История воспитания и обучения умственно отсталых детей

История воспитания и обучения умственно отсталых детей в России начинается с конца XIX века. Это было обусловлено успехами отечественной психиатрии, биологии и педагогики. Большую роль в разработке основных принципов воспитания и обучения умственно отсталых детей сыграла деятельность врачей, педагогов, научных исследователей: Л. С. Выготского, Т. А. Власовой, Е. К. Грачевой, В. П. Кащенко, Л. С, Славиной, Г. Я, Трошина и др.

Усилия педагогов и психологов направлялись, прежде всего, на изучение личностных особенностей детей, их эстетического развития, на установление возможностей их интеграции в окружающую среду, на разработку проблем практической трудовой деятельности, дифференциальной диагностики, вопросов психологической службы в учебных заведениях.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблемы школьной неуспеваемости. Практика показала, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению школьных кабинетов современными техническими средствами обучения, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующей организации учебного процесса невозможно.

В настоящее время все большую популярность приобретает интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья ребенка. Одним из таких перспективных методов признана музыкотерапия.

Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей, страдающих от соматических и психических заболеваний.

Музыкальную терапию широко применяют во всех странах мира для лечения и профилактики широкого сектора нарушений, включая отклонения в развитии, эмоциональную нестабильность, поведенческие нарушения, сенсорный дефицит, спино-мозговые травмы, психосоматические заболевания, внутренние болезни, психические отклонения.

Как интегративный метод музыкотерапия включает в свой арсенал медицинские, педагогические и психотерапевтические методы.

Формирующаяся психика ребенка чутко реагирует на все возрастающие негативные воздействия среды, включая плохую экологию и напряженность в человеческом обществе. Неблагоприятные факторы влияют не только на психическое, но и тесно связанное с ним физическое здоровье детей.

Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу. По данным специалистов за 1999 год около 90% детей имеют отклонения физического и психического здоровья; 30% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания: за году обучения в школе в пять раз возрастает число нарушений зрения, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения.

Формированию психопатических черт ребенка и невротических проявлений способствует внутрисемейные конфликты, отсутствие одного из родителей, неправильные воспитательные воздействия, ранняя изоляция ребенка от среды.

Нарушения в поведении у детей наблюдается уже в дошкольном возрасте. Исследования показывают, что в пятилетнем возрасте 37% мальчиков и 29% девочек имеют отклонения в поведении. А к десяти годам количество нервных детей достигает 56%.

Количество учащихся, которые по разным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу постоянно увеличивается. По данным Министерства образования РФ (1995г.), 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, т. к. не овладев основными навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие чего выпадают из процесса обучения. Как показывают исследования, среди неуспевающих учащихся есть школьники с педагогической запущенностью, с задержкой психического развития, неярко выраженными сенсорными, интеллектуальными, речевыми нарушениями, причинами которых являются поражения центральной нервной системы. Дети с ЗПР составляют примерно 50% неуспевающих школьников. Для их обучения созданы специальные учебные заведения – школы и коррекционно-развивающие классы.

Лекция 25 (тема 6.2.2.):