Слияние цикла в одночастный.
Сонатно-симфонический цикл.
Циклические формы с малым количеством частей.
Цикл – (от греч.– «круг») – музыкальная форма, состоящая из нескольких связанных единством замысла, самостоятельных по строению частей. Различают циклы с малым количеством частей (сонатно-симфонический цикл, концерт, циклы прелюдий и фуг, старинная сюита) и большим количеством частей (цикл инструментальных или вокальных миниатюр, часто программного характера). Принципами объединения частей являются контрастное сопоставление или взаимодействие частей цикла в отношении образно-тематического, жанрового, интонационно-тематического содержания, тонального плана.
В циклах с малым количеством частей жанры претворяются обобщенно, контрасты углублены до конфликтов, существуют устоявшиеся формы частей, тональный план. Может быть «сквозная» драматургия, слияние цикла в одночастную форму. В такой циклической форме пишутся сонаты, симфонии, концерты.
Форма симфонии складывалась постепенно, предшественниками были оперные увертюры, концертные сюиты. От сюиты симфония восприняла многочастность и контрастность частей, от увертюры – принцип построения 1-й части. Количество частей было разным (2-5 частей и более). Четырехчастный цикл утвердился в творчестве венских классиков Й. Гайдна, В. Моцарта во 2-й половине 18 века.
1 часть обычно писалась в форме сонатного Allegro.
2 часть – обычно медленная, здесь отсутствуют контрастность, конфликтность образов, это отдых, раздумье, созерцание (лирическая часть, Adagio).
3 часть – Скерцо, шутливого характера, танцевальная, оживленная (3-хчастная форма).
4 часть – Финал – подвижная, опирающаяся на народно-танцевальные мелодии, в форме рондо, рондо-сонаты, с применением полифонических приемов развития. Содержит общую коду.
Симфония может отражать все многообразие жизни, ее кипучее движение, борьбу и, вместе с тем, глубокую связь различных явлений жизни.
В симфониях композиторов 19-20 веков порядок и характер частей не всегда соответствует классическим: скерцо может быть 2-й частью, а медленная часть – 3-й.
Л.Бетховен заложил традицию сближения жанра симфонии с кантатой и ораторией. (Например, 9 симфония).
С середины XIX века в жанрах симфонической поэмы и инструментального концерта наблюдается слияние цикла в одночастную форму. Произведение исполняется без перерыва, его фрагменты или разделы не могут быть исполнены отдельно. Нередко используется трехчастная структура, где 1-й раздел аналогичен 1 части сонаты или концерта, средний – 2-й части (медленный темп), заключительный имеет жанровые признаки финала.
Встречается и 4-хчастная структура, где 1 часть = 1 части драматической симфонии, 2-й раздел = Adagio (Andante), 3-й = скерцо (иногда 2 и 3 части меняются местами), 4-й раздел = финалу симфонического цикла.
Примеры:
Моцарт В. Симфония № 40.
Бетховен Л. Соната № 14 для фортепиано, Симфония № 5.
Бетховен Симфония № 5
Вивальди А. «Времена года»
Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз»
Сюита –(от фр.– «ряд», «последовательность») –циклическая форма, состоящая из нескольких тематически различных, самостоятельных частей, обладающих либо жанровой общностью (танцевальная сюита), либо подчиненных программному замыслу.
Старинная сюитаизвестна с 15 века как инструментальное произведение (для лютни или клавира) и танцевальное (так называемая «французская сюита» 15-17 веков начиналась с медленной части, а «итальянская» – с быстрой). Строится по принципу контраста темпов: аллеманда - куранта – сарабанда – жига.
С 18 века количество частей в сюите увеличивается, обновляется содержание, включаются новые танцы. Музыка теряет прикладной характер. В 19 веке создаются программные сюиты, музыка к спектаклям, оперным и балетным, в 20-м веке – к кинофильмам.
В циклах с большим количеством частей используют принцип контрастного сопоставления частей, связь с танцем, песней, программность.
Каждый цикл представляет собой единый художественный организм, в основе которого – общий художественный замысел, ведущая идея, а иногда – какой-либо сюжет.
Части цикла представляют собой отдельные этапы становления идеи развития замысла, сюжета. Поэтому полностью художественное содержание каждой части можно понять лишь в контексте целого. Единство цикла обеспечивается и композиционными техническими средствами:
- тематическими связями – проведением в различных частях цикла каких-либо тем;
- интонационным сходством (в разных частях);
- тональными связями (единством тональностей, симметрией и функциональным соподчинением главных тоник частей);
- темповыми связями – темповой симметрией, постепенным ускорением или замедлением темпа, либо поляризацией, обострением темповых соотношений;
- структурной связью (единством структуры, симметрией частей, обобщающими свойствами финала (аналогично 3-хчастной форме)).
Циклы с большим количеством частей:
Чайковский П. «Времена года»
Шуман Р. «Карнавал»
Бах И.С. Английские и французские сюиты
Бизе Ж. - Щедрин Р. «Кармен–сюита»
____________________________________________________________________________