Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения

Музыка и движение

Раздел 4.1. Инструментально-исполнительская деятельность школьников.

Музыкально-исполнительская деятельность учащихся

Импровизация и игра как основа художественного творчества детей

Импровизация. Импровизация – отправной момент в процессе активизации творческого потенциала учащихся. Сущность импровизации и сочинения. Условия проявления импровизации.

Игра как фактор творческого развития школьников. Признаки игры. Игра как способ познания. Игра в художественном образовании младших школьников. Игровая позиция педагога (явный и скрытый планы). Функции игрового общения. Типы творческих игр на уроках музыки: сюжетно-ролевые и проблемно-моделирующие.

Литература к разделу: 4, 5, 13, 15, 18, 24, 33, 53, 54, 55, 66, 91.

Модуль 4:

Лекция 15 (тема 4.1.1.):

Игра на детских музыкальных инструментах

Характеристика инструментально исполнительской деятельности. Назначение и задачи деятельности. Инструментально-исполнительские знания, умения и навыки. Приемы разучивания партитуры. «Игровое четырехручие».

Классификации детских музыкальных инструментов.Ударные музыкальные инструменты (ударно-шумовые и ударно-мелодические); духовые инструменты (свистковые и язычковые); струнно-щипковые детские музыкальные инструменты; электромузыкальные инструменты (ЭМИ).

Последовательность обучения детей игре на ритмических музыкальных инструментах. Подготовительный этап, передача на инструментах «пульса» музыки, передача сильной и слабой доли, обучение детей исполнению ритма произведения; исполнение остинатной фигуры.

Литература:2, 4, 6, 9, 14, 33, 41, 43, 85, 86.

Лекции 16, 17 (тема 4.1.2.):

Характеристика музыкально-ритмической деятельности, младших школьников. Воспитательное и развивающее значение деятельности.Три взаимосвязанных направления музыкально-ритмической деятельности: обеспечение музыкального развития, формирование правильных двигательных навыков; развитие умения управлять движениями тела. Подготовка учителя к организации музыкально-ритмической деятельности.

Пластическое интонирование: общая характеристика. Понятие «пластическое интонирование» и его происхождение. Связь музыкальной интонации с пластикой и жестом. Роль пластического интонирования в музыкальном воспитании младших школьников.

Методы пластического интонирования. Методика зеркала (В. Коэн, Израиль), общие правила для составления зеркала. Метод пластической импровизации (свободные движения, передающие индивидуальное слышание художественного образа), его разновидности. Методы идентификации с образом и одушевления.

Литература: 4, 6, 8, 15, 33, 48, 49, 50, 53, 73, 78.