Скрытый диктофон

В работе под маской в «ролевом репортаже» редко удается вести систе­матические и подробные записи, как при обычном, открытом интервью, или же на некоторых этапах расследований.

Некоторые журналисты используют скрытый диктофон, но большинство предпочитает в таких случаях не рисковать, и просто запоминать. После важ­ного разговора авторы долго вспоминают и систематизируют услышанное.

Однако бывают ситуации, когда игра — дело нешуточное. Так, когда обо­зреватель «Московских новостей» Наталья Геворкян решила сделать разоб­лачительный материал о «подвигах» ОМОНА в Риге, ей пришлось действо­вать в образе переводчицы своих иностранных коллег-журналистов, оста­вив все документы.

Она записывала на магнитофон, делала пометки в блокноте якобы для того, чтобы потом «исправить ошибки в переводе»:

«Помогло мне то, что я очень хорошо знаю английский. Такой вот полу­чился театр. Настоящее актерство».

У журналистов, собирающих компрометирующие сведения,

довольно часто возникает проблема «скрытого диктофона»

Человек может категорически отказаться говорить под диктофон. При­знавая его право на отказ, многие журналисты, тем не менее, свидетельства записывают скрытно. Этот не совсем корректный поступок иногда бывает оправдан: не используя текст разоблачения в материале, не называя имени, журналист «на всякий случай» (на случай суда) имеет свидетельство, что встреча состоялась, что «герою» или жертве предоставили возможность из­ложить свою точку зрения.

Если журналист гарантирует человеку неразглашение его имени или обе­щает не использовать точного и адресного цитирования его слов, не демон­стрировать в тексте диктофонную запись как документ — это условие надо затем соблюсти, использовать информацию как косвенную.

Резюме

Традиционно, использование метода перемены профессии добавляет ве­сомости суждениям журналиста по конкретной ситуации.

Противники этого метода уверены, что журналисты не имеют права об­манывать людей ни при каких обстоятельствах. Известно, однако, кредо од­ного из классиков метода, Гюнтера Вальрафа: «Чтобы сорвать маску с этого общества, надо замаскироваться».

Интересно, что решение одного из многочисленных судов, на котором вы­ступал ответчиком репортер, перекликалось с его девизом: суд признал, что автор имеет право «путем смены обличья собирать информацию, в выявлении которой заинтересована общественность»; метод этически оправдан, если цель его использования — защита людей от злоупотреблений властью.

Несомненно, однако, что ролевой репортаж выдвигает дополнительные требования к профессионализму журналиста: тут подразумевается особый актерский талант, требуется психологическая выдержка, подчас — физиче­ская выносливость. И, конечно же — повышенная осмотрительность и обо­стренное этическое чутье.

В каждой редакции должны быть выработаны четкие, даже жесткие кри­терии для определения границ дозволенного при пользовании «скрытым пером». Необходимо ставить заслон обману, подлогу, неблаговидным по­ступкам, совершенным под маской.