Методика организации пения на уроках музыки

Раздел 4.2: Вокально-хоровая работа с младшими школьниками

Лекция 18 (тема 4.2.1.):

Теоретические основы хорового пения

Общая характеристика хорового пения на уроках музыки. Сущность и назначение деятельности, ее цель и задачи. Наиболее существенные вопросы проблемы хорового пения: пение как вида исполнительского искусства; единство технического и художественного; роль пения в развитии творческих качеств учащихся.

Принципы обучения пению. Принципы общей дидактики и музыкальной педагогики в вокально-хоровой работе.Специальные принципы обучения пению: направленности; заинтересованности; сознательности; перспективности; постепенности, последовательности и непрерывности; индивидуального подхода к учащимся; соблюдение гигиенических норм в занятиях, не допускающих переутомления; единства художественного и технического; предшествования слухового восприятия какого-либо музыкального явления, его осознания.

Особенности детского голоса. Характерные черты голосового аппарата, особенности певческого репертуара школьников разного возраста: 7 – 8 лет; 9 – 10 лет; 10 – 11 лет.

Основные вокальные навыки и средства хоровой выразительности. Характеристика и значение вокальных навыков (певческая установка, дыхание, звукообразование, звуковедение, артикуляция, дикция) и средств хоровой выразительности (строй, ансамбль, многоголосие, понимание дирижерских указаний).

Литература: 2, 4, 6, 10, 13, 16, 19, 25, 33, 35, 36, 38, 39, 68, 76, 77, 79, 89, 92.

Лекция 19 (тема 4.2.2.):

Методы вокально-хоровой работы. Характеристика основных методов вокально-хоровой работы: концентрического, фонетического (фонопедического), показа и подражания, воздействия на сознание, мысленного (внутреннего) пения, сравнительного анализа.

Приемы вокально-хоровой работы. Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений. Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения. Приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся.

Организация пения на уроке музыки. Вокально-хоровые упражнения: применяемые вне связи с каким-либо конкретным произведением; связанные с разучиваемым репертуаром и направленные на преодоление конкретных трудностей какого-либо произведения. Этапы организации вокально-хоровой работы. Примерный план краткого анализа песни с ориентацией на структуру художественного образа. Последовательность разучивания песни на уроке.

Литература: 2, 4, 6, 10, 13, 16, 19, 25, 33, 35, 36, 38, 39, 68, 76, 77, 79, 89, 92.