Методика музыкального воспитания детей с ЗПР
Раздел 7.1: организация учебно-музыкальной деятельности в классах коррекции
Лекция 26 (тема 7.1.1):
Особенности вокально-хоровой работы в коррекционных классах начальной школы
В настоящее время значительной проблемой школьного образования является выработка технологии работы с детьми, имеющие различные отклонения психического развития. Актуальна она и для организации музыкального воспитания данного контингента учащихся.
Наличие в отечественной общеобразовательной школе большого количества детей с замедленным психическим развитием – тревожная социальная и психолого-педагогическая проблема. При этом различные виды искусства, и в частности, музыка, должны сыграть свою роль в преодолении эмоционального и интеллектуального отставания детей данной группы.
Музыкальное воспитание – это одно из могучих средств формирования личности учащихся, развития их творческих способностей и музыкального вкуса. Музыкальное воспитание развивает эмоциональную отзывчивость, воздействует на чувства, душевное состояние, учит любить и понимать музыку.
Среди форм организации музыкального образования пение представляет собой наиболее доступный вид музыкальной деятельности на уроках музыки. Хоровое пение в начальной школе ставит перед собой задачи: способствовать художественному воспитанию учащихся, развивая в них любовь к музыке; помогать распространению музыкальной культуры в детской среде путем усвоения необходимых музыкальных навыков и знаний; развивать у детей умение пользоваться музыкой и песней как средствами организации разумного отдыха, через которые можно глубже, эмоциональнее воспринимать все жизненные явления.
На сегодняшний день образование детей чаще всего имеет дифференцированных характер. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постепенно увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20%-30% общего числа детей младшего школьного возраста. Для таких детей на базе общеобразовательных школ созданы специальные классы развивающего обучения, где пение играет важную роль. Хоровое пение развивает воображение ребенка, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, голосовой аппарат. Чувство радости, через хоровое искусство вводит «коррекционных» детей в окружающий мир, способствует укреплению памяти, активизации словаря, учит самостоятельности. Песни формируют музыкальную культуру школьников, воздействуя на чувства детей, вызывая определенное отношение к тому, что в них передано: любовь к Родине, природе, родителям, школе, товарищам.
В русской хоровой культуре хоровое пение главенствовало с древних времен. В песне народ изливал душу, с песней брался за работу, с песней шел на смертный бой. Песня единственным образом объединяла поколения. Так с колыбельной мамы песня входила в мир ребенка, песней пестовали детей, песней уму-разуму учили. Песня отождествлялась с самой жизнью.
Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему музыкальному развитию.
Методика практической работы с детьми в начальных классах показала влияние певческой исполнительской деятельности на всестороннее развитие ребенка. Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус. У детей появляются любимые песни, и они поют их в повседневной жизни. Пение способствует также умственному развитию детей, ибо раскрывает перед ними целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни.
Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма школьников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Занятия пением помогают организовать, объединять детский коллектив, способствует развитию чувства товарищества. В процессе пение воспитываются такие важные черты личности как воля, организованность, выдержка.
Выразительное исполнение произведений должно быть непременно эмоциональным. В них должно чувствоваться глубина понимания музыкальных образов.
Цель хорового искусства – дать возможность детям посредством самого доступного инструмента (голоса) - приблизится к музыке на столько, чтобы быть не только слушателем, но и активным исполнителем музыкального произведения.
Задачи обучения пению детей в коррекционных классах:
- образовательные: постановка и развитие голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с репертуаром;
- воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности внимания, ответственности в момент коллективного музицирования;
- развивающие: развитие музыкальных способностей, музыкального слуха, певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Особенности детского голоса
Детский голос обладает особыми качествами. Голосовые связки короткие и тонкие. Звук, образовавшийся в гортани очень слабый. Он усиливается резонаторами. Поэтому детский голос очень легкий, несильный, но звонкий. При неправильном извлечении звука (форсировании) голос у детей приобретает неприятное звучание. Чрезмерное громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей.
Посредством пения упражняется и совершенствуется детское дыхание. При пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Дети охотно и легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка воспитателя, которые при пении максимально активны. Сила звука вызывает большую амплитуду колебаний голосовых связок. У детей возникает крикливость, что также вредно для развития детского голоса.
Поэтому первоочередной задачей учителя является охрана голоса ребенка и создание спокойной обстановки при обучении. Очень важно, чтобы ребенок пел спокойно, естественным голосом, без крика. При обучении детей пению педагогу необходимо:
- удерживать детей от громкого пения; негромкое пение – одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов;
- при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей данного возраста.
Для того, чтобы обучать детей правильному пению, следует соблюдать певческую установку. От правильного положения корпуса при пении зависит качество звука и дыхания.
Во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Многие стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно на коленях. Голову надо держать прямо, не напрягаться. Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука.
Разучивать песни с детьми надо сидя. А уже разученные песни можно петь и стоя, так как в таком положении дыхательные мышцы работают активнее, и звучность пения заметно улучшается. При пении стоя голова держится прямо, руки опущены. Разучивание песни на уроке с «коррекционными» детьми – процесс многоплановый. Чтобы воплотить в исполнении художественный замысел композитора, учителю необходимо не только овладеть дирижерским жестом но и провести большую работу, а именно: выявить эмоциональное содержание песни, поставить учебно-воспитательные задачи, определить трудности, которые могут возникнуть при разучивании песни, составить ее исполнительский план, подобрать распевки на материале песни.
Учителю приходится преодолевать значительные трудности, связанные с неразвитостью музыкальных способностей и голосового аппарата ребят, их психологическими особенностями (неусидчивостью, быстрой утомляемостью, недостатком внимания, гиперактивностью). Он ставит не только учебные задачи – научить петь, брать дыхание, формировать звук, петь интонационно верно в небольшом диапазоне, связно, но и педагогически – научить детей петь выразительно, развивать у них музыкальный слух и память, прививать любовь к музыке и пению.
Способы разучивания школьной песни различны, можно установить лишь последовательность основных моментов этого процесса:
1. краткое вступительное слово педагога;
2. исполнение песни учителем;
3. беседа с детьми о песне;
4. чтение поэтического текста песни;
5. разучивание песни.
В разучивание песни можно выделить три этапа: ознакомление, усвоение первого куплета, разучивание всей песни, закрепление и художественное исполнение песни.
В кратком вступительном слове учителю следует сообщить детям название песни, рассказать о том, кто ее сочинил. В зависимости от характера песни необходимо сказать несколько слов о ее содержании. Пояснения должны быть очень краткими и образными, тогда они достигнут своей цели.
Показ учителем песни лучше начинать со слов: «Послушайте песню, которую мы будем разучивать». Основные требования к показу песни учителем: играть аккомпанемент на нюанс тише, чем петь мелодию, тогда более понятен текст песни. Нельзя допускать ошибок, остановок, незнания слов при игре и пении. Песня должна быть выучена и исполнена эмоционально, с хорошей дикцией, выразительна по нюансам, агогике, в соответствии с собственной трактовкой учителя. Аккомпанемент песни, звучащий на фортепиано, следует играть мягко, неназойливо, выделяя более сложные мелодические скачки или ритмические фигурации. Исполнение в целом должно создавать яркий, впечатляющий художественный образ, только тогда оно вызовет у детей желание выучить прослушанную песню.
Важный момент в работе учителя музыки в классах коррекции – беседа о песни. Она должна строится с учетом возрастных особенностей учащихся, предполагает знакомство поэтического текста песни, использование наглядности, разбор эмоционально-смыслового содержания песни, обращение к воображению детей. Поэтому беседа о песни имеет большое воспитательное и образовательное значение. После прослушивания песни у детей может возникнуть желание высказать свои впечатления о характере и содержании песни, о мелодии и движении голосов, о динамических оттенков и темпах.
Поэтический текст песни педагогом читается выразительно. Затем учитель предлагает всем вместе выразительно прочитать текст. Учащиеся должны читать текст негромко, ясно и отчетливо выговаривая слова. Содержание песни воспринимается эмоциональнее, если на плакате кроме текста есть рисунок, соответствующий содержанию песни. Грубейшей ошибкой является заучивание текста с детьми методом скандирования.
В процессе разучивания песни используются учебно-ралевые игры и задания, разучивание по фразам. Учителю следует обращать внимание детей на правильность звукового интонирования мелодии песни, ритмическую четкость, правильность певческого дыхания и звукообразования, выразительность динамики и дикции. Разученные детьми фразы соединяются в предложение, предложение – в периоды.
Как правило, работа над одним произведением рассчитана на несколько уроков: на первом – дети знакомятся с песней и выучивают первый куплет, на втором – повторяют первый куплет и учат текст следующих куплетов, на третьем – выстраивают с учителем исполнительский план. Из-за недостаточного произвольного внимания младших школьников, занимающихся в коррекционных классах, на каждом уроке следует работать не над одним произведением, а как минимум – над двумя, контрастными по характеру и трудности. Так, если одна из песен знакома детям по предыдущему уроку, вторая может быть новой; если первая – оживленная по характеру, то вторая – спокойная и неторопливая.
Способы создания благоприятных психологических условий для занятия пением играет значительную роль в вокально-хоровой работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. В условиях благоприятных взаимоотношений возникает то состояние взаимного понимания, доверия, доброжелательности, которое оказывает на детей воспитательное воздействие. Ребенок должен чувствовать теплое, приветливое отношение, получать поощрение своим действиям, одобрения успехам. Задания, предлагаемые педагогам в работе должны быть доступны, а в дальнейшем развитии усложняться. Успех сопутствует педагогу, который творчески подходит к делу – обдумывает варианты последовательности совместной деятельности с учащимися, умеет включить в работу не только активную часть класса, но и малоинициативных учеников.
Таким образом, пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, развитие его психических функций, а также на психофизиологические процессы, такие как дыхание, газообмен, кровообращение, сердечную деятельность, работу эндокринной системы и т. д. Оно помогает углублению и регуляции дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе пения особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Правильное пение вызывает у ребенка чувство комфорта, а сочетание музыки и литературного текста делает пение более конкретным видом музыкальной деятельности, чем восприятие музыки, обеспечивая доступность его для школьников.
По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются переживания ребенка. У ребят возрастает интерес как к содержанию песни. Так и к ее воспроизведению. Обучение пению требует от ребенка с проблемами большой активности и умственного напряжения, концентрации внимания. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполнению мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных предложений, оценивать качество исполнения.
В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная, исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной и художественной культуры, с другой - осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе со школьниками с проблемами:
- формирование основ певческой вокально-хоровой культуры, развитие художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности;
- развитие вокального слуха, умение различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодий, умения слушать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки;
- овладение вокально-хоровыми навыками ( певческим дыханием, звукообразованием, дикцией, артикуляцией, строем, ансамблем);
- формирование певческих умений детей, исполнение песен с помощью взрослого и самостоятельно, в сопровождении инструмента и без него;
- усвоение через пение нравственно-эстетических ценностей и формирование способности к сопереживанию, умению различать добро и зло, уважать труд, бережно относиться к природе, животным, с нежностью общаться с мамой, быть уважительным с другими взрослыми и сверстниками;
- коррекция посредством певческой деятельности в развитии, проявляющихся в нарушениях функций организма, а также в познавательной деятельности, особенно речи, эмоционально-волевой, личностной сферах.
У детей с ЗПР часто наблюдаются нарушения в развитии музыкального слуха, его ритмической и динамической основы. У таких детей отмечаются слабость и неустойчивость, прерывистость дыхания, хрипловатый, монотонный голос, часто с носовым оттенком, вялая размытая дикция. Однако специально подобранный репертуар с учетом возможностей диапазона детей данной категории, применяемые в игровой форме приемы вокально-хоровой работы обеспечивают коррекционную направленность пения и дают положительные результаты. У детей развивается мелодический слух, появляются голосоведение, интонационная выразительность.
Особенности песенного материала для уроков музыки в коррекционных классах
Песенный репертуар младших школьников, занимающихся в классах коррекционно-развивающего обучения, как и для обычных ребят, должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение.
Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Все это углубляет его представления об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природы, общественной жизни. Песни, воздействуя на чувства, вызывают определенное отношение к тому, что в них передано.
Очень любят дети, имеющие отклонения в развитии, произведения, возникающие на основе интонаций, взятых из окружающей жизни. С особым удовольствием они прислушиваются в мелодии к хорошо знакомым им интонациям, обращают внимание на изобразительные моменты, передающие щебет птиц, любят песни, в которых слышат имитации звучания звуковых инструментов. Однако эти изобразительные моменты нельзя рассматривать изолированно от музыкального образа произведения в целом, так же как и всю вокальную музыку для детей сводить к изобразительным звучаниям. Основное в музыке – выражение чувств, настроений, эмоций. Воздействуя песней на чувства ребенка, педагог воспитывает у него эмоционально положительное отношение к действительности.
Репертуар детских песен в классах коррекции должен быть разнообразным по тематике, включать песни о природе, труде детей, школе; шуточные, игровые, праздничные песни на общую тематику.
При выборе песен учитель преследует, прежде всего, воспитательные и образовательные задачи, чтобы вызвать у детей любовь к Родине, природе, родителям, школе, товарищам и т. п. Одновременно педагог учитывает те вокальные навыки, которые можно привить при помощи той или иной песни. Выбирая песню, надо исходить не только из одного литературного текста, но принимать во внимание характер и строение мелодии, доступность ее для данной группы детей.
В последнее время учителю представляется свобода в подборе репертуара. Важно, чтобы каждый учитель музыки знал критерии отбора произведений. Умел ими пользоваться.
Каждое произведение должно:
1. быть художественным и увлекательным
2. быть педагогически целесообразным
3. выполнять определенную воспитательную роль
При выборе и включении в занятие нового музыкального материала учитель должен опираться на данные критерии и выполнять на их основе художественно-педагогический анализ, который представляет собой творческий процесс. На первых порах школьные песни должны отвечать следующим требованиям: а) по форме – крайне лаконичные, не более одного периода; б) по мелодии 0 яркие, выразительные, напевные; в) по ритму – весьма простые, чередование не более 2-3 видов длительности; г) голосоведение – яркое, естественное, склад диатонический; д) диапазон голосовых партий не должен превышать октавы.
Этим требованиям, скорее всего, отвечают народные песни, обладающие высокими художественными достоинствами и легко усваиваемые детьми. Если песня нравится детям, то легче преодолеваются трудности по ее разучиванию, поэтому песни надо выбирать мелодичные, веселые, запоминающиеся, с интересным текстом. Нужно учитывать, что постепенное нарастание трудности поставленных учителем задач должно сочетаться с включением в работу более сложных песен и непременно привлекательных для детей своей мелодией и текстом. Это обеспечивает атмосферу увлеченности пением на уроке в школе.
Репертуар очень важен для музыкального развития отстающего в развития школьника, т.к. умело подобранное, высокохудожественное произведение обеспечивает творчески активную атмосферу на уроке, повышает музыкальную культуру детей.
Песенный материал младших школьников, занимающихся в классах коррекционно-развивающего обучения, составляется на основе следующих критериев:
1. соответствие физиологическим особенностям певческого аппарата детей в целях охраны здоровья детского голоса;
2. адекватность психическим особенностям учащихся;
3. небольшой объем произведений;
4. образные и жанровые контрасты выбираемых произведений;
5. воспитательная направленность.
Один из главных критериев в вопросе выбора репертуара – психолого-физические возможности детей данной возрастной группы. Не менее важны интересы ребят. Однако при этом учитель всегда учитывает художественные достоинства произведения. Следовательно, интересы школьников нужно учитывать, но нужно и направлять.
Комплексное использование требований при выборе музыкального материала обеспечивает активную атмосферу на уроке, повышает музыкальную культуру детей, воспитывает и развивает воображение и память, вызывает у детей любовь к Родине, природе, родителей, школе, товарищам.
Лекция 27 (тема 7.1.2):
Особенности музыкально-ритмической работы в коррекционных классах
Особое место музыка и движения занимают в коррекции отклонений и в развитии детей с проблемами.
Практическое использование музыки и движения как средства коррекции и лечения детей, имеющих отклонения в развитии, в нашей стране началось в начале 20 века.
В систему музыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмическое направление, разработанное швейцарским педагогом, музыкантом Жаком Далькрозом. Специально подобранные упражнения развивали у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.
В процессе движений под музыку школьники овладевают культурой тела, «языком движения», происходит их совершенствование.
Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время народных шествий, более энергичны. Это несколько повышает ритм человеческого сердца. Поэтому такие марши оказывают бодрящее воздействие. Так же показано, что ритм вальса оказывает успокаивающее воздействие.
Ритм является сердцем музыки. Именно он оказывает прямое и выраженное воздействие на наши эмоции. Жизнь нашего организма сама основана на различных ритмах. Дыхание и биение сердца, фазы бодрствование и сна, активности и отдыха – все подчинено ритмам. В психологическом состоянии также можно уловить периоды смены горя и радости, вдохновения и депрессии. Музыка примитивных племен состоит практически только из ритмов. Музыку ритма используют шаманы. Ритмические удары в бубен способны возбуждать глубинные структуры мозга. Известно, что древние римляне от укуса тарантулы использовали особый танец с нарастающим движением - тарантелла. При этих танцевальных движениях организм полностью блокирует распространение яда, а затем нейтрализует его.
В основе коррекционной ритмики лежит музыка, где организующим элементом служит ритм. Сама музыка надолго остается в эмоциональной памяти ребенка, оказывая влияние на его мироощущение и поведение. При глубоком восприятии музыкального искусства через движения, а ритмика дает эту возможность, волшебный мир музыки полностью раскрывает свою высочайшую художественно-эстетическую ценность.
Известно, как велика сила эмоционального и нравственного воздействия музыки, как важно переживать ее в движении. Программное содержание ритмики подводит учащихся с ЗПР к ощущению гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует активному развитию творческого воображения. Именно благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными ощущениями значительно ярче и эмоциональнее воспринимается музыка.
Невозможно переоценить значение занятий ритмикой в коррекционных классах для формирования культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску, влияя на пластику и выразительность жестов. Ритм выступает тем лечебным фактором, который в единстве с движением может регулировать психические процессы, движения, поведение ребенка с проблемами.
Не следует забывать о создании на занятиях атмосферы заинтересованности. В этом огромную помощь может оказать удачный подбор прозаических произведений и стихов, иллюстрации, проведение бесед о композиторах. При проведении музыкально-ритмических занятий педагог должен помнить о том, что музыка не фон для исполняемых движений, а является главной в общении с ребенком. Именно через движения дети эмоциональней и глубже воспринимают музыку. Занятия ритмикой доставляет детям радость, поднимают настроения, повышают жизненный тонус.
Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они используются в коррекционной работе с детьми с проблемами (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей.
В процессе формирования движений под музыку у детей с проблемами решаются следующие задачи:
- развитие музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности (темп, ритм, динамику, форму, характер музыкального произведения), в свободных движениях отражать жанры музыки (марш, танец, песню);
- овладение «языком движений», его семиотическими формами, умением с помощью жестов, мимики, пантомимы передавать музыкальный образ;
- развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых композициях;
- осуществление средствами движений коррекции познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер ребенка с проблемами.
Движения под музыку школьников с ЗПР формируют умение с помощью жестов передавать музыкальный образ, испытывать чувства эмоционального удовлетворения от участия в музыкально-ритмическом движении. Ритмика корректирует внимание, память, восприятие, воображение, способствует снятию психо-эмоционального напряжения, трудностей в проявлении коммуникативных функций. Музыкальный ритм регулирует деятельность нервной системы, организует моторику, создает радостное настроение, воспитывает активное внимание.
Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психологическое напряжение, помогают детям быстро и легко устанавливать дружеские связи друг с другом, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Ниже приводятся ритмические движения, для придания большей выразительности выполнения движений им даются образные названия. Выполнять движения следует не механистично, а в соответствующем образе, что придает им большую целостность и осмысленность.
1. «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков. Ария Февронии из первого акта оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»). Шаги в медленном темпе, представляя вокруг себя красивый пейзаж и показывая главным жестом великолепие природы.
2. «Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков. Вступление к первому акту оперы «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник в нарядной праздничной одежде. Идти уверенным, решительным шагом. Спина прямая, голова приподнята.
3. «Порхающая бабочка» (А. Дворжак. Юмореска). Легкие пружинистые шаги со взмахом рук, изображая бабочку.
4. «Любование цветком» (Ф. Шуберт. 12 лендлеров, ор. 17, №3). Участники группы по кругу на каждый такт медленного вальса плавными движениями передают друг другу цветок, любуясь им и наслаждаясь его ароматом.
5. «Зеркало». Один из партнеров делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.
6. «Стоп кадр». Участники исполняют произвольный танец, во время которого внезапно дается команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать свое мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать. Одни и те же повторяющиеся позы говорят не только о бедном репертуаре физических движений, но и о бедности эмоций.
Ритмические упражнения
Почти каждое невротическое нарушение сопровождается и нарушением ритмических процессов, происходящих в организме, - начиная от ритмов сна и кончая ритмами биотоков мозга. Музыкальные ритмы являются специфическим отражением всех ритмов, которые пронизывают всю жизнедеятельность организма. Их нормализация и приведение к точности функционирования способствуют гармонизации душевной жизни ребенка с проблемами.
1. «Ритмическое эхо». Педагог дает двух- или трехтактовый ритмический рисунок, который все вместе, хлопая в ладоши, должны повторить участники группы.
2. К.С. Станиславский, говоря об актерской роли, указывал на то, что каждое человеческое чувство имеет свое темп и ритм, и предлагал упражнения на воспроизведение ритма, в котором это чувство протекает. В таких упражнениях необходимо было каждому представить какой-то момент своей жизни. «Пусто это будет гроза или шум водопада, заход солнца или свидание… Все, что всплыло из недр души, - говорил К. С. Станиславский, - постарайтесь выстучать костяшками пальцев».
Ученикам поочередно можно предложить свои варианты того, как ими в ритмическом виде воспринимаются встречи друзей, разлука, расставание и другие эмоциональные ситуации.
3. Ритмизация собственных имен и фамилий. Дискуссия о том, как на основании предложенного ритма можно составить характеристику человека.
4. Ритмизация движений человека – спокойный шаг, бег, езда на велосипеде, рубка дров, гребля.
5. Ритмизация движений животных – степенная корова, проворный заяц, ласковая кошка, дикий конь, преданный пес и т.д.
6. «Ладушки». Популярная детская игра, хорошо развивающая не только чувство ритма, но также произвольное внимание и координацию движений.
7. Более сложный вариант игры «Ладушки». Участники стоят лицом друг к другу по кругу. После выполнения упражнения на четыре счета участники круга сдвигаются вправо по часовой стрелке, таким образом, происходит смена партнера.
Лекция 28 (тема 7.1.3):