Музыкально-исполнительская деятельность учащихся

Раздел 3.1.: Музыкальное восприятие и его развитие у младших школьников

К музыке

1. В каких двух смыслах трактуется понятие «восприятие»?

А) способность человека слышать и переживать музыкальный образ как художественное единство;

Б) способность слушать музыку;

В) процесс постижения, переживания, осмысления и оценивания музыкального произведения;

Г) слушание как физический процесс.

 

2. Какие четыре стадии, согласно мнению А.Н. Сохора, характеризуют процесс восприятия музыки?

А) возникновение интереса к произведению;

Б) слушание как физический процесс;

В) обсуждение прослушанного;

Г) переинтонирование художественного образа;

Д) понимание и переживание музыки;

Е) оценка произведения.

 

3. Что не относится к основным типам слушательской реакции, выделенным М.Е. Таракановым?

А) полное непонимание;

Б) обобщенное, малодифференцированное восприятие;

В) синестезическое восприятие;

Г) дифференцированное восприятие.

 

4. Какой характер имеет музыкальное восприятие?

А) теоретический;

Б) практический;

В) творческий;

Г) научный.

 

5. Выберите из предложенных три основные модели развития у учащихся музыкального восприятия, существующие в общеобразовательной школе.

А) технократическая;

Б) практическая;

В) просветительская;

Г) интонационная;

Д) теоретическая.

 


6. Какое определение характеризует технократическую модель развития восприятия в условиях общеобразовательной школы?

А) аналог профессионального музыкального образования, стержень – формирование специальных музыкальных знаний, умений, навыков, способностей, содержательная сторона творческого восприятия художественного образа отходит на второй план;

Б) акцентируется эмоциональная сторона содержания произведения; большое внимание уделяется философской беседе о музыке, активно привлекаются произведения других видов искусства; нацелена на расширение кругозора и общее развитие; формированию ЗУН отводится второстепенная роль;

В) интегрирует в себе обе предыдущие модели, однако первостепенная роль отводится творческому выявлению содержательной стороны художественного образа произведения; освоение ЗУН рассматривается как инструментарий для глубокого проникновения в образ и средства развития творческой индивидуальности.

 

7. Какое определение характеризует просветительскую модель развития восприятия в условиях общеобразовательной школы?

А) аналог профессионального музыкального образования, стержень – формирование специальных музыкальных знаний, умений, навыков, способностей, содержательная сторона творческого восприятия художественного образа отходит на второй план;

Б) акцентируется эмоциональная сторона содержания произведения; большое внимание уделяется философской беседе о музыке, активно привлекаются произведения других видов искусства; нацелена на расширение кругозора и общее развитие; формированию ЗУН отводится второстепенная роль;

В) интегрирует в себе обе предыдущие модели, однако первостепенная роль отводится творческому выявлению содержательной стороны художественного образа произведения; освоение ЗУН рассматривается как инструментарий для глубокого проникновения в образ и средства развития творческой индивидуальности.

 

8. Какое определение характеризует интонационную модель развития восприятия в условиях общеобразовательной школы?

А) аналог профессионального музыкального образования, стержень – формирование специальных музыкальных знаний, умений, навыков, способностей, содержательная сторона творческого восприятия художественного образа отходит на второй план;

Б) акцентируется эмоциональная сторона содержания произведения; большое внимание уделяется философской беседе о музыке, активно привлекаются произведения других видов искусства; нацелена на расширение кругозора и общее развитие; формированию ЗУН отводится второстепенная роль;

В) интегрирует в себе обе предыдущие модели, однако первостепенная роль отводится творческому выявлению содержательной стороны художественного образа произведения; освоение ЗУН рассматривается как инструментарий для глубокого проникновения в образ и средства развития творческой индивидуальности.

 

9. Кто из выдающихся музыкантов-педагогов предложил строить процесс слушания на уроке аналогично форме сонатного аллегро?

А) Д.Б. Кабалевский;

Б) Н.Л. Гродзенская;

В) Б.Л. Яворский;

Г) В.Н. Шацкая.

 


10. Выберите два определения, не характеризующие музыкальный вкус.

А) широкий;

Б) большой;

В) хороший;

Г) узкий;

Д) изменчивый.

11. Что из перечисленного не является структурным компонентом процесса слушания?

А) вступительное слово учителя;

Б) слушание как физический процесс;

В) анализ-разбор;

Г) изложение нового материала;

Д) повторное слушание;

Е) итог.

 

12. Выберите характеристику понятия «музыкальная грамота».

А) знания о музыке;

Б) музыкальный кругозор;

В) аналог музыкальной культуры;

Г) основы элементарной теории музыки, нотная запись.

 

13. Выберите два основных вида изучения музыкальной грамоты.

А) по относительной системе;

Б) по абсолютной системе;

В) по системе З. Кодая;

Г) по системе Б. Тричкова.

 

14. Какие две системы составляют абсолютную систему музыкальной записи?

А) система ручных знаков;

Б) система звуковысотности;

В) система метроритма;

Г) система условных обозначений.

 

15. Какая последовательность изучения системы звуковысотности по О.А. Апраксиной является правильной?

А) регистры, звуковысотная запись, направление мелодии, лад;

Б) регистры, направление мелодии, лад, звуковысотная запись;

В) регистры, лад, направление мелодии, звуковысотная запись;

Г) регистры, направление мелодии, звуковысотная запись, лад.

 

16. Какая последовательность изучения системы метроритма по О.А. Апраксиной является правильной?

А) метр, звуки долгие и короткие, система длительностей, сильные и слабые доли, тактовая черта и такт, размер, пунктирный ритм, паузы;

Б) система длительностей, сильные и слабые доли, тактовая черта и такт, размер, звуки долгие и короткие, пунктирный ритм, паузы;

В) метр, паузы, система длительностей, сильные и слабые доли, тактовая черта и такт, размер, пунктирный ритм.

 


17. С каким видом музыкальной деятельности непосредственно связано изучение музыкальной грамоты в области системы метроритма?

А) пение;

Б) слушание;

В) игра на детских музыкальных инструментах;

Г) пластическое интонирование.

 

18. В каких видах учебной музыкальной деятельности возможно закрепление и использование музыкальной грамоты?

А) во всех;

Б) пение;

В) слушание;

Г) музыкально-ритмические движения.

 

19. Кто являлся пропагандистом относительной системы изучения музыкальной грамоты в России во второй половине Х1Х века?

А) Б. Яворский;

Б) В. Шацкая;

В) П. Мироносицкий;

Г) Б. Асафьев.

 

20. Что, согласно Л.В. Школяр, является главным критерием для оценки творческой деятельности школьника?

А) результат творческой деятельности;

Б) «предуготовленность» к творчеству;

В) видимая активность школьника.

 

21. Какая форма работы на уроке музыки не относится к собственно творческой деятельности?

А) творческое задание;

Б) импровизация;

В) музыкально-дидактическая игра;

Г) сочинение.

 

22. В какой форме главным образом осуществляется импровизация на уроках музыки?

А) игра;

Б) беседа;

В) сочинение.

 

23. Какие виды игры используются в музыкальном образовании школьников?

А) сюжетно-ролевая;

Б) проблемно-моделирующая;

В) деловая;

Г) имитационная.

 

24. Какой признак не является признаком сюжетно-ролевой игры?

А) наличие проблемной ситуации;

Б) наличие ролей;

В) наличие сюжета;

Г) наличие воображаемой ситуации.

 


25. Какой признак не является признаком проблемно-моделирующей игры?

А) проблемно-поисковая ситуация;

Б) деформация структуры художественного произведения;

В) сочинение;

Г) импровизационность.

 

26. Что отличает творческое задание от задания какого-либо другого типа?

А) единственно правильный результат;

Б) коллективная форма работы;

В) разнообразие полученных результатов;

Г) обучающая направленность.

27. Какая способность не относится к общетворческим?

А) фантазия;

Б) воображение;

В) чувство ритма;

Г) эстетическое восприятие мира.

Модуль 4: