Оценка, учет и контроль в музыкальном воспитании
1. Контроль и оценка.
Наряду с методами организации и стимулирования учебной деятельности школьников на уроках музыки используют приемы ее педагогического контроля и оценки.
Педагогический контроль и оценка предполагают в равной мере учет успехов и неуспехов учащихся. Но на уроках в начальной школе публичное сообщение и демонстрация неуспехов ученика может очень негативно повлиять на ход его музыкального обучения. Поэтому здесь надо, прежде всего, использовать такие приемы контроля, которые стимулировали бы заинтересованное отношение школьников к занятиям.
Важнейшая функция оценки на уроке музыки как уроке искусства – этическая: поддерживать активность учащихся или в тактичной форме указать на недостатки. Применение отрицательных оценок резко противоречит в начальной школе эстетическим задачам предмета «Музыка» (формирование у школьников положительного отношения к музыкальному искусству).
Первое время желательно вообще не применять пятибалльную систему оценки. Педагог может использовать по отношению к учащимся разнообразные средства поощрения, стимулирования, выраженные в словесной форме, и лишь в отдельных случаях применять количественную оценку, но только 4 или 5. В данном случае цифровая оценка выполняет стимулирующую функцию.
Для правильной оценки на уроке музыки можно предложить следующие критерии:
1) проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на нее;
2) активные усилия школьника, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки;
3) рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности в знаниях.
Соответствие этим трем критериям свидетельствует об отличных успехах школьника. Можно поставит «5» и при соответствии лишь первым двум критериям (особенно на первом году обучения). Соответствие двум или одному критерию дает основание для хорошей оценки («4»). При отсутствии соответствия этим критериям учитель может поставить «3». Но этой оценкой можно пользоваться на начальном этапе обучения лишь при чрезвычайных условиях.
2. Основные формы учета и контроля в музыкальном воспитании
По форме и времени учет подразделяется на индивидуальный, коллективный, текущий и итоговый. Каждый термин ясно определяет его существо.
Основное назначение любого учета – выявление состояния, результата какого-то явления (факта) в определенный момент.
Коллективный – в нем возникает необходимость потому, что важнейший вид деятельности на уроках музыки – хоровое пение (коллективный вид деятельности). Коллективный учет дает представление о выработке таких хоровых навыков, как ансамбль, строй, многоголосие. Конечно, эти достижения базируются на индивидуальных достижениях. Из практики известно, что бывают случаи, когда при пении в хоре кто-то фальшивит, а при индивидуальном исполнении все поют чисто, и наоборот. Таким образом, используя обе формы учета, учителя добиваются более качественных результатов.
Индивидуальный учет демонстрирует и школьникам и учителю результаты музыкального развития каждого: как ученик слышит музыку, насколько ясно понимает выразительное значение знакомых элементов музыкального языка, может высказать и обосновать свое отношение к произведению, выразительно исполнить песню и т.д. Индивидуальный учет позволяет выявить, кто из учащихся особенно нуждается в постоянном внимании учителя, а также лучших.
Как индивидуальный, так и коллективный учет может быть и текущим, и итоговым.
Сведения, получаемые учителем в процессе повседневных, текущих занятий, позволяют ему сделать выводы: как ученик усвоил материал, приобрел ли индивидуальные и коллективные навыки.
Текущий учет способствует проверке правильности планирования, обусловливает введение в него тех или иных корректив. Он тесно связан с планированием.
Итоговый учет – это не только показатели каких-либо контрольных мероприятий (различных опросов, выполнения заданий), обычно проводимых в конце четвертей (по полугодиям или в конце года), но и данные, полученные в течение всего учебно-воспитательного процесса.
Этот момент необходимо иметь в виду, так как:
1. «Поголовный» опрос в конце четверти в значительной мере формален и не отражает подлинную картину музыкального развития учащихся. В его процессе нельзя определить, насколько развились любовь и интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость, стремление самому исполнять и слушать музыку. Эти признаки качества музыкального воспитания должны фиксироваться постоянно, систематически, раскрывать динамику музыкального роста школьников.
2. Общий опрос требует довольно много времени. Урок в таких случаях фактически пропадает. Дисциплина во время такого опроса падает, что может отрицательно сказаться на последующих уроках.
Удачные формы итогового учета предложены В.К. Белобородовой. Это викторины и концерты по заявкам детей. В программе Д.Б. Кабалевского это заключительный урок-концерт года. Такие формы контроля и учета позволяют учащимся, учителям, родителям наглядно увидеть полученные в процессе музыкального воспитания результаты.
К итоговым формам учета относятся и выступления детей в школе и вне нее. Они предусматриваются планом и являются своеобразными «вехами», показывающими рост музыкальной культуры учащихся. По ним учителя делают выводы о том, что им удалось выполнить, выявить пробелы, недостатки, которые позже необходимо исправить.
Тема 5.1.3.: