Методика обучения.

Принципы обучения дошкольников декоративному рисованию.

(Г.Г.Григорьева, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина)

 

1. Обучение должно строиться по мотивам НДПИ (народного декоративно-прикладного искусства), т.е. на основе высокохудожественных образцов, достойных подражания.

2. Первоначальное обучение должно осуществляться на материале близкого (краевого, регионального) народного искусства; затем знакомить с различными промыслами нашей страны и орнаментами других стран.

3. Соблюдать принцип усложнения элементов, орнаментов, форм, на которых создается узор и т. д.

4. Принцип индивидуального подхода, учета индивидуальных предпочтений, склонностей дошкольников.

5. Принцип интеграции не только художественных видов деятельности: изобразительной (лепка, аппликация, рисование), музыкальной, театрализованной, - но и игровой, речевой, экологической, трудовой и т. д.

6. Принцип активного вовлечения детей в разнообразную художественно-творческую деятельность;

7. Принцип включения выполненных детьми работ в жизнь детского сада: создание эстетической среды, оформление и проведение праздников и досугов.

 

 

 

Существует несколько разновидностей декоративного рисования:

1. Создание произвольных узоров (на геометрических формах (полосе, круге, квадрате, розетке и т.д.), на силуэтах (фартучек, варежка, шапочка и т.п.).

2. Рисование по мотивамнародных росписей ( с использованием разнообразных орнаментов (геометрического (Дымка и др.), растительного (Хохлома, Городец, Полхов-Майдан и др.) как на геометрических формах и силуэтах, так и на объемных формах.

3. Декоративно-оформительское рисование.

 

Методика в этих видах рисования имеет отличия.

I. В первом случае дошкольников знакомят с принципами композиционного размещения узора (чередование, симметрия, ритм, подчинение узора форме предмета и др.) и учат располагать орнамент на различных формах.

*** Добавить материал про принципы составления орнамента

*** Показ таблиц, детских работ.

 

 

II. Второй вид занятий осуществляется циклами, по нескольким этапам:

1. Подготовительный (идет ознакомление с промыслом, его историей, основными предметами, их функциональным назначением, материалом и особенностями изготовления, колоритом, характерными элементами росписи).

Методы и приемы:

· рассматривание произведений НДПИ, репродукций;

· искусствоведческий рассказ педагога,

· беседы с детьми;

· организация и проведение выставок в ДОУ,

· посещение музеев.

 

2. Этап копирования элементов росписи(то есть идет целенаправленное обучение способам рисования). /3-5 занятий/

Методы и приемы: наряду с рассматриванием произведений НДПИ, репродукций, на занятиях обязательно должны присутствовать вариативные эскизы, выполненные воспитателем. По сути, - это многочисленные образцы различных элементов росписи. Нужны и динамические таблицы, то есть последовательность (алгоритм) выполнения узора. Методы и приемы: Обязателен показ приемов рисования. В самостоятельной деятельности ребенок в точности повторяет действия воспитателя, то есть копирует образец. Затем несколько раз повторяет его. Каждый элемент рассматривается и копируется на занятии отдельно (по 1 на каждое занятие). Чтобы детям не было скучно выполнять одно и то же действие, должно быть обыгрывание, например, использование образца с прорезью. Воспитатель или дети вставляют в прорезь рисунки, в результате чего образец приобретает законченный вид.

*** Показать детские работы с этапа копирования элементов

разных росписей.

*** Показать Дымковскую барышню с набором рисунков к её

юбке.

 

3. Этап подражания. /2-3 занятия/

Методы и приемы: детей учат составлять характерный для того или иного промысла узор из уже усвоенных элементов. На этом этапе также при помощи вариативных эскизов детей знакомят с характерной композицией (кайма, гирлянда, венок и др.). При помощи фланелеграфа (или пособия его заменяющего – в настоящее время есть специальные доски, к которым рисунки крепятся на «липучке»), панно (или в аппликации) детей учат составлять (выкладывать из готовых элементов) узор, компоновать элементы, находить наиболее удачное и соответствующее традиции промысла композиционное решение. Предлагая для росписи различные формы (как геометрические, так и силуэтные), детей учат чувствовать форму, вписывать узор в силуэт. На этом этапе происходит тренировка изображения, а также обучение детей придерживаться цвета, характерного для той или иной росписи.

Может быть проведено занятие по росписи объемных форм (соответственно, на предыдущих занятиях дети знакомились и лепили по мотивам той или иной народной игрушки). Сохранение обыгрывания, использования игровых ситуаций («Город мастеров», «Умельцы»). Эмоционально-эстетическая оценка детских работ проходит в игровой форме («Ярмарка») – важно, чтобы ребенку нравилась его работа.

*** Показать детские работы.

 

4. Творческое использование элементов в самостоятельной декоративной композиции. /1-2 занятия/

Методы и приемы: Дошкольники рисуют по собственному замыслу. Рисунки с предыдущих занятий могут служить эскизами.

На этом этапе дошкольникам предоставляется большая свобода:

· В выборе силуэта, формы, листа бумаги;

· В выборе элементов;

· В составлении собственного узора по мотивам росписи.

Работы детей могут оформляться в выставки. Весь цикл занятий может закончиться досугом, праздником (интеграция с музыкальной, театрализованной, игровой деятельностью детей).

 

III. Третий вид декоративного рисования – декоративно-оформительская деятельность детей.

· Подарки мамам и другим родным;

· Украшение помещений к праздникам;

· Создание костюмов и атрибутов к праздникам и досугам (фартуки, кокошники, воротники, бусы и т.д.)

В этом виде декоративного рисования главную роль выполняет мотивация!

Методика проведения таких занятий мало отличается от проведения занятий предметным или сюжетным рисованием.

Беседы с детьми предваряют занятие (Напомнить дошкольникам о предстоящем мероприятии – мотив! Нацелить на создание работ для украшения (групповой комнаты, музыкального зала, холлов и тп.), для подарков и тд.). Рассматривание иллюстративного материала, фотографий и т.п. на тему праздника

*** Показать детские работы.

 

Декоративно-прикладная деятельность осуществляется в самых разнообразных формах и, как правило, распадается на различные этапы (на занятиях, в процессе труда, в самостоятельной художественной деятельности) воспитатель с детьми беседуют (например, о предстоящем празднике), задумывают композицию, создают эскизы оформления, выполняют творческие задания (возможно совместно со взрослым), на занятиях рисуют, наклеивают и т.п., затем с помощью педагога оформляют работы (в рамки, создают панно, на листах обоев и т.п.), и как последний этап – участвуют в оформлении помещения (группы, зала).

Методы и приемы обучения детей будут соответствовать тем видам деятельности (лепке, аппликации, рисованию и так далее), которыми занимаются с дошкольниками. Особенность будет в том, что на всех этих занятиях присутствует единство темы, целей и задач.

 

Работа по декоративному рисованию достигнет нужной цели только при условии связи рисования с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающем мире красивые вещи, нарядные узоры.