположен лад;

В) одновременное сочетание трех или более звуков;

Г) одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.

 

27. Выберите определение аккорда:

А) система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом;

Б) высота, на которой расположен лад;

В) одновременное сочетание трех или более звуков;

Г) одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.

 

28. Выберите определение мелодии:

А) система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом;

Б) высота, на которой расположен лад;

В) одновременное сочетание трех или более звуков;

Г) одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.

Раздел 7.1: организация учебно-музыкальной деятельности в классах коррекции.

29. В чем состоит основная цель хорового пения на уроках музыки?

А) в формировании вокально-хоровых знаний;

Б) в развитии певческих способностей;

В) в формировании певческой культуры школьника как части его общей музыкальной культуры;

Г) в воспитании вокально-хоровых навыков.

 


30. Каким образом пение способствует умственному развитию детей?

А) расширяет кругозор;

Б) формирует развитие дыхания;

В). Развивает музыкальные способности.

 

31. Что из перечисленного способствует укреплению организма?

А) расширение кругозора;

Б) формирование правильности дыхания;

В) развитие музыкальных способностей.

 

32. Что способствует улучшению дикции?

А) отчетливое проговаривание слов;

Б) правильное дыхание;

В) развитие музыкальных способностей.

33. Какая из характеристик певческих возможностей соответствует детям 7-8 лет?

А) большое количество плохо интонирующих, доступны песни с простым построением, короткими фразами, нешироким диапазоном (примарная зона – от «ми» до «до» второй октавы), хотя, в принципе, могут петь от «ля» малой октавы до «ре» второй и выше;

Б) «расцвет детского голоса» из-за наибольшей равномерности в развитии, большой гибкости голосового аппарата. Голоса звучат звонко, «серебристо»; доступен разнообразный и достаточно сложный певческий материал;

В) выявляются более низко поющие дети; дыхание становится глубоким, звучание – уже «микстовое», увеличиваются тембровые возможности, в то же время имеет место ограничения в силе звука;

Г) голосовая мышца структурно практически сформирована почти у всех детей и начинает регулировать деятельность голосовых складок, исполнительские возможности существенно расширяются, эндокринные возрастные изменения проявляются в хрипоте и покраснении связок, примарная зона – от «до» первой октавы до «ми» («фа») второй.

 

34. Какая из характеристик певческих возможностей соответствует детям 9-10 лет?

А) большое количество плохо интонирующих, доступны песни с простым построением, короткими фразами, нешироким диапазоном (примарная зона – от «ми» до «до» второй октавы), хотя, в принципе, могут петь от «ля» малой октавы до «ре» второй и выше;

Б) «расцвет детского голоса» из-за наибольшей равномерности в развитии, большой гибкости голосового аппарата. Голоса звучат звонко, «серебристо»; доступен разнообразный и достаточно сложный певческий материал;

В) выявляются более низко поющие дети; дыхание становится глубоким, звучание – уже «микстовое», увеличиваются тембровые возможности, в то же время имеет место ограничения в силе звука;

Г) голосовая мышца структурно практически сформирована почти у всех детей и начинает регулировать деятельность голосовых складок, исполнительские возможности существенно расширяются, эндокринные возрастные изменения проявляются в хрипоте и покраснении связок, примарная зона – от «до» первой октавы до «ми» («фа») второй.

 

35. Какая из характеристик певческих возможностей соответствует детям 10-11 лет?

А) большое количество плохо интонирующих, доступны песни с простым построением, короткими фразами, нешироким диапазоном (примарная зона – от «ми» до «до» второй октавы), хотя, в принципе, могут петь от «ля» малой октавы до «ре» второй и выше;

Б) «расцвет детского голоса» из-за наибольшей равномерности в развитии, большой гибкости голосового аппарата. Голоса звучат звонко, «серебристо»; доступен разнообразный и достаточно сложный певческий материал;

В) выявляются более низко поющие дети; дыхание становится глубоким, звучание – уже «микстовое», увеличиваются тембровые возможности, в то же время имеет место ограничения в силе звука;

Г) голосовая мышца структурно практически сформирована почти у всех детей и начинает регулировать деятельность голосовых складок, исполнительские возможности существенно расширяются, эндокринные возрастные изменения проявляются в хрипоте и покраснении связок, примарная зона – от «до» первой октавы до «ми» («фа») второй.

 

36. Какова главная цель музыкально-ритмической деятельности школьников на уроках музыки?

А) формирование знаний о музыкально-ритмической деятельности;

Б) формирование культуры музыкально-ритмических движений как части музыкальной культуры школьника;

В) воспитание музыкально-ритмических навыков.

 

37. Что характеризует музыкально-ритмическую деятельность?

А) ритмически организованные и танцевальные движения, музыкально-ритмические игры, упражнения и танцы;

Б) свободные импровизированные движения, отражающие характер и смысл музыки, раскрывающие индивидуальное понимание художественного образа;

В) разнообразные движения под музыку.

 

38. Что является общей характеристикой пластического интонирования?

А) ритмически организованные и танцевальные движения, музыкально-ритмические игры, упражнения и танцы;

Б) свободные импровизированные движения, отражающие характер и смысл музыки, раскрывающие индивидуальное понимание художественного образа;

В) разнообразные движения под музыку.

 

39. Что из перечисленного корректирует внутреннее состояние ребенка при использовании музыкально-ритмических движений?

А) снятие психоэмоционального напряжения;

Б) создание музыкального образа;

В) импровизация движений.

 

40. Назовите две причины неадекватного выражения характера музыки в движении:

А) психическая и физическая заторможенность;

Б) плохая координация движений;

В) тихое звучание музыки;

Г) отсутствие большой площади для свободного движения.

 

41. Программная музыка это:

А) словесная программа музыкального произведения;

Б) структура музыкального произведения;

В) программа музыкального воспитания.

 

42. Для понимания музыки полезно изучение предметов:

А) история, литература;

Б) химия;

В) астрономия.

 


43 Выберите определение мелодии:

А) система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом;

Б) высота, на которой расположен лад;

В) одновременное сочетание трех или более звуков;

Г) одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.

 

44. Выберите определение фактуры:

А) оформление музыкального материала;

Б) голоса подразделяются на главные и сопровождающие;

В) объединяет мелодически самостоятельные голоса.

 

45. Выберите определение гомофонии:

А) оформление музыкального материала;

Б) голоса подразделяются на главные и сопровождающие;

В) объединяет мелодически самостоятельные голоса.

46. Выберите определение полифонии:

А) оформление музыкального материала;

Б) голоса подразделяются на главные и сопровождающие;

В) объединяет мелодически самостоятельные голоса.

 

47. В каких двух смыслах трактуется понятие «восприятие»?

А) способность человека слышать и переживать музыкальный образ как художественное единство;

Б) способность слушать музыку;

В) процесс постижения, переживания, осмысления и оценивания музыкального произведения;

Г) слушание как физический процесс.

 

48. Какие четыре стадии характеризуют процесс восприятия музыки?

А) возникновение интереса к произведению;

Б) слушание как физический процесс;

В) обсуждение прослушанного;

Г) переинтонирование художественного образа;

Д) понимание и переживание музыки;

Е) оценка произведения.

 

49. Какие три условия необходимы для понимания музыки?

А) знание музыкального языка;

Б) многоразовое прослушивание;

В) слежение за мелодией;

Г) переинтонирование художественного образа;

Д) оценка исполнения музыкального произведения.

 

50. Какой характер имеет музыкальное восприятие?

А) теоретический;

Б) практический;

В) творческий;

Г) научный.

 

51. Выберите из предложенных три основные модели развития у учащихся музыкального восприятия, существующие в общеобразовательной школе.

А) технократическая;

Б) практическая;

В) просветительская;

Г) интонационная;

Д) теоретическая.

 

52.. Выберите два определения, не характеризующие музыкальный вкус.

А) широкий;

Б) большой;

В) хороший;

Г) узкий;

Д) изменчивый.

 

53. Что из перечисленного не является структурным компонентом процесса слушания?

А) вступительное слово учителя;

Б) слушание как физический процесс;

В) анализ-разбор;

Г) изложение нового материала;

Д) повторное слушание;

Е) итог.

 

54. Выберите характеристику понятия «музыкальная грамота».

А) знания о музыке;

Б) музыкальный кругозор;

В) аналог музыкальной культуры;

Г) основы элементарной теории музыки, нотная запись.

 

55. Выберите два основных вида изучения музыкальной грамоты.

А) по относительной системе;

Б) по абсолютной системе;

В) по системе З. Кодая;

Г) по системе Б. Тричкова.

 

56. Сколько времени должно занимать слушание музыки школьниками с ЗПР?

А) пять – десять минут;

Б) двадцать минут;

В) пятнадцать минут.

 

57. Выберете критерии, по которым музыка корректирует состояние ребенка:

А) нормализуется давление;

Б) уходят страхи и внутреннее напряжение;

В) нормализуется сон.

 

58.. В какой форме главным образом осуществляется импровизация на уроках музыки?

А) игра;

Б) беседа;

В) сочинение.

 


59. Какова цель инструментальной исполнительской деятельности школьников с проблемами?

А) формирование инструментально-исполнительских навыков;

Б) формирование знаний, связанных с инструментально-исполнительской деятельностью;

В) формирование развития самоощущения, саморегуляции, раскрытие внутренних резервов.

 

60. Какая группа не входит в классификацию детских музыкальных инструментов?

А) духовые;

Б) ритмические;

В) пневматические язычковые;

Г) струнно-смычковые.

 

61. Выберите два вида, на которые подразделяются ритмические инструменты.

А) ударно-шумовые;

Б) деревянные;

В) мелодические ударные;

Г) металлические.

 

62. Кто является основоположником разработки детского музыкального инструментария?

А) З. Кодай;

Б) Д.Б. Кабалевский;

В) Б.Л. Яворский;

Г) К. Орф.

 

63. С каким видом деятельности непосредственно связано обучение детей игре на детских музыкальных инструментах?

А) пение;

Б) слушание;

В) изучение музыкальной грамоты;

Г) пластическое интонирование.