Методика определения музыкального развития младших школьников

Ю.Б. Алиев полагает, что к основным критериям музыкального развития младших школьников относятся:

- уровень развития художественных предпочтений;

- участие школьников в какой-либо сфере художественного творчества;

- информированность в области художественной культуры общества.

Аналогичные критерии выдвигает Л.В. Школяр: уровень общей осведомленности о музыке; наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений; мотивация обращения ребенка к той или иной музыке.

Л.В. Школяр связывает выделенные критерии с компонентами музыкальной культуры: музыкальный опыт, музыкальная грамотность, музыкально-творческое развитие. Автор считает, что самое важное – выяснить: что ребенок ждет от музыки, чего ищет в ней. А это связано со сферой духовных накоплений личности. В связи с этим Школяр предлагает детям задания на воображаемые ситуации: «Если бы ты был учителем музыки, какие произведения ты бы выбрал на заключительный урок-концерт года, что бы хотел ею рассказать детям?», «Какую музыку ты выберешь, чтобы послушать в кругу семьи?» и т.п.

С духовным постижением музыкального искусства Л.В. Школяр связывает и критерии музыкальной грамотности:

Степень внутренней открытости школьника для постижения незнакомой музыки;

- наличие у ребенка способности «открывать себя» через музыку;

- степень сопричастности ребенка к содержанию музыки, к стоящим за этим содержанием жизненным явлениям, породившим, на его взгляд, именно такое музыкально-смысловое содержание;

- степень ориентированности детей в музыкально-драматургических процессах, в выразительных средствах, понимание их организации в конкретном произведении с опорой на закономерности музыкального искусства.

Параметрами оценки владения детьми творческими навыками и умениями являются:

- эмоциональность;

- степень осознанности замысла;

- изобразительность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения;

- художественность воплощения замысла;

- привлечение имеющегося музыкального опыта.

Необходимым условием изучения развития музыкальной культуры учащихся является комплексное применение методов исследования. Так, наряду с лонгитюдным наблюдением – анализом влияния условий на развитие музыкально-эстетической восприимчивости младших школьников, а также на становление исполнительских навыков позитивно-ретроспективное наблюдение – обращение к прошлому с целью определения решающего влияния на рост показателей в развитии музыкальной культуры детей. Для определения сформированности эстетического вкуса детей целесообразно неоднократное использование анкетирования. Выяснить наличие потребности в общении с искусством у младших школьников, значимость высокохудожественной музыки в их жизни помогут беседы с учащимися, а также с их родителями. Распространенным методом определения уровня музыкально-эстетических знаний является тестирование.

При выборе или составления теста учителю необходимо придерживаться следующих общепедагогических позиций:

- грамотность, четкость и ясность в постановке вопроса;

- направленность на проверку усвоения конкретной темы (как правило, тесты, направленные на освоение всего раздела и охватывающие тем самым значительное количество материала, обладают меньшей степенью надежности);

- соответствие заданий уровню развития учащихся;

- правдоподобность неправильность ответов;

- случайный порядок размещения правильных ответов.

Лекции к 10-му семестру

Модуль 6: