К теме: слушание музыки

Практическое занятие 23

Практическое занятие 22

к теме: Музыкально-ритмические занятия в классах коррекции

Занятия и упражнения направлены на развитие чувства релаксации, ощущения своего тела. Закрепление навыков координации движения, развитие умения чувствовать себя и других. Формирование чувства гармонии, внутреннего равновесия, любви и добра.

Ритмические упражнения

Почти каждое невротическое нарушение сопровождается и нарушением ритмических процессов, происходящих в организме, - начиная от ритмов сна и кончая ритмами биотоков мозга. Музыкальные ритмы являются специфическим отражением всех ритмов, которые пронизывают всю жизнедеятельность организма. Их нормализация и приведение к точности функционирования способствуют гармонизации душевной жизни ребенка с проблемами.

1. «Ритмическое эхо». Педагог дает двух- или трехтактовый ритмический рисунок, который все вместе, хлопая в ладоши, должны повторить участники группы.

2. К.С. Станиславский, говоря об актерской роли, указывал на то, что каждое человеческое чувство имеет свое темп и ритм, и предлагал упражнения на воспроизведение ритма, в котором это чувство протекает. В таких упражнениях необходимо было каждому представить какой-то момент своей жизни. «Пусто это будет гроза или шум водопада, заход солнца или свидание… Все, что всплыло из недр души, - говорил К. С. Станиславский, - постарайтесь выстучать костяшками пальцев».

Ученикам поочередно можно предложить свои варианты того, как ими в ритмическом виде воспринимаются встречи друзей, разлука, расставание и другие эмоциональные ситуации.

3. Ритмизация собственных имен и фамилий. Дискуссия о том, как на основании предложенного ритма можно составить характеристику человека.

4. Ритмизация движений человека – спокойный шаг, бег, езда на велосипеде, рубка дров, гребля.

5. Ритмизация движений животных – степенная корова, проворный заяц, ласковая кошка, дикий конь, преданный пес и т.д.

6. «Ладушки». Популярная детская игра, хорошо развивающая не только чувство ритма, но также произвольное внимание и координацию движений.

7. Более сложный вариант игры «Ладушки». Участники стоят лицом друг к другу по кругу. После выполнения упражнения на четыре счета участники круга сдвигаются вправо по часовой стрелке, таким образом, происходит смена партнера.

Цель: развитие чувства релаксации, ощущения собственного тела, выработка желаний управлять им и наслаждаться состоянием покоя. Формирование духовно-нравственных понятий добра и зла.

Упражнения на снятия напряжений с музыкальным сопровождением:

«Лед». Сидя на полу, ноги вытянуть, спина прямая, руки поднять вверх, ладони вместе. Представить солнце над головой, о себя крепким куском льда. Почувствовать горячие лучи солнца, насладиться теплом и медленно таять. Мягко отклониться назад, постепенно ложась на спину, руки в локтях сгибаются, ладони на груди. Весь лед растаял, водичка стекает ручейками. Расставить руки в стороны. Но вот солнышко постепенно уходит. Из воды образуются льдинки, которые образуют единый, крепкий кусок льда. Этот лед прозрачно-голубого цвета, в нем ощущается необыкновенная сила и монолитность.

«Цветок». Вы все семечки (сели на корточки). Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечки. Из семечек проклюнулся росток, из ростка – стебелек, бутон, раскрываются стебельки. Весь цветок полностью раскрывается. Нежится цветок на солнышке, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою голову в сторону солнышка (сначала руки и голова опущены, затем поднимается голова, распрямляется спина. Руки поднимаются вверх, тело «вырастает», выпрямляется, руки в стороны, голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается к солнышку, глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены). Упражнение выполняется под музыку.

Музыкальные произведения, раскрывающие в себе характеристику личности человека. Ипохондрия. Выявляет тенденцию человека к беспокойству о собственном здоровье. Часто такой человек преувеличивает это состояние и старается переложить свои трудности на окружающих. Избыточная осторожность, боязливость. Произведения, несущие в себе признаки ипохондрии: Р. Щедрин Кармен сюита. С. Рахманинов Этюды – картины (ля минор, до минор, соч. 39).

Депрессия. Включает переживания реальности в момент крушения надежд. Переживания и неуверенность в себе, пониженная самооценка, большая субъективная вера в неуспех. Поэтому такие люди часто отказываются от реализации всяких планов, все воспринимается как непреодолимое. Музыкальные произведения, несущие с себе признаки этой шкалы: П. Чайковский Шестая симфония (финал), Я. Сибелиус Грустный вальс, А. Дворжак Песня матери, П. Сарасате Цыганские напевы, С. Рахманинов Музыкальный момент (си минор), Ф. Шопен Прелюдия (ми минор).

Истерия. Характеризует человека в подвижности настроения, яркости, театральности. Музыкальные произведения, несущие в себе признаки этой шкалы: М. Глинка Увертюра к опере Руслан и Людмила, В. Моцарт Симфония №3, 36, 40, 41 (первые части), Д. Россини Увертюра к операм «Сорока – воровка», «Севильский цирюльник», С. Рахманинов Первая симфония (финал), Ф. Шопен Первая баллада, Ф.Лист Венгерская рапсодия №12.

Психопатия. Выявляет тенденции человека к импульсивности, спонтанности и раскованности в поведении. Высокая самооценка и склонность к рискованным ситуациям, легкое отношение к жизненным проблемам. Музыкальные произведения, несущие в себе признаки этой шкалы: Л. Бетховен Пятая симфония (финал), П. Чайковский Увертюра «1812 год», «Буря», «Франческа да Римини», Д. Шостакович Праздничная увертюра.

Паранойя. Отражает тенденции человека склонности к ригидности психических процессов, что часто проявляется в упорстве достижения цели, неиссякаемой энергии, умение противостоять любым трудностям.

Музыкальные произведения, несущие в себе признаки этой шкалы: Ф. Лист Симфоническая поэма Прелюды (финал), Р. Вагнер Шествие пилигримов из оперы «Тангейзер».

Шизофрения. Характеризует человека со стороны его способности к социальным контактам и умением считаться с действительностью. Сознание этих людей перегружено большим количеством информации, находящейся не в систематизированном виде, поэтому мышление похоже на «скачку идей», страдают отсутствием логики при большом полете фантазии и воображении. Музыкальные произведения, несущие в себе признаки этой шкалы: А. Шенберг Концерты для фортепиано с оркестром; для скрипки с оркестром, А. Шнитке Симф. №1,4, Р. Щедрин Концерты для фортепиано.

Гипомания замеряет уровни оптимизма и активности человека. Приподнятость настроения, жизнелюбие этих людей не может не вызывать у окружающих недоумение и настороженность. Легкомысленность, эмоциональная незрелость, легко возникающая агрессия, хвастливость, нетерпимость в споре. Музыкальные произведения, несущие в себе признаки этой шкалы: В. Моцарт Маленькая ночная серенада, К. Вебер Вечное движение, М. Глинки «Арагонская хота», Д. Шостакович Праздничная увертюра.

 


______________3. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ_________