Организация музыкального воспитания младших школьников

Раздел 1.1: Музыкальное воспитание: история и современность

Раздел 7.2: организация коррекционной работы средствами музыки вне занятий со школьниками с ЗПР

Раздел 7.1: Организация учебно-музыкальной деятельности

Методика музыкального воспитания младших школьников с ЗПР

Теоретические основы воспитания школьников с ЗПР

Лабораторные занятия 3 и 4

Раздел 5.1: Планирование, учет и контроль

Практическое занятие 17 (практикум)

к теме 5.1.1: Планирование как творчество учителя

Содержание занятия: изучение и анализ-разбор развернутых планов-конспектов уроков музыки для начальных классов; просмотр и разбор видеозаписи уроков музыки для начальных классов, воссоздание планов их проведения, обсуждение результатов.

Литература: 3, 4, 5, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 16, 30, 33, 37, 39, 51, 53, 56, 57. 58, 60, 61, 62, 67, 75, 87.

(имитационно-дидактическая игра)

к теме 5.1.1: Планирование как творчество учителя

Содержание занятий: имитационно-дидактическая игра - проведение студентами самостоятельно разработанных уроков музыки для начальных классов со студенческой аудиторией как школьным классом. Коллективный анализ-разбор представленных работ.

Литература: 3, 4, 5, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 16, 30, 33, 37, 39, 51, 53, 56, 57. 58, 60, 61, 62, 67, 75, 87.


Практические занятия к 10-му семестру

Модуль 6:

Раздел 6.1: музыкотерапия:

Практические занятия 18 и 19 (практикумы)

к темам 6.1.1: Музыкотерапия: предмет, возможности и задачи;

6.1.2: По страницам мировой истории

Содержание занятий: Ознакомление с терапевтической музыкой. Музыка, рождающая уныние. Музыка радости. Музыка вдохновения. Интонации: грустные, веселые, решительные, изобразительные, шуточные. Контраст в музыке, динамика.

Музыка древней Индии. Древняя Греция: Пифагор, Платон, Аристотель. Исламская культура: Авиценна. Опыты доктора Эскироля в психиатрии.

Песенность, танцевальность, маршевость. Лад – мажор, минор, тоника.

Литература: 2, 3, 4, 5, 8, 17.

Раздел 1.2: Характеристика детей, занимающихся в коррекционных классах

Практическое занятие 20 (практикум)

к темам 6.2.1: История воспитания и обучения умственно отсталых детей

и 6.2.2: Основные клинико-психологические формы происхождения ЗПР

Содержание занятий: анализ содержания программ по музыкальному воспитанию школьников с отклонениями в развитии. Анализ учебников и учебных пособий по музыке для младших школьников.

Прием варьирования. Канон («Во поле березка стояла»). Анализ музыкальных форм – одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо, вариации.

Литература: 8, 23

Модуль 7:

Практическое занятие 21 (практикум)

к теме 7.1.1 Вокально-хоровое творчество в коррекционных классах

Содержание занятия: активная музыкотерапия, анализ вокально-хоровых произведений, предназначенных для исполнения детьми с ЗПР. Задача – научить детей быть счастливыми и радоваться жизни. Разучивание программного школьного песенного репертуара. Мелодизация собственных имен или нейтральных фраз. Мелодизация эмоциональных призывов («Ах, как мне плохо»! «Какая удача, какая радость»!) дыхательные упражнения и медитации.

Литература: 4, 5, 8, 16, 27.

Практическое занятие 22 (практикум)

к теме 7.1.2:Музыкально-ритмические движения в коррекционных классах

Содержание занятий: Музыкально-ритмические движения в коррекционных классах – их освоение направлены на координацию движения, активизацию чувства ритма, на выработку желания управлять своим телом. Упражнения и игры по снятию эмоционального напряжения («Дождь», «Любопытная Варвара», «Яблоня»), этюды – пантомимы, гимнастика. Разучивание музыкально-ритмических движений при исполнении школьного песенного репертуара.

Литература: 2, 9, 13, 16, 18, 25.


Практическое занятие 23 (практикум)

к теме 7.1.3: Слушание музыки

Содержание занятий: анализ музыкальных произведений, предназначенных для слушания детьми с ЗПР на уроках музыки. Релаксация. Занятия и упражнения, направленные на развитие чувства релаксации, ощущения своего тела. Используются упражнения, беседы, игры по снятию эмоционального напряжения. Слушание музыки П.И. Чайковского «Детский альбом», К.Дебюсси «Детский уголок», «Маленький пастух». Слушание музыки по суггестивной программе (шум моря, пение птиц и т.д.).

Литература: 7, 12, 17, 26, 34.

Практическое занятие 24 (практикум)

к теме 7.1.4: Игра на детских музыкальных инструментах в коррекционных классах

Содержание занятий: игра на элементарных музыкальных инструментах, используемых в практике музыкального воспитания школьников с ЗПР. Занятия направлены на развитие самоощущения, саморегуляции, раскрытие внутренних резервов и уверенности в себе. Занятие на детских музыкальных инструментах развивает музыкальный вкус, снимает мышечное напряжение. Исполнение элементарных песен на металлофоне, бубне, барабане. Предлагаются игровые задания: «Гроза», «Кукушка» и т.д.

Литература: 4, 5, 12, 17, 21, 24.

Практическое занятие 25 (практикум)

к теме 7.1.5: Импровизация в коррекционных классах

Содержание занятий: импровизация мелодий без текста в заданном характере. Мелодизация стихотворных текстов. Импровизация «Музыкальный разговор» с текстом песни «Тень – тень».

Литература: 4, 5, 12, 27.

Практическое занятие 26 (практикум)

к теме 7.2.1: Фольклорная работа в начальной школе с детьми с проблемами

Содержание занятий: древний жанр русской народной песни – былины. Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». Песенные жанры: трудовые, лирические, революционные. Разучивание рождественских песен (колядки). Музыкально-дидактические игры.

Литература: 8, 20,28,29.

Практическое занятие 27 (практикум)

к теме 7.2.2: Музыкальное воспитание детей с проблемами в условиях семьи

Содержание занятий: Русские народные инструменты: трещотки, ложки, накры, домра, балалайка. Скоморохи. Музыкально-дидактические игры. Экскурсии в музеи, театры. Формы музыкального досуга в семье.

Литература: 4, 5, 8, 27.

2.4 Задания для самостоятельной работы студентов

Задания к 8-му семестру

Модуль 1: Теоретические основы музыкального воспитания школьников

Лекция 1 (тема 1.1.1.): Введение в курс теории и методики музыкального воспитания.

Задание: изучение материалов лекции и рекомендуемой литературы (2 часа).

Литература:1, 4, 5, 6.11, 16, 21, 26, 33, 39, 42, 43, 45, 46, 52, 75, 80.

Лекция 2 (тема 1.1.2.): Из истории музыкального образования

Задание: изучение материалов лекции, рекомендуемой литературы, составление дополнительной библиографии (2 часа).

Литература: 6. 16,17, 33, 40, 41, 43, 74, 86, 88, 92.

Практическое занятие 1(семинар) к теме 1.1.2: Из истории музыкального воспитания

Тема семинара: Выдающиеся музыканты-педагоги 20-го века.

Задание: подготовка к семинару (2 часа).

Литература: 6. 16,17, 33, 40, 41, 43, 74, 86, 88, 92.

Лекция 3 (тема 1.1.3.): Проблемы и тенденции развития современного музыкального образования.

Задание: изучение материалов лекции, рекомендуемой литературы, составление дополнительной библиографии (2 часа).

Литература: 1, 5, 13, 14, 27, 28, 39,53, 54,72, 91.

Раздел 1.2:

Цель, задачи, принципы и содержание музыкального воспитания

Лекция 4 (тема 1.2.1.): Цель, задачи и принципы современного музыкального воспитания.

Задание: изучение материалов лекции, рекомендуемой литературы (2 часа).

Литература: 1, 4, 5, 6, 11, 13, 14, 16, 28, 33, 39, 44, 53, 54, 55, 72, 80, 91.

Лекция 5 (тема 1.2.2.): Сущность и характеристика содержания музыкального обучения младших школьников.

Задание: изучение материалов лекции, рекомендуемой литературы (2 часа).

Литература: 1, 4, 5, 6. 9, 11, 13, 20. 25, 39, 44, 67, 85.

Практические занятия 2 и 3 (семинары) к теме 1.2.2: Сущность и характеристика содержание музыкального обучения младших школьников.

Темы семинаров: 1. Музыкальные стили, жанры и формы в содержании обучения младших школьников. 2. Исполнители музыки.

Задание: подготовка к семинарам (4 часа).

Литература: 2, 6, 9, 20, 21, 22, 23, 31, 36, 38, 40, 41, 43, 51, 55, 67, 74, 76, 86.

Модуль 2: