Части музыкальной формы и их функции, типы изложения музыкального материала.
Простые музыкально-танцевальные формы
Программная музыка. Примеры.
Термин «программная музыка» был введен Ф. Листом для произведений, в основу которых легли литературные или повествовательные идеи, сюжеты, либо в которых обозначен при помощи заголовка какой-либо образ, настроение, жанр. Программный заголовок помогает раскрыть то, что недоступно выразить музыкой. Примерами могут служить:
«Ночь на лысой горе» (Симфоническая картина) М. Мусоргского, Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. Чайковского, Римский-Корсаков Н. «Шехерезада»,
«Времена года» А. Вивальди и др.
Простые музыкальные формы: период, простая одночастная, простая двухчастная, простая трехчастная.
Музыкальная форма - это воплощение определенного идейно-эмоционального образного содержания выразительными средствами музыкального языка (типичными для той или иной народно-национальной культуры в определенную историческую эпоху), осуществляемое в живом звучании.
Классификациямузыкальных форм в историческом аспекте, от средневековья до ХХ века:
- тексто-музыкальные (музыкально-текстовые, строчные) формы средневековья, Ренессанса;
- вокальные формы XIX-XX вв.;
- инструментально-вокальные формы барокко;
- инструментальные формы барокко;
- классические инструментальные формы;
- оперные формы;
- музыкально-хореографические формы балета;
- музыкальные формы XX в.
Танцевальное искусство использует как прикладную танцевальную музыку, так и произведения, не предназначенные для танца.
Функции частей:
- вступительная
- экспозиционная
- связующая
- серединная
- репризная
- заключительная
Из них самостоятельные типы изложения имеют функции: экспозиционная, серединная и заключительная. Данные функции могут выступать в произведении как общие (на крупном масштабном уровне) и местные (на мелком). Сочетание разноуровневых функций приводит к многофункциональности разделов музыкальных форм.
Р.Захаров, В.Панферов и другие хореографы выделяют части танцевальной композиции (обычно их от 3-х до 5):
· экспозиция
· завязка
· развитие действия
· кульминация
· завершение, развязка
Единство музыки и танца проявляется в эмоционально-образном единстве содержания, соответствии темпа, ритма. Движения, позы, танцевальные группы, рисунки танца должны соответствовать музыкальным особенностям музыкального произведения.
Музыкальная тема - законченная по смыслу музыкальная мысль, выразительная и рельефная, способная к развитию средствами музыкального языка, ко всяческим видоизменениям, варьированию, преобразованиям, образным перевоплощениям.