Тематический план курса
Пояснительная записка. Цели и задачи дисциплины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.Ф.13 Теория и методика музыкального воспитания
История музыки и детского музыкального воспитания. Теория детского музыкального воспитания. Урок музыкального искусства в начальных классах. Методологические принципы и научные основы музыкального образования в начальной школе. Основные виды музыкальной деятельности младших школьников. Музыкальное воспитание во внеклассное время. Формы массовой и кружковой работы при организации музыкального досуга. Основные тенденции детского музыкального воспитания в современном мире. Музыкально-просветительская деятельность в начальной школе.
Содержание учебной программы курса «Теория и методика музыкального воспитания» направлено на овладение будущими учителями начальных классов основами организации музыкального воспитания младших школьников. Поскольку актуальным направлением в работе любой школы является обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии, учитель начальных классов должен знать особенности работы с таким контингентом школьников, в том числе – в области музыкального воспитания. В связи с этим часть дисциплины направлена на решение данной задачи. Программа рассчитана на студентов, не имеющих специальной музыкальной подготовки.
Дисциплина преподается в трех семестрах – 8-м, 9-м и 10-м. Содержание 8-го семестра посвящено вопросам теории музыкального воспитания. В 9-м семестре углубленно изучается собственно методика преподавания музыки в начальных классах. В 10-м семестре рассматриваются особенности музыкального воспитания младших школьников с проблемами в развитии.
Цель курса – подготовить специалиста, компетентного в области использования музыки в воспитательной, образовательной, развивающей и коррекционной работе с младшими школьниками, сформировать у будущего учителя начальных классов основы музыкально-педагогической культуры.
В процессе преподавания данного курса необходимо решить комплекс следующих основных задач: - сформировать у студентов интерес к музыкальному искусству и музыкально-педагогической деятельности; - ознакомить будущих педагогов с теоретическими и практическими основами музыкального воспитания младших школьников, в том числе – детей с проблемами в развитии; - создать условия для овладения студентами умениями и навыками организации музыкального воспитания учащихся.
По окончании курса «Теория и методика музыкального воспитания» студенты должны:
Знать: - значение, цель и задачи методики музыкального воспитания младших школьников, в том числе – детей с проблемами в развитии; - связь данного курса с другими науками и дисциплинами; - цель, задачи, принципы и содержание музыкального воспитания младших школьников; - возможности музыкального искусства в формировании и развитии личности ребенка; - организационные формы музыкального воспитания, особенности их структуры и содержания; - методы и приемы школьного музыкального образования; - современные программы по музыке для начальных классов.
Владеть: - профессиональными умениями и навыками (конструктивными, коммуникативными, организаторскими, прикладными) по осуществлению музыкального воспитания учащихся младших классов, в том числе – школьников с проблемами в развитии; - творческим подходом к музыкально-конструктивной, музыкально-коммуникативной и музыкально-организационной составляющим музыкально-педагогической деятельности; - музыкально-педагогическими исследовательскими умениями; - умениями и навыками музыкально-педагогического самосовершенствования.
Теоретическую и практическую базу для освоения теории и методики музыкального воспитания составляют знания и умения, полученные студентами в курсах общей и специальной педагогики и психологии, физиологии, клинических дисциплин и др. Комплекс теоретических знаний и практических умений, получаемых студентами в процессе данного курса, обеспечивает профессиональную направленность обучения будущих специалистов, работающих с учащимися начальных классов.
Тематический план на 8-й семестр
№ п/п | Модуль Раздел Тема | Количество часов | ||||
лек. | пр. занят. | лаб. занят. | сам. раб. | Всего | ||
Модуль 1: Теоретические основы музыкального воспитания школьников | ||||||
Раздел 1.1: Музыкальное воспитание: история и современность | ||||||
Тема 1.1.1: Введение в курс теории и методики музыкального воспитания | + | + | + | |||
Тема 1.1.2: Из истории музыкального воспитания | + | + | ||||
Тема 1.1.3: Проблемы и тенденции развития современного музыкального образования | + | + | ||||
Раздел 1.2: Цель, задачи, принципы и содержание музыкального воспитания | ||||||
Тема 1.2.1: Цель, задачи и принципы современного музыкального воспитания | + | |||||
Тема 1.2.2: Сущность и характеристика содержания музыкального обучения младших школьников | + | + | + | |||
Модуль 2: Организация музыкального воспитания младших школьников | ||||||
Раздел 2.1:Программы по музыке для младших школьников | ||||||
Тема 2.1.1: Концепция музыкального воспитания и программа по музыке Д.Б. Кабалевского: прошлое и настоящее | + | + | ||||
Тема 2.1.2: Содержание программы Д.Б. Кабалевского | + | + | ||||
Тема 2.1.3: Современные программы по музыке | + | + | ||||
Раздел 2.2: Методы и организационные формы музыкального воспитания | ||||||
Тема 2.2.1: Методы музыкального обучения | + | + | ||||
Тема 2.2.2: Урок музыки – основная форма организации музыкального обучения | + | + | + | |||
Тема 2.2.3: Внеклассная работа по музыкальному воспитанию школьников | + | + | ||||
Всего: |
Тематический план на 9-й семестр
|
Тематический план на 10-й семестр
№ П\П | Модуль Раздел Тема | Количество часов | ||||
лек | пр. занят | лаб. занят | сам. раб | Всего | ||
Модуль 6: Теоретические основы музыкального воспитания школьников с ЗПР | ||||||
Раздел 6.1:Музыкотерапия | ||||||
Тема 6.1.1: Музыкотерапия: предмет, возможности, традиции, задачи | ||||||
Тема 6.1.2:По страницам мировой истории музыкотерапии | ||||||
Раздел 6.2:Характеристика детей, занимающихся в классе коррекции | ||||||
Тема 6.2.1:История воспитания умственно отсталых детей | ||||||
Тема 6.2.2: Основные клинико-психологические формы происхождения ЗПР | ||||||
Модуль 7: Методика музыкального воспитания детей с ЗПР | ||||||
Раздел 7.1:Организация учебно-музыкальной деятельности в классах коррекции | ||||||
Тема 7.1.1:Особенности вокально-хоровой работы в коррекционных классах | ||||||
Тема 7.1.2:Особенности музыкально-ритмической работы в коррекционных классах | ||||||
Тема 7.1.3:Слушание музыки | ||||||
Тема 7.1.4:Игра на детских музыкальных инструментах в коррекционных классах | ||||||
Тема 7.1.5:Импровизация как вид музыкальной деятельности в коррекционных классах | ||||||
Раздел 7.2:Организация коррекционной работы средствами музыки вне занятий со школьниками с ЗПР | ||||||
Тема 7.2.1:Фольклорная работа в начальной школе с детьми с проблемами | ||||||
Тема 7.2.2:Музыкальное воспитание детей с проблемами в условиях семьи | ||||||
Всего |