Музыкально-исполнительская деятельность учащихся
Раздел 3.1.: Музыкальное восприятие и его развитие у младших школьников
К музыке
1. В каких двух смыслах трактуется понятие «восприятие»?
А) способность человека слышать и переживать музыкальный образ как художественное единство;
Б) способность слушать музыку;
В) процесс постижения, переживания, осмысления и оценивания музыкального произведения;
Г) слушание как физический процесс.
2. Какие четыре стадии, согласно мнению А.Н. Сохора, характеризуют процесс восприятия музыки?
А) возникновение интереса к произведению;
Б) слушание как физический процесс;
В) обсуждение прослушанного;
Г) переинтонирование художественного образа;
Д) понимание и переживание музыки;
Е) оценка произведения.
3. Что не относится к основным типам слушательской реакции, выделенным М.Е. Таракановым?
А) полное непонимание;
Б) обобщенное, малодифференцированное восприятие;
В) синестезическое восприятие;
Г) дифференцированное восприятие.
4. Какой характер имеет музыкальное восприятие?
А) теоретический;
Б) практический;
В) творческий;
Г) научный.
5. Выберите из предложенных три основные модели развития у учащихся музыкального восприятия, существующие в общеобразовательной школе.
А) технократическая;
Б) практическая;
В) просветительская;
Г) интонационная;
Д) теоретическая.
6. Какое определение характеризует технократическую модель развития восприятия в условиях общеобразовательной школы?
А) аналог профессионального музыкального образования, стержень – формирование специальных музыкальных знаний, умений, навыков, способностей, содержательная сторона творческого восприятия художественного образа отходит на второй план;
Б) акцентируется эмоциональная сторона содержания произведения; большое внимание уделяется философской беседе о музыке, активно привлекаются произведения других видов искусства; нацелена на расширение кругозора и общее развитие; формированию ЗУН отводится второстепенная роль;
В) интегрирует в себе обе предыдущие модели, однако первостепенная роль отводится творческому выявлению содержательной стороны художественного образа произведения; освоение ЗУН рассматривается как инструментарий для глубокого проникновения в образ и средства развития творческой индивидуальности.
7. Какое определение характеризует просветительскую модель развития восприятия в условиях общеобразовательной школы?
А) аналог профессионального музыкального образования, стержень – формирование специальных музыкальных знаний, умений, навыков, способностей, содержательная сторона творческого восприятия художественного образа отходит на второй план;
Б) акцентируется эмоциональная сторона содержания произведения; большое внимание уделяется философской беседе о музыке, активно привлекаются произведения других видов искусства; нацелена на расширение кругозора и общее развитие; формированию ЗУН отводится второстепенная роль;
В) интегрирует в себе обе предыдущие модели, однако первостепенная роль отводится творческому выявлению содержательной стороны художественного образа произведения; освоение ЗУН рассматривается как инструментарий для глубокого проникновения в образ и средства развития творческой индивидуальности.
8. Какое определение характеризует интонационную модель развития восприятия в условиях общеобразовательной школы?
А) аналог профессионального музыкального образования, стержень – формирование специальных музыкальных знаний, умений, навыков, способностей, содержательная сторона творческого восприятия художественного образа отходит на второй план;
Б) акцентируется эмоциональная сторона содержания произведения; большое внимание уделяется философской беседе о музыке, активно привлекаются произведения других видов искусства; нацелена на расширение кругозора и общее развитие; формированию ЗУН отводится второстепенная роль;
В) интегрирует в себе обе предыдущие модели, однако первостепенная роль отводится творческому выявлению содержательной стороны художественного образа произведения; освоение ЗУН рассматривается как инструментарий для глубокого проникновения в образ и средства развития творческой индивидуальности.
9. Кто из выдающихся музыкантов-педагогов предложил строить процесс слушания на уроке аналогично форме сонатного аллегро?
А) Д.Б. Кабалевский;
Б) Н.Л. Гродзенская;
В) Б.Л. Яворский;
Г) В.Н. Шацкая.
10. Выберите два определения, не характеризующие музыкальный вкус.
А) широкий;
Б) большой;
В) хороший;
Г) узкий;
Д) изменчивый.
11. Что из перечисленного не является структурным компонентом процесса слушания?
А) вступительное слово учителя;
Б) слушание как физический процесс;
В) анализ-разбор;
Г) изложение нового материала;
Д) повторное слушание;
Е) итог.
12. Выберите характеристику понятия «музыкальная грамота».
А) знания о музыке;
Б) музыкальный кругозор;
В) аналог музыкальной культуры;
Г) основы элементарной теории музыки, нотная запись.
13. Выберите два основных вида изучения музыкальной грамоты.
А) по относительной системе;
Б) по абсолютной системе;
В) по системе З. Кодая;
Г) по системе Б. Тричкова.
14. Какие две системы составляют абсолютную систему музыкальной записи?
А) система ручных знаков;
Б) система звуковысотности;
В) система метроритма;
Г) система условных обозначений.
15. Какая последовательность изучения системы звуковысотности по О.А. Апраксиной является правильной?
А) регистры, звуковысотная запись, направление мелодии, лад;
Б) регистры, направление мелодии, лад, звуковысотная запись;
В) регистры, лад, направление мелодии, звуковысотная запись;
Г) регистры, направление мелодии, звуковысотная запись, лад.
16. Какая последовательность изучения системы метроритма по О.А. Апраксиной является правильной?
А) метр, звуки долгие и короткие, система длительностей, сильные и слабые доли, тактовая черта и такт, размер, пунктирный ритм, паузы;
Б) система длительностей, сильные и слабые доли, тактовая черта и такт, размер, звуки долгие и короткие, пунктирный ритм, паузы;
В) метр, паузы, система длительностей, сильные и слабые доли, тактовая черта и такт, размер, пунктирный ритм.
17. С каким видом музыкальной деятельности непосредственно связано изучение музыкальной грамоты в области системы метроритма?
А) пение;
Б) слушание;
В) игра на детских музыкальных инструментах;
Г) пластическое интонирование.
18. В каких видах учебной музыкальной деятельности возможно закрепление и использование музыкальной грамоты?
А) во всех;
Б) пение;
В) слушание;
Г) музыкально-ритмические движения.
19. Кто являлся пропагандистом относительной системы изучения музыкальной грамоты в России во второй половине Х1Х века?
А) Б. Яворский;
Б) В. Шацкая;
В) П. Мироносицкий;
Г) Б. Асафьев.
20. Что, согласно Л.В. Школяр, является главным критерием для оценки творческой деятельности школьника?
А) результат творческой деятельности;
Б) «предуготовленность» к творчеству;
В) видимая активность школьника.
21. Какая форма работы на уроке музыки не относится к собственно творческой деятельности?
А) творческое задание;
Б) импровизация;
В) музыкально-дидактическая игра;
Г) сочинение.
22. В какой форме главным образом осуществляется импровизация на уроках музыки?
А) игра;
Б) беседа;
В) сочинение.
23. Какие виды игры используются в музыкальном образовании школьников?
А) сюжетно-ролевая;
Б) проблемно-моделирующая;
В) деловая;
Г) имитационная.
24. Какой признак не является признаком сюжетно-ролевой игры?
А) наличие проблемной ситуации;
Б) наличие ролей;
В) наличие сюжета;
Г) наличие воображаемой ситуации.
25. Какой признак не является признаком проблемно-моделирующей игры?
А) проблемно-поисковая ситуация;
Б) деформация структуры художественного произведения;
В) сочинение;
Г) импровизационность.
26. Что отличает творческое задание от задания какого-либо другого типа?
А) единственно правильный результат;
Б) коллективная форма работы;
В) разнообразие полученных результатов;
Г) обучающая направленность.
27. Какая способность не относится к общетворческим?
А) фантазия;
Б) воображение;
В) чувство ритма;
Г) эстетическое восприятие мира.
Модуль 4: