Лабораторные занятия 1 и 2

Раздел 2.2: Методы и организационные формы музыкального воспитания

Раздел 2.1: Программы по музыке для младших школьников

Организация музыкального воспитания младших школьников

Раздел 1.1: Музыкальное воспитание: история и современность

Теоретические основы музыкального воспитания школьников

Практические и лабораторные занятия

Практические и лабораторные занятия к 8-му семестру

Модуль 1:

Практическое занятие 1(семинар) к теме 1.1.2:

Из истории музыкального воспитания

Тема семинара: Выдающиеся музыканты-педагоги 20-го века.

Вопросы: 1. Яворский Болеслав Леопольдович. 2. Шацкая Валентина Николаевна и Шацкий Станислав Теофилович. 3. Асафьев Борис Владимирович. 4. Теплов Борис Михайлович. 5. Гродзенская Надежда Львовна.

Литература: 6. 16, 17, 33, 40, 41, 43, 74, 86, 88, 92.

Раздел 1.2: Цель, задачи, принципы и содержание музыкального воспитания

Практические занятия 2 и 3 (семинары)

к теме 1.2.2: Сущность и характеристика содержание музыкального
обучения младших школьников

Темы семинаров: 1. Музыкальные стили, жанры и формы в содержании обучения младших школьников. 2. Исполнители музыки.

Вопросы: 1. Стиль в музыке: общая характеристика. 2. Барокко. 3. Классицизм. 4. Рококо. 5. Венская классическая школа. 6. Романтизм. 7. Импрессионизм. 8. Реализм. 9. Экспрессионизм. 10. Музыкальные жанры и их классификации. 11. Характеристика жанров: ария, балет, кантата, концерт, марш, месса, опера, оратория, песня, реквием, романс, симфония, соната, сюита, танец, увертюра. 12. Простые музыкальные формы (одночастная, двухчастная, трехчастная). 13. Вариации и рондо. 14. Циклические формы. Форма сонатного аллегро. 15. Певческие голоса. 16. Хоры. 17. Оркестр. Симфонический оркестр. 18. Струнные (смычковые) инструменты. 19. Деревянные духовые инструменты. 20. Медные духовые инструменты. 21. Ударные инструменты. 22. Инструменты, не входящие в оркестровые группы (арфа, фортепиано, челеста, орган).

Литература: 2, 6, 9, 20, 21, 22, 23, 31, 36, 38, 40, 41, 43, 51, 55, 67, 74, 76, 86.

Модуль 2:

Практические занятия 4 и 5 (семинары)

по теме 2.1.2: Содержание программы Д.Б. Кабалевского

Вопросы: Характеристика содержания обучения тем программы: «Три кита в музыке: песня, танец, марш» (1 класс, 1 четверть), «О чем говорит музыка?» (1 класс, 2 четверть), «Куда ведут нас три кита?» (1 класс, 3 четверть), «Что такое музыкальная речь?» (1 класс, 4 четверть), «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость» (2 класс, 1 четверть), «Интонация» (2 класс, 2 четверть), «Развитие музыки» (2 класс, 3 четверть), «Построение (формы) музыки» (2 класс, 4 четверть), «Музыка моего народа» (3 класс, 1 четверть), «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» (3 класс, 2 четверть), «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» (3 класс, 3 четверть), «Композитор – исполнитель – слушатель» (3 класс, 4 четверть).

Литература: 7, 57, 58, 71.


Практические занятия 6 и 7 (семинар)

по теме 2.1.3: Современные программы по музыке

Вопросы: 1. Программы для шестилетних детей: общий обзор. 2. Программа «Музыка» для 1-4 классов начальной школы. Авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. 3. Музыкальный фольклор. Программа для углубленного изучения предмета «Музыка» в 1-4 классах. Автор Л.Л. Куприянова. 4. Духовная музыка: Мир красоты и гармонии. 1-4 классы. Автор И.В. Кошмина. 5. Музыкальное искусство. Программа для общеобразовательной школы 1-4 классы. Авторы: В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр. 6. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание: Программы для общеобразовательных учреждений. 1-4 классы. Автор Н.А. Терентьева. 7. Ширяева Н.С. Русское народное творчество. Экспериментальная программа для двухчасовых занятий в общеобразовательной школе. 1 - 3 классы. 8. Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке. 9. Другие программы.

Литература: 7, 12, 14, 18, 24, 34, 56, 57, 58, 59, 60, 62, 63, 65, 66, 83, 87, 90.

к теме 2.2.2: Урок музыки – основная форма организации музыкального обучения

Содержание занятий: вариант 1 - посещение уроков музыки учителей-мастеров и их анализ; вариант 2 – просмотр видеозаписей уроков музыки учителей мастеров и их анализ.

Литература: 4, 3, 6, 11, 13, 14, 16, 33, 39, 44, 53.

Практические и лабораторные занятия к 9-му семестру

Модуль 3: