СУД СОВЕСТИ И ПРОСТО СУД

Репортер и сенсация, честь издания, нарушения гражданских прав лично­сти, прямой вред обществу, наносимый неловкими шагами полупрофессио­налов — проблемы, требующие постоянного внимания. В профессиональной журналистской среде постепенно меняется отношение к способам добычи информации, к способам претворения факта в «новость». Это отражается в создании системы «сдержек и противовесов» внутри коллективов и профес­сиональных корпораций в виде разнообразных Кодексов журналистской этики, призванных предупреждать нежелательные действия коллег, конкрет­ных изданий и программ, подрывающих репутацию профессии.

Начиная с первых попыток сформулировать принципы и «коды поведе­ния» репортеров, предпринятых еще в XIX веке, и до сегодняшнего дня жур­налисты пытаются отметить в своей работе моменты, щекотливые в этичес­ком отношении и, особенно, опасные в плане правовом. Делается это и в рамках национальных корпораций печати, и в плане международного со­трудничества журналистов с целью определить корпоративные права, обя­занности и этические нормы.

Среди профессиональных этических правил есть и всеми признаваемые рекомендации и предостережения, но есть и очень специфичные, хорошо работающие лишь в условиях какой-то одной, конкретной общественной си­стемы и неприемлемые в других вариантах взаимоотношений: «пресса — общество». (Например, многим покажется странным прямое распоряжение одной из газет своим сотрудникам: не принимать подношения ...в виде при­гласительных билетов. Или предписание руководства небольшой американ­ской телекомпании своим интервьюерам: «Интервью должно быть спонтан­ным и неподготовленным. В противном случае необходимо особое распоря­жение президента компании»).

Некоторая «экзотика» отдельных национальных кодексов журналистской этики вполне естественна для пестроты современного мира. В целом, однако, основные требования совпадают, указывают на наиболее нежелательные проявления «активности» журналиста. И пункты кодексов и хартий, перечис­ляющие этические правила, фиксирующие профессиональные нормы пове­дения, группируются на ряде принципиальных направлений, уже нами упо­мянутых, давших название предыдущим главам, но которые стоит повторить:

«искажение» — фактов, слов, событий (при якобы зеркальном их ото­бражении в кратких новостях, и посредством некорректных попутных комментариев при оперативном комментировании, в заголовках);

«вторжение» в частную жизнь и профессиональные тайны людей без их ведома и согласия; неловкая работа с «приватными» сведениями;

«присвоение» права говорить от имени других, переиначивая их слова и рассуждения; проблемы поведения репортера («маски», скрытый диктофон, провокационное общение).

Дополним приведенные в предыдущих главах рассуждения по поводу вольных и невольных нарушений журналистской этики в этих профессио­нальных «зонах риска» еще рядом соображений.