Основные клинико-психологические формы происхождения ЗПР

Коррекция – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабления недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения и воспитания.

Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

В классы коррекции внедряются программы, в которых созданы щадящие условия образования. Предусмотрено освоение соответствующего стандарта специального образования в сроки более продолжительные, в этих классах работает квалифицированный педагог, знающий особенности работы с такими детьми.

Классы коррекции («классы выравнивания», «классы для детей с задержкой психического развития») создаются в общеобразовательных школах в соответствие с Законом РФ «Об образовании», для детей с более стойкими отклонениями в развитии, классифицируемыми психологами и дефектологами как «задержка психического развития».

Дети в такие классы направляются с первого или со второго года обучения – по решению психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей или опекунов. Наполняемость класса 12 человек. Около половины детей с ЗПР после окончания начальной школы способны продолжать свое обучение в обычных классах, имея удовлетворительную успеваемость. Вторая половина может продолжать образования только в условиях коррекционного класса, особенно тогда, когда задержка психического развития имеет более стойкие формы.

После девяти лет обучения большинство детей продолжают учебу в техникумах, вечерних школах, профессионально технических училищах.

В условиях специально организованного обучения, дети, занимающиеся в коррекционных классах способны дать значительную динамику в развитии, усвоить многие знания, умения и навыки, которые нормально развивающиеся сверстники набирают самостоятельно.

Создание специальных классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных школах России показывает, что благоприятные условия для образования детей с ЗПР, с трудностями в обучении, поведении и общении дают, как правило, положительный эффект, обеспечивает позитивные развития.

Понятие ЗПР психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной характер отставания, который с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения.

Основной причиной ЗПР является слабо выраженные органические повреждения мозга ребенка – врожденные, полученные внутриутробном, при родовом, а также приобретенные в ранних периодах жизни.

ЗПР возникает в результате ослабления ЦНС инфекциями, хроническими соматическими заболеваниями, интоксикацией, травмами головного мозга, нарушениями эндокринной системы.

Дети с ЗПР приходят в школу с теми же особенностями, которые характерны для старших дошкольников. В целом это выражается в отсутствии школьной готовности: знания и представления об окружающей действительности у них неполноценны, основные мыслительные операции сформированы недостаточно, познавательные интересы выражены крайне слабо, учебная мотивация отсутствует, проявляемое ими желание идти в школу связано лишь с внешней атрибутикой (приобретение ранца, карандашей, тетрадей и т.п.), речь не сформирована до необходимого уровня, отсутствуют элементы монологической речи, произвольная регуляция поведения отсутствует.

Вследствие этих особенностей детям с ЗПР чрезвычайно трудно соблюдать школьный режим, подчиняться четким правилам поведения. Во время уроков они не могут усидеть на месте, вертятся, встают. На переменах бесцельно бегают, кричат, затевают бессмысленную возню. Существенную роль таком поведении играет и свойственная большинству из них гиперактивность.

Учебная деятельность их характеризуется низкой продуктивностью: они часто не усваивают задания, даваемые учителем, не могут длительное время сосредоточится на их выполнении, отвлекаются на любые посторонние предметы. Такое поведение особенно характерно для детей с ЗПР, не проходивших дошкольной подготовке в детском саду. Дети, которые хотя бы год провели в детском саду или занимались с педагогом дефектологом в коррекционной группе обычно бывают относительно подготовленными к обучению в школе, и тем лучше, чем длительнее был период коррекционной работы с ними.

Младших школьников с задержкой психического развития внимание неустойчиво. И эта неустойчивость проявляется по-разному. У одних детей в начале выполнения задания наблюдается максимальная для них сосредоточенность, которая неуклонно снижается по мере продолжения деятельности, и ученик начинает делать ошибки или совсем перестает выполнять задание. У других наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода выполнения заданных действий, а затем постепенно снижается. Обычно устойчивое выполнение какой-либо деятельности ограничивается в первом классе 5-7 минутами. Неустойчивость внимания сочетается с повышенной отвлекаемостью. Шум машины за окном, пролетающая птица – любые посторонние предметы отвлекают внимание детей, и они перестают выполнять задания или слушать учителя.

Своеобразные особенности восприятия характерны для младших школьников с ЗПР, у них отмечаются замедленность и фрагментарность восприятия. Неточность и замедленность восприятия в наибольшей мере проявляется в младшем школьном возрасте, когда обнаруживаются ошибки при списывании текста. Конечно, изменение условий восприятия влияет и на нормально развитых детей, но количественные различия этих изменений чрезвычайно велики. Влияние разных осложняющих факторов на восприятие школьников с ЗПР оказывается в несколько раз более выраженным, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти исследования дали основания для вывода, что многие даже хорошо знакомые объекты могут не восприниматься ребенком с ЗПР, когда они видны в непривычном ракурсе, плохо освещены или значительно удалены. При чем у нормально развивающегося ребенка такие же условия не вызывают сколько-нибудь значительных затруднений восприятия. С возрастам восприятие детей с ЗПР совершенствуется, особенно значительно улучшаются показатели времени реакции, отражающие скорость восприятия.

Еще одним характерным признаком ЗПР является отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость: заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания, неумение организовать свою работу; недостаточная познавательная активность; слабое умение использовать рациональные приемы запоминания; недостаточный объем и точность запоминания; преобладание механического запоминания над словесно-логичным. Среди нарушений кратковременной памяти – быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.

У школьников с ЗПР отмечается недостаточная познавательная активность, которая, сочетаясь с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка, может серьезно тормозить их обучение и развитие. Так, быстро наступающее утомление приводит к снижению работоспособности у детей, что проявляется в трудностях усвоения учебного материала. Дети с ЗПР не удерживают в памяти условия задания, продиктованное предложение, забывают слова, не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчиняться школьным правилам и пр. Детям с данной патологией свойственны частые переходы о состояния активности к полной или частичной пассивности, смене рабочих и нерабочих настроений, что связанно с их нервно-психическими состояниями. Вместе с тем, иногда и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы и др.) выводят ребенка из равновесия, заставляют нервничать, волноваться.

Отдельно остановимся на особенностях речи детей с ЗПР. Клинические и нейропсихологические исследования выявили отставания в становлении речи детей с ЗПР, низкую речевую активность, недостаточность динамической организации речи. У этих детей отмечается ограниченность словаря, неполноценность понятий, недостаточность словесной регуляции действий. У детей с ЗПР выявляется бедный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла. Недостаточность словарного запаса связано с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире.

У детей с ЗПР недостаточно сформированы и пространственные представления: часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детей с ЗПР и также имеют свои особенности. Например, при складывании сложных геометрических фигур дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

Дети с ЗПР не остаются равнодушными к оценке результатов своей деятельности: ищут у учителя подтверждения правильности своих решений, одобрения, проявляют заинтересованность в хороших оценках и очень огорчаются неудачам.

Все дети с ЗПР любят занятия физической культурой, спортивные игры, хотя у них обнаруживается двигательная неловкость, недостаточная координированность движений, неумение подчиняться заданному ритму. Со временем в процессе обучения они достигают значительных успехов.

Как правило, дети с ЗПР проявляют исполнительность и аккуратность во время уборки классов, территорий, ухаживая за растениями и животными. Школьники с ЗПР, дорожа доверием взрослых, могут допускать срывы в своем поведении. Они трудно входят в рабочий режим урока, могут вскочить, пройтись по классу, задавать вопросы, не относящиеся к данному уроку. Быстро утомляясь, одни дети становятся вялыми, пассивными, не работают; другие – повышенно возбудимы, расторможены, беспокойны. Эти дети очень обидчивы и вспыльчивы. Для вывода их из таких состояний требуется время, особые методы и большой такт со стороны педагога и других взрослых, окружающих ребенка с данным дефектом развития.

В целом же ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка.

Первая группа – ЗПР конституционного происхождения. Это гармонический, психический, психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста. У этих детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций. Для них характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот.

Гармонический инфантилизм – равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Эмоции отстают в развитии, задержано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы. Гармонический инфантилизм иногда имеет наследственную природу. Вторая группа – ЗПР соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания, заболевания пищеварительной системы, сердечно-сосудистая недостаточность. Хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с ЗПР соматогенного происхождения. Ясно, что плохое соматическое состояние не может не отразиться и на развитии центральной нервной системы.

Третья группа – ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушения формирования личности ребенка. Это условия – безнадзорности, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и в конечном результате – к отставанию интеллектуального развития. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.

Последняя, четвертая группа – самая многочисленная – это задержка психического развития церебрально-органического генеза. Причина – различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до двух лет. Травмы и заболевания центральной нервной системы могут привести к тому, что называется органическим инфантилизмом. Дети с органической или функциональной недостаточностью мозга нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, и именно они составляют основной контингент специальных школ и классов для детей с ЗПР.

При открытии классов коррекции в общеобразовательной школе для детей с ЗПР необходимо наличие условий, обеспечивающих рациональное сочетание учебного труда и отдыха, проведение специальных коррекционных занятий, я такжк комплекса лечебно-воспитательных мероприятий. Целью работы является индивидуальная работа по коррекции развития учащихся, ликвидация пробелов обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала. Для работы с детьми, имеющими, следует выделять опытных учителей, способных правильно организовать индивидуальных подход к учащимся в процессе обучения и воспитания.

Основными особенностями учащихся класса коррекции являются: отставания в развитии психической деятельности, неустойчивое внимание, замедленность восприятия, отклонения в развитии памяти, быстрая утомляемость и др. Все это требует создание на уроках музыки соответствующих психолого-педагогических условий.


Модуль 7: