Простая трёхчастная форма
Простая двухчастная форма
Принципы повторности, варьирования и контраста в танцевальных формах.
Развитие музыкального материала может осуществляться на основе:
· принципа повтора (тождества),то есть точного повторения музыкального построения в неизмененном виде;
· принципа видоизмененногоповтора ( варьированный, вариантный повтор или секвенция). В первом случае повтор содержит незначительные изменения материала, во втором - более существенные, качественные изменения, но оставляющие материал узнаваемым. Секвенция предполагает повтор материала на другой высоте с сохранением мелодико-ритмической структуры;
· принципа контраста - сочетания разного музыкального материала, сопоставление (дополняющее, оттеняющее или конфликтное)
________________________________________________________________
Простая двухчастная форма -форма, состоящая из 2-х периодов с обязательным контрастным началом второго. Контраст этот может быть двух типов:
- сопоставление (новый интонационный материал) - ч.н.полька «Танцуй»;
- развитие на активном преобразовании материала 1-го периода - Танец Царевны (Римский-Корсаков «Шехерезада»).
Если 2-е предложение 2-го периода имеет повторение материала 1-го периода, то форма в целом - репризная, а если повтора нет - безрепризная.
Простая двухчастная форма может иметь вступление и коду.
Простая двухчастная форма:
Равель М. «Болеро» - Тема
Фибих З. Поэма
Шуберт Ф. Экосезы соч.18
Шопен Ф. Прелюдия соч. 28: №13, 21
Бах И.С. Менуэты G-dur, d -moll
Бетховен Л. Экосез G-dur
Простая трёхчастная форма - форма, состоящая из 3-х частей, где крайние - в форме полного периода, а средняя - период или построение сквозного характера.
Середина м.б. 4-х типов:
- переход (основан на доминантовой тон-ти, представляет собой развернутую связку между 1 и 3 разделами).
- варьированная, или вариант 1 части;
- развивающее-разработочная;
- на новой теме.
Для середины типична тональность D группы. Завершается чаще доминантовым предыктом. Если заканчивается Т, то между серединой и репризой вводится связка.
Реприза м.б. точная или варьированная, динамизированная (с активным преобразованием темы, с изменением масштаба, гармонии, формы).
Реже встречается простая 3-хчастная безрепризная (АВС) форма, где отсутствие репризы компенсируется слабым контрастом частей, единством фактуры, ритма.
Простая трехчастная форма может иметь достаточно развитые вступление и коду.
Схемы строения:
a - a1 - a2
a – b – c
а – b - b1
a – b – a (a – b – a1)
Простая трехчастная форма :
Вебер К. Вальс из оперы «Волшебный стрелок»
Григ Э. «Пер Гюнт» Танец Анитры
Шопен Ф. Мазурки: соч. 24, №5; соч. 30, № 1, № 3; соч. 55, № 2, соч. 67, № 2; соч. 68, № 4
Шопен Ф. Прелюдии № 12, 1
Григ Э. Ноктюрн до мажор
Чайковский П. «Спящая красавица»: Фея Щебечущая канарейка, Вариация Феи Серебра
__________________________________________________________________________