По страницам мировой истории музыкотерапии
Музыкотерапия: предмет, традиции, возможности и задачи
Раздел 6.1: Музыкотерапия
Теоретические основы музыкального воспитания школьников с ЗПР
Планирование как творчество учителя. Оценка, учет и контроль в музыкальном воспитании. Методика определения музыкального развития младших школьников.
Раздел 5.1: Планирование, учет и контроль
Модуль 5: Реализация исследовательской и конструктивной функций учителя музыки
Лекции 20 и 21 (темы 5.1.1, 5.1.2,5.1.3):
Виды планирования процесса музыкального воспитания. Функции и содержание «годичного», «четвертного», «поурочного» планов. Планирование внеклассной работы по музыкальному воспитанию.
Поурочное планирование. Этапы планирования: анализ – прогноз – план. Структура планирования и отражение его основных позиций в поурочном плане-конспекте. Учет факторов, способных повлиять на эффективность урока. Оформление плана-конспекта.
Структурные модели уроков музыки. Структура художественного образа и структура урока-образа. Модель (форма) урока как его композиционное строение. Одночастная, двухчастная, трехчастная модели, модели в форме рондо, вариаций, сонатного аллегро. Модель литературного произведения.
Педагогическая оценка на уроках музыки. Назначение и функции педагогической оценки на уроке музыки, ее функции и критерии. Особенности оценки младших школьников.
Основные формы учета и контроля в музыкальном воспитании. Разделение учета по форме и времени на индивидуальный, коллективный, текущий и итоговый. Характеристика видов учета. Основное назначение любого учета. Своеобразие учета и контроля в музыкальном воспитании.
Основные критерии музыкального развития младших школьников (Ю.Б, Алиев). Критерии музыкального развития по Л.В. Школяр. Методы исследования развития музыкальной культуры учащихся, их комплексное применение. Правила составления теста.
Литература: 1, 3, 4, 5, 6, 8, 13, 16, 29, 33, 37, 39,43, 44, 53, 80, 81, 82.
Лекции к 10-му семестру
Модуль 6:
Лекция 22 (тема 6.1.1):
Музыка как вид искусства. Вибрация музыкального звука. Ритм, мелодия, гармония, тембр – основные элементы музыки. Лечебная сила музыки. Воздействие классической музыки на здоровье человека. Музыка радости. Музыка, рождающая уныние. Музыка вдохновения. Музыка гармонии. Музыка как могучее терапевтическое средство. Гармоничная инструментальная музыка – лучший психотерапевт.
Литература: 2, 3, 4, 5, 10, 16, 17.
Лекция 23 (тема 6.1.2):
Музыкотерапия Китая «Записи о музыке» Конфуций. Древняя Индия «Самаведы» - ритуальная музыка. Древняя Греция: Пифагор – познание музыкально-цифровой природы космоса и приведение души в соответствие с небесной гармонией; Платон - музыка как средство воспитания идеального гражданина государства, музыка и душевное здоровье; Сократ – роль музыки в человеческой жизни; Аристотель – учение о космической гармонии, музыка - прямой путь к катарсису (очищение души от болезненных состояний). Античный Рим: танец тарантелла. Исламская культура: Авиценна «Книга исцеления» - музыкотерапия как метод восстановления и сохранения здоровья. Средневековая Европа: явления массового психоза. Владение тайнами музыкального воздействия на человека народных музыкантов. Западная школа музыкотерапии: достижения и нерешенные проблемы. Проблемы современной музыкотерапии. Главные принципы музыкотерапии. Врачующая сила музыки. Психоэмоциональное воздействие исцеляющей музыки. Русский опыт в музыкотерапии: народная музыка - хранительница традиций музыкотерапии. Скоморохи.
Литература: 2, 3, 4, 5.
Раздел 6.2: Характеристика детей, занимающихся в классе коррекции
Лекция 24 (тема 6.2.1):