Сущность детского творчества и его организация на уроке

Раздел 3.2: Творческая деятельность на уроках музыки

Раздел 3.1.: Музыкальное восприятие и его развитие у младших школьников

Развитие дифференцированного музыкального восприятия и творческого подхода к музыке

Методы музыкального обучения

Раздел 2.2.: Методы и организационные формы музыкального воспитания

Раздел 2.1: Программы по музыке для младших школьников

Лекция 6 (тема 2.1.1.):

Концепция музыкального воспитания и программа
по музыке Д.Б. Кабалевского: прошлое и настоящее

Общая характеристика. История создания. Методическое оснащение программы. Концепция Д.Б. Кабалевского как крупное достижение отечественной культуры. Направления развития программы.

Цель, задачи, принципы и основополагающие методы программы по музыке, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского. Характеристика цели школьного музыкального образования, его центральных задач и основных принципов с точки зрения Д.Б. Кабалевского, а также ведущих методов построения уроков и всей программы.

Литература: 7, 16, 28, 44, 58, 71.

Лекция 7 (тема 2.2.1.):

Сущность, специфика и классификации методов музыкального обучения.Характеристика понятия «методы музыкального обучения». Основные классификации методов музыкального обучения, исходящие из: 1) видов учебной музыкальной деятельности школьников на уроках музыки; 2) содержания музыкального образования (его отдельных элементов в их взаимосвязи); 3) основных задач музыкального образования.

Характеристика основных методов современного музыкального обучения.Методы педагогики искусства. Методы стимулирования музыкальной деятельности. Методы музыкального обучения на уроках творческого типа.

Литература:4, 6, 11, 14, 33, 39, 44, 62, 66, 91.

Лекция 8 (тема 2.2.2.):

Урок музыки - основная форма организации музыкального обучения

Урок – общая характеристика. Сущность урока музыки. Основные виды учебной музыкальной деятельности на уроках музыки. Общие и отличительные черты уроков музыки и уроков по другим предметам.

Типы уроков музыки. Разнообразие и своеобразие типов уроков музыки. Характеристика типов уроков. Урок творческого типа. Урок-образ. Типы уроков в программе Д.Б. Кабалевского.

Литература: 4, 6, 11, 13, 14, 16, 33, 39, 44, 53.


Лекция 9 (тема 2.2.3.):

Внеклассная работа по музыкальному воспитанию школьников

Задачи внеклассной работы по музыке.

Основные направления внеклассной работы.

Кружковые и массовые формы внеклассной работы.

Литература: 4, 6, 16, 32, 33, 39, 64, 69, 70, 84.

Лекции к 9-му семестру

Модуль 3:

Лекции 10, 11 (тема 3.1.1.):

Восприятие музыки и методика организации слушания

Сущность музыкального восприятия.Музыкальное восприятие как способность. Типы слушательской реакции на музыку. Творческий характер восприятия. Связь восприятия с музыкально-эстетическим вкусом. Особенности музыкального восприятия у школьников. Музыкальное восприятие как процесс.

Модели развития музыкального восприятия школьников в процессе обучения.Характеристика «технократической», «просветительской», «интонационной» моделей. Интонационный подход к музыкальному воспитанию как ведущая тенденция развития методики преподавания музыки и формирования у детей дифференцированного восприятия.

Методика организации слушания музыки. Структура процесса организации слушания музыки в соответствии со строением сонатного аллегро. Требования к вступительному слову учителя, процессу слушания, анализу-разбору, повторному слушанию, подведению итогов слушания.

Методы переинтонирования в организации слушания музыки. Методы и приемы интерпретации музыкального образа: художественно-изобразительной (рисование, абстрактное рисование, составление цветовой гаммы, цветовое моделирование развития музыки и др.), литературной (перевод музыкального письма, монолог-фантазия, сочинение, создание поэтических аналогий, создание программы развития образа и др.) и пластической. Методы эмоционального воздействия.

Литература: 4, 5, 6, 8, 13, 14. 16, 29, 30, 33, 39, 53, 54, 55,75, 81, 82, 87, 91.

Лекция 12 (тема 3.1.2.):

Музыкальная грамота в развитии восприятия музыки

Музыкальная грамота и музыкальная грамотность. Современные взгляды на сущность, объем, роль музыкальной грамоты в общеобразовательной школе. Музыкальная грамотность. Музыкальная грамота. Место музыкальной грамоты в современных программах.

Относительная система изучения музыкальной грамоты. Сущность относительной системы. Распространение относительной системы в России. Методики освоения относительной системы (П. Мироносицкий, Б. Тричков и др.). Относительная система в программах по музыке. Положительные и отрицательные стороны относительной системы с точки зрения массового музыкального воспитания.

Абсолютная система изучения нотной грамоты. Системы звуковысотности и метроритма. Общая характеристика.

Литература: 4, 6, 9, 15, 16, 20, 25, 33,43, 44, 47, 61,67, 85.


Лекция 13 (тема 3.2.1.):

Характеристика детского творчества. Значение художественно-творческой деятельности для развития ребенка. Творческая деятельность детей в процессе обучения. Критерии оценки детского творчества (Л.В. Школяр). Смысл «предуготовленности к творчеству». Проявления детского творчества на уроках музыки.

Метод моделирования художественно-творческого процесса.Понимание метода в широком и узком смысле. Сущность метода моделирования художественно-творческого процесса. Связь метода с проблемным методом. Связь метода со структурой творческого процесса: «синкретизм – анализ – синтез». Характеристика этапов (действий) реализации метода моделирования художественно-творческого процесса.

Лекция 14 (тема 3.2.2.):