Организация музыкального воспитания младших школьников
Раздел 1.1: Музыкальное воспитание: история и современность
Теоретические основы музыкального воспитания школьников
Задания к тестированию для 8-го семестра
Разъяснения по работе с тестовыми заданиями
ЗАДАНИЯ К ТЕСТИРОВАНИЮ
Тестовые задания предназначены для самостоятельной проверки студентом степени усвоенности теоретического и практического материала дисциплины, изложенного в содержании данного УМКД.
Весь комплекс тестовых заданий в соответствии со строением курса разбит по семестрам, модулям и разделам. Такое строение позволяет протестироваться по любому разделу или модулю и при необходимости без затруднений обратиться к соответствующей части дисциплины и еще раз проработать ее содержание, восполнить имеющиеся пробелы.
К тестовым заданиям предусмотрены ключи (правильные ответы), которыми можно пользоваться для проверки собственных ответов.
Приведенные в данной части УМКД задания представлены в виде закрытых тестов различной степени сложности. Каждое задание предполагает выбор правильного варианта ответа (ответов) из нескольких предложенных.
Модуль 1:
1. Методика музыкального воспитания изучает:
А) закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов;
Б) методы и приемы музыкального воспитания;
В) организацию воспитательного процесса школы.
2. Предметом методики музыкального воспитания являются:
А) закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов;
Б) теория и практика музыкального воспитания детей, включающие в себя изучение особенностей, технологии, условий, обеспечивающих интегративный процесс музыкального обучения, развития и воспитания;
В) процесс формирования музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры.
3. Как педагогическая наука методика музыкального воспитания школьников определяется:
А) закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерностями дидактическими принципами;
Б) идеями выдающихся педагогов-музыкантов;
В) достижениями смежных наук.
4. В чем заключается главная особенность музыки?
А) в ее эмоционально-чувственной природе;
Б) в отражении жизненной реальности;
В) в способности передавать мысли автора.
5. В чем состоит воспитательная сила музыки?
А) в преобразующем влиянии на эмоционально-чувственную сферу человека;
Б) во влиянии на процессы мышления;
В) в непосредственном влиянии на окружающий мир.
6. Чья методика дает наиболее яркое представление о формализме в музыкальном воспитании второй половины 19-го века?
А) С.И. Миропольского;
Б) П.П. Мироносицкого.
В) А.Н. Карасева.
7. Кто является организаторами первой в России Бесплатной музыкальной школы (БМШ, Петербург, 1862г.)?
А) М.А. Балакирев и Г.А. Ломакин;
Б) Д.Н. Зарин, А.Л. Маслов;
В) С.И. Танеев и Б.Л. Яворский.
8. Кто был организатором народно-певческих классов в конце 90-х годов в Перми и Екатеринбурге:
А) Н.Я. Брюсова;
Б) Е.Э. Линева;
В) А.Д. Городцов.
9. В каком году С.И. Танеевым в Москве была основана Народная консерватория (МНК)?
А) 1910;
Б) 1906;
В) 1902.
10. Кто не является выдающимся деятелем музыкальной педагогики?
А) Б.Л. Яворский;
Б) Н.Л. Гродзенская;
В) В.Н. Шацкая;
Г) О.И. Петровская;
Д) Б.В. Асафьев.
11. Какое направление развития современного школьного музыкального образования наиболее актуально?
А) создание новых учебных программ;
Б) разработка новых методик и технологий музыкального образования;
В) расширение количества вузов для профессиональной подготовки учителя;
Г) обеспечение учителей полным комплектом поурочных разработок.
12. Кто сформулировал принципы художественной дидактики?
А) Д.Б. Кабалевский;
Б) Л. Горюнова;
В) Л.Г. Арчажникова;
Г) Э.Б. Алиев.
13. С какими подходами, технологиями не связана педагогика искусства?
А) технология развивающего обучения;
Б) личностно-ориентированное обучение;
В) технократический подход;
Г) интегративный подход.
14. Какой тип урока является основным в педагогике искусства?
А) лекция-концерт;
Б) урок-образ;
В) урок-путешествие;
Г) урок изучения нового материала.
15. Какого характера совместная деятельность учителя и учеников должна осуществляться на уроке музыки с точки зрения педагогики искусства?
А) художественно-творческая;
Б) учебная;
В) теоретико-аналитическая.
Раздел 1.2:
Цель, задачи, принципы и содержание музыкального воспитания
16. В чем состоит ведущая цель современного музыкального образования?
А) в воспитании творческой личности;
Б) в формировании у школьников музыкальных знаний;
В) в формировании музыкальной культуры школьника как части его общей духовной культуры;
Г) в развитии музыкально-исполнительских навыков.
17. Кем сформулирована ведущая цель современного музыкального образования?
А) Э.Б. Абдуллиным;
Б) Н.А. Терентьевой;
В) Д.Б. Кабалевским;
Г) Л.В. Школяр.
18. Которая из ведущих задач музыкального образования сформулирована не Э.Б. Абдуллиным?
А) развитие творческих художественно-познавательных способностей, осознание себя как личности в процессе общения с музыкой;
Б) формирование деятельно-практического отношения к музыке;
В) развитие творческих способностей в исполнительской и «композиторской» деятельности;
Г) развитие музыкально-эстетического вкуса учащихся.
19. Который из приведенных принципов не относится к основным принципам музыкального образования, сформулированных в рамках педагогики искусства?
А) целостность;
Б) единство художественного и технического;
В) образность;
Г) интонационность.
20. Какое определение характеризует принцип целостности?
А) построение музыкального образования во всех его компонентах по законам единства, общности, системности;
Б) ориентация тематического строения обучения в целом, отдельных уроков музыки, работы над конкретным музыкальным произведением на структуру и сущность художественного образа;
В) учет при работе над произведением интонационной природы музыкального искусства, того, что музыка есть искусство интонируемого смысла, который и необходимо помочь постичь ученикам в первую очередь;
Г) опора в обучении на создание у школьника самых разнообразных ассоциативных связей с музыкой целью преодоления отчуждения от серьезного искусства, глубокого проникновения в художественный образ, развития творческого подхода к взаимодействию с музыкой.
21. Какое определение характеризует принцип образности?
А) построение музыкального образования во всех его компонентах по законам единства, общности, системности;
Б) ориентация тематического строения обучения в целом, отдельных уроков музыки, работы над конкретным музыкальным произведением на структуру и сущность художественного образа;
В) учет при работе над произведением интонационной природы музыкального искусства, того, что музыка есть искусство интонируемого смысла, который и необходимо помочь постичь ученикам в первую очередь;
Г) опора в обучении на создание у школьника самых разнообразных ассоциативных связей с музыкой целью преодоления отчуждения от серьезного искусства, глубокого проникновения в художественный образ, развития творческого подхода к взаимодействию с музыкой.
22. Какое определение характеризует принцип интонационности?
А) построение музыкального образования во всех его компонентах по законам единства, общности, системности;
Б) ориентация тематического строения обучения в целом, отдельных уроков музыки, работы над конкретным музыкальным произведением на структуру и сущность художественного образа;
В) учет при работе над произведением интонационной природы музыкального искусства, того, что музыка есть искусство интонируемого смысла, который и необходимо помочь постичь ученикам в первую очередь;
Г) опора в обучении на создание у школьника самых разнообразных ассоциативных связей с музыкой целью преодоления отчуждения от серьезного искусства, глубокого проникновения в художественный образ, развития творческого подхода к взаимодействию с музыкой.
23. Какое определение характеризует принцип ассоциативности?
А) построение музыкального образования во всех его компонентах по законам единства, общности, системности;
Б) ориентация тематического строения обучения в целом, отдельных уроков музыки, работы над конкретным музыкальным произведением на структуру и сущность художественного образа;
В) учет при работе над произведением интонационной природы музыкального искусства, того, что музыка есть искусство интонируемого смысла, который и необходимо помочь постичь ученикам в первую очередь;
Г) опора в обучении на создание у школьника самых разнообразных ассоциативных связей с музыкой целью преодоления отчуждения от серьезного искусства, глубокого проникновения в художественный образ, развития творческого подхода к взаимодействию с музыкой.
24. Какой компонент содержания школьного музыкального образования является ведущим?
А) музыкальные знания;
Б) музыкальные умения;
В) музыкально-исполнительские навыки;
Г) опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенный в музыке (музыкальный материал).
25. Что не относится к критериям выбора музыкального материала для уроков музыки?
А) художественность;
Б) увлекательность для детей;
В) педагогическая целесообразность;
Г) принадлежность к «серьезной» музыке.
26. На какие два вида подразделяются музыкальные знания?
А) ключевые;
Б) второстепенные;
В) частные;
Г) основные.
27. . На какие два вида подразделяются музыкальные умения?
А) ключевые;
Б) второстепенные;
В) частные;
Г) основные.
28. Выберите определение ритма:
А) соотношение длительностей звуков в их последовательности;
Б) равномерное чередование сильных и слабых долей;
В) выражение долей метра определенной длительностью.
29. Выберите определение метра:
А) соотношение длительностей звуков в их последовательности;
Б) равномерное чередование сильных и слабых долей;
В) выражение долей метра определенной длительностью.
30. Выберите определение размера:
А) соотношение длительностей звуков в их последовательности;
Б) равномерное чередование сильных и слабых долей;
В) выражение долей метра определенной длительностью.
31. Выберите определение темпа:
А) скорость движения музыки;
Б) группа звуков, близких по высоте звучания;
В) различная степень громкости звучания музыки.
32. Выберите определение регистра:
А) скорость движения музыки;
Б) группа звуков, близких по высоте звучания;
В) различная степень громкости звучания музыки.
33. Выберите определение динамики:
А) скорость движения музыки;
Б) группа звуков, близких по высоте звучания;
В) различная степень громкости звучания музыки.
34. Выберите определение лада:
А) система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом;
Б) высота, на которой расположен лад;
В) одновременное сочетание трех или более звуков;
Г) одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.
35. Выберите определение тональности:
А) система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом;
Б) высота, на которой расположен лад;
В) одновременное сочетание трех или более звуков;
Г) одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.
36. Выберите определение аккорда:
А) система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом;
Б) высота, на которой расположен лад;
В) одновременное сочетание трех или более звуков;
Г) одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.
37. Выберите определение мелодии:
А) система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом;
Б) высота, на которой расположен лад;
В) одновременное сочетание трех или более звуков;
Г) одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.
38. Выберите определение фактуры:
А) оформление музыкального материала;
Б) голоса подразделяются на главные и сопровождающие;
В) объединяет мелодически самостоятельные голоса.
39. Выберите определение гомофонии:
А) оформление музыкального материала;
Б) голоса подразделяются на главные и сопровождающие;
В) объединяет мелодически самостоятельные голоса.
40. Выберите определение полифонии:
А) оформление музыкального материала;
Б) голоса подразделяются на главные и сопровождающие;
В) объединяет мелодически самостоятельные голоса.
Модуль 2: