К теме 3.1.2: Музыкальная грамота в развитии восприятия музыки

Практическое занятие 11

Раздел 3.1: Музыкальное восприятие и его развитие у младших школьников

(практикум)

Абсолютная система изучения нотной грамоты.

Последовательность и методика изучения системы звуковысотности.

Данная система направлена на развитие у школьников звуковысотного слуха и чувств лада, а также на освоение звуковысотной записи. Этот процесс осуществляется в три этапа.

Первый этап (подготовительный).

1) Контрастное сопоставление регистров, выявление их выразительной сущности. Регистр – это группа близких по характеру звучания группа звуков. Звуки (а значит и регистры) бывают высокими (очень высокими), низкими (очень низкими) и средними.

Для освоения регистров могут быть использованы музыкально-дидактические игры, в основе которых следующие вопросы и задания: «о ком могут рассказать эти звуки?», «о каком настроении рассказывают эти звуки?», «подберите регистр к этому стихотворению», «подберите регистр для этого рисунка», «о каком времени суток может рассказать этот регистр?». Может использоваться игра «Покажи регистр» (при помощи движений рук), работа с цветовыми ассоциациями, а также слушание ярко-иллюстративных произведений и импровизаций педагога. Кроме этого необходимо вместе с детьми определять регистр в произведениях для слушания и исполнения.

2) Движение мелодии вверх и вниз, на одном месте (общее направление). Затем – поступенное движение мелодии вверх и вниз, движение через ступень и скачкообразное. Изучение данных понятий должно закрепляться во всех видах деятельности (на каких звуках поем? Как движутся звуки? И т.п.) Необходимо разучивать с деть попевки, иллюстрирующие движение звуков: «Лесенка», «Цирковые собачки», «Бубенчики», «Труба», «Чик-чирик» (Н. Ветлугина «Музыкальный букварь) и др. При этом пение можно сопровождать ориентацией по яркой лесенке и движениями рук.

Второй этап: изучение звуковысотной записи:

- название звуков, октав;

- звукоряд (ряд звуков, расположенных по высоте): пятиступенный и полная октава.

- запись на нотном стане: понятия нота, линейка, нотоносец, первая линейка, запись на линейке, между линейками, добавочная линейка;

- ключи и их значение (скрипичный ключ, басовый ключ).

Обучение проходит вместе с сольфеджированием, играми в нотное лото, легкими диктантами, с использованием нотной записи мелодий песен.

Третий этап: ознакомление с ладом:

- лад окраска звучания музыки. Выразительное значение лада

- тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, мажорное и минорное тоническое трезвучие, строение мажорного и минорного лада;

- бемоль, диез, бекар;

- тональность.

Данный этап очень сложен. В его реализации следует активно опираться на ассоциации с цветом и сольфежджирование. По-прежнему хорошим подспорьем может стать лесенка (мажорная и минорная), а также показ ступеней лада рукой.

Последовательность и методика изучения системы метроритма

1. Метр и ритм.

2. Звуки долгие и короткие (четверть и восьмая).

3. Знакомство с системой длительностей.

4. Сильные (ударные) и слабые (безударные) доли.

5. Тактовая черта (ставится перед сильной долей).

6. Такт (расстояние от одной до другой тактовой черты).

7. Размер (две четверти, три четверти, четыре четверти)

8. Нота с точкой. Пунктирный ритм. Выразительное значение пунктирного ритма.

9. Паузы.

Освоение системы метроритма происходит на основе использования игр в нотное лото, «воздушных» и письменных диктантов, выкладывания ритма разными по размеру фигурками, прохлопывания ритма, заданий на расстановку в нотном тексте тактовых черт в соответствии с размером, анализа записи ритма с точки зрения изучаемого понятия и др. эффективным способом является активное использование детских ритмических инструментов.

Обе системы (звуковысотности и метроритма) предаются не изолированно, а в тесной взаимосвязи. Рамки их освоения детьми строго не ограничиваются. Как правило, в программах нет точного распределения материала по урокам. Учитель должен сам выбирать время и место изучения музыкальной грамоты в процессе обучения. Однако, основные понятия школьники должны усвоить к концу второго класса (по программам 1-4). Их закрепление, углубление происходит на протяжении всего периода обучения в школе. При этом нотную запись желательно использовать постоянно запись мелодий, тем произведений для вокализации, песен, попевок, партитур для простейшего музицирования. Важно, чтобы изучение музыкальной грамоты органично вплеталось в тематическую структуру урока, а не было в нем изолированным разделом.

Материалы к 10-му семестру

Модуль 6: