Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии в условиях семьи

Фольклорная работа в начальной школе с детьми с проблемами

Раздел 7.2: Организация коррекционной работы средствами музыки вне занятий со школьниками с ЗПР

Игра на детских музыкальных инструментах

Значение игры на ДМИ в формировании ребенка с проблемами. Коррекционно-развивающая направленность в методике игры на ДМИ. Обеспечение усвоения музыкального материала, формирование умения и навыков при игре на ДМИ. Виды опор при усвоении музыкального материала (наглядная, звуковая, словесная, тактильная). ДМИ, не требующие специальной подготовки игры на них. Оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение при игре на ДМИ. Цели игры на ДМИ. Задачи обучения игре на ДМИ в коррекционных классах. Беседа об исполнении музыкального произведения – важный момент в работе учителя. Эмоциональное восприятие музыкального произведения детей с ЗПР. Основные критерии при выборе музыкального материала.

Литература: 1, , 2, 3, 6, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 21, 24, 27.

Лекция 30 (тема 7.1.5):

Импровизация как вид музыкальной деятельности в коррекционных классах

Использование импровизации для детей с проблемами на музыкальных занятиях. Развитие творческого воображения и использование его в музыкальных сочинениях. Возможности импровизации пробудить чувства и эмоции детей с проблемами. Виды музыкальной импровизации: импровизирование мелодий без текста в заданном характере, мелодизация стихотворных текстов. Импровизация «музыкальный разговор» - дети выступают за персонажей знакомых и любимых сказок, импровизирую мелодии в характере «героев». Выразительность и доступность стихотворного текста при мелодизации стихотворения.

Литература: 1, 2, 4, 5, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 22, 27.

Лекция 31 (тема 7.2.1):

Воспитательная роль музыки и ее место в системе духовно-культурных ценностей. Знакомство учащихся с высокохудожественными образцами музыки и музыкальной культуры своего народа. Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков. Влияние народных праздников на развитие детей с проблемами и на формирование их культуры. Подготовка к Рождеству: история рождения Иисуса Христа, изготовление игрушек для украшения елок, разучивание рождественских песен и сцен, составление праздничной программы. Колядки: песнопения посвященные Рождеству. Масленица – это праздник с весенними закличками, играми, хороводами.

Литература: 1, 10, 11, 13, 14, 15, 27, 28, 29, 30, 32.

Лекция 32 (тема 7.2.2):

Возможности приобщения ребенка с проблемами к музыке в семье. Нравственная атмосфера жизни семьи является ведущей в формировании личности ребенка. Установление адекватных способов взаимодействия между взрослыми и ребенком. Использование разнообразных средств воспитания и обучения ребенка способствует успешному формированию личности. Роль музыки в интеллектуальном и духовном развитии ребенка с проблемами. Музыка – один из важнейших компонентов развивающей среды ребенка. Наличие музыкальной фонотеки, музыкальных инструментов способствует созданию творческой атмосферы в семье. Использование наглядного материала для доступного восприятия музыкального произведения.

Литература: 2, 10, 11, 12, 16, 18, 27, 32.