Рекомендации по анализу урока музыки или его фрагмента
Рекомендации по проведению фрагмента урока со студенческой аудиторией
1. Фрагмент проводится в форме имитационно-дидактической игры. Студент, проводящий фрагмент, выполняет роль педагога, все остальные студенты – имитируют детей соответствующего возраста. При этом студенты-«дети» должны знать и учитывать при выполнении своей роли психолого-физиологические особенности конкретного возраста.
2. Студент-«педагог» должен провести фрагмент так, как при работе с детьми: в хорошем темпе, интересно, эффективно используя подготовленные наглядность и оборудование. При этом необходимо хорошо знать ход занятия, чтобы избежать «привязанности» к конспекту.
3. Звучание музыки должно быть качественным независимо от того, исполняется ли она самим студентом или звучит в записи.
Для анализа урока музыки или его фрагмента предлагается следующая схема:
ОЦЕНКА | КРИТЕРИИ | БАЛЛЫ (по каждому критерию) |
1. Оценка основных качеств педагога (высший балл 5) | 1. Знание предмета и общая эрудиция. 2. Уровень педагогического и методического мастерства. 3. Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, общая и специальная грамотность. 4. Степень тактичности и демократичности общения с учащимися. 5. Внешний вид, культура, мимика, жесты. | |
2. Оценка основных характеристик деятельности учащихся (высший балл 4) | 1. Степень творческого отношения к музыке. 2. Степень познавательной активности. 3. Уровень развития музыкальных умений, навыков. 4. Степень дисциплинированности, организованности. | |
3. Оценка содержания деятельности учителя и учащихся (высший балл 4) | 1. Соответствие музыкального материала критериям художественности, доступности, увлекательности для детей, педагогической целесообразности. 2. Реализация основных принципов музыкального воспитания. 3. Степень проблемности изложения учебного материала. 4. Соотношение объема звучащей в классе музыки и бесед о ней. | |
4.Оценка эффективности способов деятельности учителя и учащихся на уроке (высший балл 4) | 1. Рациональность и эффективность использования времени урока. 2. Степень целесообразности и эффективности использования методов и организационных форм работы. 3. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО. 4. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока. 5. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их ЗУН. 6. Степень эмоционального воздействия урока на учащихся. 7. Степень соблюдения правил охраны здоровья и ТБ в ходе урока. | |
5. Оценка цели и результатов проведенного урока (высший балл 5) | 1. Степень конкретности, четкости, лаконичности формулировки цели урока. 2. Реальность, целесообразность и достижимость цели одновременно. 3. Степень обучающего воздействия проведенного урока на учащихся (чему и в какой степени научились) |