Модуль 7: Методика музыкального воспитания детей с ЗПР
Раздел 6.1: Музыкотерапия
1. Методика музыкального воспитания изучает:
А) закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов;
Б) методы и приемы музыкального воспитания;
В) организации музыкального процесса школы.
2. В чем заключается главная особенность музыки?
А) в ее эмоционально-чувственной природе;
Б) в отражении жизненной реальности;
В) в способности передавать мысли автора.
3. В чем состоит воспитательная сила музыки?
А) в преобразующем влиянии на эмоционально-чувственную сферу человека;
Б) во влиянии на процессы мышления;
В) в непосредственном влиянии на окружающий мир.
4. Важнейшими элементами музыки являются:
А) ритм;
Б) мелодия;
В) гармония.
5. Музыку какого композитора можно отнести к категории рождающее знании?
А) Шопена;
Б) Бетховина;
В). Моцарта.
6. Какое воздействие оказывает музыка Гайдна или Моцарт?
А) уныние;
Б) радость;
В) вдохновение.
7. Кто из древних философов считал, что здоровье души и тела может быть достигнуто в результате катарсиса (очищения)?
А) Пифагор;
Б) Платон;
В) Аристотель.
8. Кто из древних философов рассматривал музыку как средство воспитания идеального гражданин?
А) Пифагор;
Б) Платон;
В) Сократ.
9. Кому принадлежит идея гармонии Вселенной как источника исцеления человек?
А) Пифагор;
Б) Платон;
В) Аристотель.
10. Какой танец обладает терапевтическим свойство?
А) тарантелла;
Б) сарабанда;
В) менуэт.
11. В какой области медицины в середине 19 века впервые стала использоваться музыкотерапии?
А) психотерапия
Б) хирургия
В) стоматология.
12. Главные принципы технологии музыкотерапии:
А) создание специальной композиции, несущей программу здоровья;
Б) создание суггестивной программы;
В) автоматическое погружение в состояние «исцеляющего сознания».
13. Суггестивная программа это:
А) положительные словесные выражения;
Б) гармоничное сочетание верхнего и нижнего регистра;
В) прослушивание музыкального произведения.
Раздел 6.2: Характеристика детей, занимающихся в классах коррекции.
14. Коррекция это:
А) исправление недостатков психофизического развития;
Б) исправление нравственных недостатков;
В) исправление недостатков в воспитании.
15. Термин задержка психического развития подчеркивает:
А) временный характер отставания;
Б) стойкий характер отставания;
В) отсутствие отставания.
16. Особенности восприятия школьников с ЗПР:
А) замедленность и фрагментарность;
Б) повышенная отвлекаемость;
В) снижение продуктивности в работе.
17. Особенность речи детей с ЗПР:
А) низкая речевая активность;
Б) недостаточность динамической организации речи;
В) бедный словарный запас.
18. Что не относится к критериям выбора музыкального материала для уроков музыки?
А) художественность;
Б) увлекательность для детей;
В) педагогическая целесообразность;
Г) принадлежность к «серьезной» музыке.
19. Выберите определение ритма:
А) соотношение длительностей звуков в их последовательности;
Б) равномерное чередование сильных и слабых долей;
В) выражение долей метра определенной длительностью.
20. Выберите определение метра:
А) соотношение длительностей звуков в их последовательности;
Б) равномерное чередование сильных и слабых долей;
В) выражение долей метра определенной длительностью.
21. Выберите определение размера:
А) соотношение длительностей звуков в их последовательности;
Б) равномерное чередование сильных и слабых долей;
В) выражение долей метра определенной длительностью.
22. Выберите определение темпа:
А) скорость движения музыки;
Б) группа звуков, близких по высоте звучания;
В) различная степень громкости звучания музыки.
23. Выберите определение регистра:
А) скорость движения музыки;
Б) группа звуков, близких по высоте звучания;
В) различная степень громкости звучания музыки.
24. Выберите определение динамики:
А) скорость движения музыки;
Б) группа звуков, близких по высоте звучания;
В) различная степень громкости звучания музыки.
25. Выберите определение лада:
А) система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом;
Б) высота, на которой расположен лад;
В) одновременное сочетание трех или более звуков;
Г) одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.
26. Выберите определение тональности:
А) система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом;
Б) высота, на которой расположен лад;
В) одновременное сочетание трех или более звуков;
Г) одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.
27. Выберите определение аккорда:
А) система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом;
Б) высота, на которой расположен лад;
В) одновременное сочетание трех или более звуков;
Г) одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.
28. Выберите определение мелодии:
А) система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом;
Б) высота, на которой расположен лад;
В) одновременное сочетание трех или более звуков;
Г) одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.
Раздел 7.1: организация учебно-музыкальной деятельности в классах коррекции.
29. В чем состоит основная цель хорового пения на уроках музыки?
А) в формировании вокально-хоровых знаний;
Б) в развитии певческих способностей;
В) в формировании певческой культуры школьника как части его общей музыкальной культуры;
Г) в воспитании вокально-хоровых навыков.
30. Каким образом пение способствует умственному развитию детей?
А) расширяет кругозор;
Б) формирует развитие дыхания;
В). Развивает музыкальные способности.
31. Что из перечисленного способствует укреплению организма?
А) расширение кругозора;
Б) формирование правильности дыхания;
В) развитие музыкальных способностей.
32. Что способствует улучшению дикции?
А) отчетливое проговаривание слов;
Б) правильное дыхание;
В) развитие музыкальных способностей.
33. Какая из характеристик певческих возможностей соответствует детям 7-8 лет?
А) большое количество плохо интонирующих, доступны песни с простым построением, короткими фразами, нешироким диапазоном (примарная зона – от «ми» до «до» второй октавы), хотя, в принципе, могут петь от «ля» малой октавы до «ре» второй и выше;
Б) «расцвет детского голоса» из-за наибольшей равномерности в развитии, большой гибкости голосового аппарата. Голоса звучат звонко, «серебристо»; доступен разнообразный и достаточно сложный певческий материал;
В) выявляются более низко поющие дети; дыхание становится глубоким, звучание – уже «микстовое», увеличиваются тембровые возможности, в то же время имеет место ограничения в силе звука;
Г) голосовая мышца структурно практически сформирована почти у всех детей и начинает регулировать деятельность голосовых складок, исполнительские возможности существенно расширяются, эндокринные возрастные изменения проявляются в хрипоте и покраснении связок, примарная зона – от «до» первой октавы до «ми» («фа») второй.
34. Какая из характеристик певческих возможностей соответствует детям 9-10 лет?
А) большое количество плохо интонирующих, доступны песни с простым построением, короткими фразами, нешироким диапазоном (примарная зона – от «ми» до «до» второй октавы), хотя, в принципе, могут петь от «ля» малой октавы до «ре» второй и выше;
Б) «расцвет детского голоса» из-за наибольшей равномерности в развитии, большой гибкости голосового аппарата. Голоса звучат звонко, «серебристо»; доступен разнообразный и достаточно сложный певческий материал;
В) выявляются более низко поющие дети; дыхание становится глубоким, звучание – уже «микстовое», увеличиваются тембровые возможности, в то же время имеет место ограничения в силе звука;
Г) голосовая мышца структурно практически сформирована почти у всех детей и начинает регулировать деятельность голосовых складок, исполнительские возможности существенно расширяются, эндокринные возрастные изменения проявляются в хрипоте и покраснении связок, примарная зона – от «до» первой октавы до «ми» («фа») второй.
35. Какая из характеристик певческих возможностей соответствует детям 10-11 лет?
А) большое количество плохо интонирующих, доступны песни с простым построением, короткими фразами, нешироким диапазоном (примарная зона – от «ми» до «до» второй октавы), хотя, в принципе, могут петь от «ля» малой октавы до «ре» второй и выше;
Б) «расцвет детского голоса» из-за наибольшей равномерности в развитии, большой гибкости голосового аппарата. Голоса звучат звонко, «серебристо»; доступен разнообразный и достаточно сложный певческий материал;
В) выявляются более низко поющие дети; дыхание становится глубоким, звучание – уже «микстовое», увеличиваются тембровые возможности, в то же время имеет место ограничения в силе звука;
Г) голосовая мышца структурно практически сформирована почти у всех детей и начинает регулировать деятельность голосовых складок, исполнительские возможности существенно расширяются, эндокринные возрастные изменения проявляются в хрипоте и покраснении связок, примарная зона – от «до» первой октавы до «ми» («фа») второй.
36. Какова главная цель музыкально-ритмической деятельности школьников на уроках музыки?
А) формирование знаний о музыкально-ритмической деятельности;
Б) формирование культуры музыкально-ритмических движений как части музыкальной культуры школьника;
В) воспитание музыкально-ритмических навыков.
37. Что характеризует музыкально-ритмическую деятельность?
А) ритмически организованные и танцевальные движения, музыкально-ритмические игры, упражнения и танцы;
Б) свободные импровизированные движения, отражающие характер и смысл музыки, раскрывающие индивидуальное понимание художественного образа;
В) разнообразные движения под музыку.
38. Что является общей характеристикой пластического интонирования?
А) ритмически организованные и танцевальные движения, музыкально-ритмические игры, упражнения и танцы;
Б) свободные импровизированные движения, отражающие характер и смысл музыки, раскрывающие индивидуальное понимание художественного образа;
В) разнообразные движения под музыку.
39. Что из перечисленного корректирует внутреннее состояние ребенка при использовании музыкально-ритмических движений?
А) снятие психоэмоционального напряжения;
Б) создание музыкального образа;
В) импровизация движений.
40. Назовите две причины неадекватного выражения характера музыки в движении:
А) психическая и физическая заторможенность;
Б) плохая координация движений;
В) тихое звучание музыки;
Г) отсутствие большой площади для свободного движения.
41. Программная музыка это:
А) словесная программа музыкального произведения;
Б) структура музыкального произведения;
В) программа музыкального воспитания.
42. Для понимания музыки полезно изучение предметов:
А) история, литература;
Б) химия;
В) астрономия.
43 Выберите определение мелодии:
А) система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом;
Б) высота, на которой расположен лад;
В) одновременное сочетание трех или более звуков;
Г) одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.
44. Выберите определение фактуры:
А) оформление музыкального материала;
Б) голоса подразделяются на главные и сопровождающие;
В) объединяет мелодически самостоятельные голоса.
45. Выберите определение гомофонии:
А) оформление музыкального материала;
Б) голоса подразделяются на главные и сопровождающие;
В) объединяет мелодически самостоятельные голоса.
46. Выберите определение полифонии:
А) оформление музыкального материала;
Б) голоса подразделяются на главные и сопровождающие;
В) объединяет мелодически самостоятельные голоса.
47. В каких двух смыслах трактуется понятие «восприятие»?
А) способность человека слышать и переживать музыкальный образ как художественное единство;
Б) способность слушать музыку;
В) процесс постижения, переживания, осмысления и оценивания музыкального произведения;
Г) слушание как физический процесс.
48. Какие четыре стадии характеризуют процесс восприятия музыки?
А) возникновение интереса к произведению;
Б) слушание как физический процесс;
В) обсуждение прослушанного;
Г) переинтонирование художественного образа;
Д) понимание и переживание музыки;
Е) оценка произведения.
49. Какие три условия необходимы для понимания музыки?
А) знание музыкального языка;
Б) многоразовое прослушивание;
В) слежение за мелодией;
Г) переинтонирование художественного образа;
Д) оценка исполнения музыкального произведения.
50. Какой характер имеет музыкальное восприятие?
А) теоретический;
Б) практический;
В) творческий;
Г) научный.
51. Выберите из предложенных три основные модели развития у учащихся музыкального восприятия, существующие в общеобразовательной школе.
А) технократическая;
Б) практическая;
В) просветительская;
Г) интонационная;
Д) теоретическая.
52.. Выберите два определения, не характеризующие музыкальный вкус.
А) широкий;
Б) большой;
В) хороший;
Г) узкий;
Д) изменчивый.
53. Что из перечисленного не является структурным компонентом процесса слушания?
А) вступительное слово учителя;
Б) слушание как физический процесс;
В) анализ-разбор;
Г) изложение нового материала;
Д) повторное слушание;
Е) итог.
54. Выберите характеристику понятия «музыкальная грамота».
А) знания о музыке;
Б) музыкальный кругозор;
В) аналог музыкальной культуры;
Г) основы элементарной теории музыки, нотная запись.
55. Выберите два основных вида изучения музыкальной грамоты.
А) по относительной системе;
Б) по абсолютной системе;
В) по системе З. Кодая;
Г) по системе Б. Тричкова.
56. Сколько времени должно занимать слушание музыки школьниками с ЗПР?
А) пять – десять минут;
Б) двадцать минут;
В) пятнадцать минут.
57. Выберете критерии, по которым музыка корректирует состояние ребенка:
А) нормализуется давление;
Б) уходят страхи и внутреннее напряжение;
В) нормализуется сон.
58.. В какой форме главным образом осуществляется импровизация на уроках музыки?
А) игра;
Б) беседа;
В) сочинение.
59. Какова цель инструментальной исполнительской деятельности школьников с проблемами?
А) формирование инструментально-исполнительских навыков;
Б) формирование знаний, связанных с инструментально-исполнительской деятельностью;
В) формирование развития самоощущения, саморегуляции, раскрытие внутренних резервов.
60. Какая группа не входит в классификацию детских музыкальных инструментов?
А) духовые;
Б) ритмические;
В) пневматические язычковые;
Г) струнно-смычковые.
61. Выберите два вида, на которые подразделяются ритмические инструменты.
А) ударно-шумовые;
Б) деревянные;
В) мелодические ударные;
Г) металлические.
62. Кто является основоположником разработки детского музыкального инструментария?
А) З. Кодай;
Б) Д.Б. Кабалевский;
В) Б.Л. Яворский;
Г) К. Орф.
63. С каким видом деятельности непосредственно связано обучение детей игре на детских музыкальных инструментах?
А) пение;
Б) слушание;
В) изучение музыкальной грамоты;
Г) пластическое интонирование.