Слушание музыки
Все неисчислимое богатство музыки, которая наполняет современный мир, можно условно разделить на две части. Одна из них как бы предназначена для общения человека с самим собой, а другая – для связи с другими людьми. Человеку для нормального развития и хорошего психологического самочувствия необходимо какое-то время остаться одному и какое-то время проводить среди друзей, единомышленников. Как правило, те чувства и мысли, которые мы испытываем, бывая на людях, отличаются от тех, которые посещают нас в одиночестве. Это всегда хорошо понимали музыканты-исполнители и композиторы. На народных гуляниях, дискотеках звучат ритмичные танцевальные мелодии. Это музыка помогает психологически сливаться всем присутствующим, рождает ощущение внутренней свободы и раскрепощенности, которых, порой, не хватает человеку в общении с другими.
Классическая музыка, хотя ее и слушают в больших концертных залах в присутствии многих людей, - это музыка преимущественного индивидуального восприятия, для которого необходима тишина. Человек, внимательно слушающий сонату или симфонию, общается как бы с собой или близким другом, образ которого предстает перед ним с звучанием музыки. Поэтому даже в присутствии других людей человек все же находится в своеобразном уединении.
Серьезная классическая музыка оставляет в недоумении тех людей, которые не понимают выражаемого в ней содержания, требует умения думать и рассуждать в процессе своих переживаний. О чем? О месте в жизни, о взаимоотношениях с другими людьми, об отношении к вечным ценностям, человеческого существования – к Отечеству, природе, заветам великих предков.
Настоящая мудрость и ум проявляется не в том, что человек много знает, а в том, что на основании старых знаний он придумывает и изобретает новое. Искусство и музыка помогают ему в этом.
Для выяснения роли, которую искусство играет в жизни и в творческой деятельности, немецкий психолог А. Эрк провел специальное исследование. Крупным ученым – физикам и химикам – было предложено заполнить анкету и ответить на вопросы о влиянии искусства на работу, а также об увлечении его конкретным видам. Результаты исследования отчетливо показали, что чем значительнее достижения ученого в своей области, тем больше интереса он проявляет к искусству. Оказалось, почти все ученые поставили на первое место симфоническую и камерную музыку. Затем следовали литература, театр, живопись.
Для понимания серьезной музыки нужна подготовка, которая включает несколько условий. Во-первых, знания законов музыкального языка. Во-вторых, многоразовые прослушивания одной и той же композиции. Сергей Рахманинов любил говорить, что для наслаждения прекрасным надо слушать произведение до тех пор, пока его красота не станет очевидной. Именно многократное прослушивание делает сочинение узнаваемым, а следовательно доступным и понятным.
Очень важным для восприятия считается пропевание мелодии про себя, мысленное слежение за ее изгибами. С каждым новым прослушивание слежение за ходом развития музыкальной мысли дается все легче и легче.
И еще одно условие. Хорошая музыка начинается с тишины. Когда звучит серьезное произведение, это значит, что композитор (а композиторы, как правило, люди, много пережившие) рассказывает нам о жизни, о своих мыслях и чувствах. При непосредственной встречи, если человек о чем-то сообщает, перебивать его считается плохом тоном. Но так ли уж велика разница между разговором друг с другом и нашим общением с музыкой?
Перед прослушиванием серьезной музыки следует по возможности расслабиться и сбросить с себя мышечное напряжение. Человек на какое-то время закрывает глаза, делает несколько глубоких вдохов и, внушив себе представление о том, что его тело становится тяжелым и теплым, обретает состояние внутренней сосредоточенности, собранности и спокойствия.
У индийских йогов слушание музыки входит в обязательную программу воспитания воли. Согласно их рекомендациям, музыку надо уметь чувствовать и ощущать при помощи всех органов чувств – вдыхать аромат звуков, осязать их на своем языке, ощущать кожей, наконец, самому становиться вибрирующим звуком от корней волос до пальцев ног.
Слушая музыку, надо стремиться развивать не только музыкальную память и слух, но и воображение, подключая к восприятию все те образы и представления, которые могут дать зрение, осязание, обоняние, вкусовые ощущения.
Существуют три уровня восприятия. Первый уровень характерен для начинающих слушателей и связан с восприятием физических характеристик музыки: громкая или тихая, быстрая или медленная. На этом уровне человек воспринимает музыку преимущественно физиологически. Следующий, более высокий уровень определен умением слушателя соотносить музыку с переживаниями. Она воспринимается уже не просто как громкая или быстрая, но и как веселая или печальная, мрачная или светлая, шутливая или грозная. Высший уровень понимания связан с постижением идейно-нравственного смысла произведения, в котором раскрывается позиция, жизненное кредо его создателя. Глубокое проникновение в музыку возможно только через знакомство слушателя с жизнью и творчеством композитора, знания тех общественных событий, во времена которых он творил.
Для понимания музыки оказывается полезным изучение истории и географии, этнографии и физики, не говоря уже о других видах искусства.
Восприятие музыки – это очень сложный вид музыкальной деятельности школьников с проблемами. Она связана с тонкими переживаниями ребенка, с умением сопоставлять образы окружающей действительности с музыкальными образами. В процессе активного восприятия музыки детьми с проблемами решаются следующие задачи:
- формирование музыкальной слушательской культуры, обогащение музыкальными впечатлениями, знакомство с доступными музыкальными образцами современной, классической, народной музыки, сообщение первоначальных сведений о музыки, о ее жанровой принадлежности, о «музыкальном образе», о средствах музыкальной выразительности, формирование основ музыкального вкуса;
- развитие активной музыкально-слушательской деятельности, способности эмоционально откликаться на музыку, способности узнавать, различать, выделять понравившиеся произведения;
- подведение ребенка с помощью педагога к элементарному анализу услышанного, сопоставление музыкального образа с образом из окружающей жизни, формирование умения высказывать свое отношение к услышанному.
У детей с ЗПР восприятие несовершенно, внимание неустойчивое – это создает трудности к восприятию музыки. Трудности интеллектуального развития затрудняют анализ произведений, сопоставление музыкальных образов с образами реальной действительности. Своевременная коррекционная работа с такими детьми дает положительную динамику в развитии музыкального восприятия. Они значительно продвигаются в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку. Этому способствуют различные музыкально-педагогические технологии: музыкально-дидактические игры, словесные и наглядные методы, игровые приемы. Показ игрушки или иллюстрации по содержанию музыкального произведения, мини-беседы перед слушанием музыки помогает понять содержание музыкального произведения.
Лекция 29 (тема 7.1.4)