Для чего необходимо декоративное искусство в повседневной жизни?
Декоративное рисование.
Лекция 11
Геометрический калькулятор
Вычисление массоцентровочных характеристик тел
КОМПАС позволяет осуществлять расчеты массы и объема детали(сборки), координаты центра масс, плоскостных, осевых и центробежных моментов инерции. Возможен расчет плоских фигур, тел вращения и тел выдавливания. При расчете объемных тел можно выбирать значения плотности материала из справочной базы или вводить их с клавиатуры. Все расчеты производятся в текущей или специально назначенной системе координат.
Например, команда «Вычислить массоцентровочные характеристики тела выдавливания» позволяет вычислить массы и объем детали(сборки), координаты центра масс, плоскостные, осевые и центробежные моменты инерции.
Одним из способов задания числовых параметров графических объектов является снятие значений параметров с уже существующих объектов. Для этого используется так называемый геометрический калькулятор.
Команды геометрического калькулятора доступны в контекстном меню поля ввода числового параметра, если в этом поле не находится текстовый курсор. Набор команд зависит от типа параметра.
После вызова команды геометрического калькулятора требуется указать объект, параметры которого требуется снять: установить курсор так, чтобы его ловушка захватывала нужный объект, и нажать клавишу Enter или левую кнопку мыши.
Во время работы геометрического калькулятора изменяется Панель свойств. Все имеющиеся на ней вкладки заменяются одной, название которой соответствует выбранной команде геометрического калькулятора, а на панели геометрического калькулятора остаются кнопки Прервать команду и Справка.
План лекции:
1. Декоративно-прикладное искусство. Особенности и значение для развития личности ребенка и его творчества.
2. Общие задачи обучения детей дошкольного возраста декоративному рисованию.
3. Принципы обучения дошкольников декоративному рисованию.
4. Методика обучения.
В ряду изобразительных искусств видное место занимает декоративное искусство. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека.
Оно призвано эстетически формировать, оформлять его быт и среду обитания (то есть украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир).
Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества и связано с историей данного народа, его обычаями, обрядами, празднествами, с хозяйственной и промысловой деятельностью. С глубокой древности человек в своем сознании утверждал принципы единства пользы, целесообразности и красоты, единства материальной и духовной ценности, единства утилитарного и художественного.
Каждая историческая эпоха, выдвигая особые эстетические требования к материальной среде, содержала особые представления о красоте и создавала неповторимое декоративное искусство.
Отдельную отрасль декоративного искусства составляет народное декоративно-прикладное искусство – народные художественные ремесла и промыслы.
Наиболее яркими особенностями народного прикладного искусства исследователи (Александра Платоновна Усова, Юрий Васильевич Максимов, М.Н.Каменская, Б.В.Нешумов, С.Д.Щедрин и др.) считали:
1. Связь с природой, бытом и трудом (народное искусство живет наблюдением природы родного края и окружающей жизни, все это – неиссякаемый источник для народного творчества).
2. Обобщенность и конкретность образов (меткость, продуманность, правдивость характеристик);
3. Предельная лаконичность формы (главное выражено особенно чётко, всё второстепенное отбрасывается);
4. Красочность и декоративность;
5. Сюжетность и орнаментальность изображений ( изображения животных, птиц, человека, а также растительные, геометрические и др. виды орнаментов);
6. Традиционность (преемственность художественных навыков и устойчивое сохранение на протяжении длительного времени наиболее характерных образов, форм и мотивов);
7. Выразительность художественного образа, совершенство композиции;
8. Единство эстетического и утилитарного;
9. Разнообразие фактуры материалов (умелое использование природной красоты материала).
Исследователи народного искусства (В.Н.Василенко, В.С.Воронов, Н.И.Каплан, Т.С.Комарова, М.А.Некрасова, Т.Я.Шпикалова и др.) отмечали (в добавление к уже названным) и такие черты народного искусства:
10. Коллективный характер творчества (любой труд носит коллективный
характер, изделия традиционно создавались коллективом (семьёй)).
11. Коммуникативность.
12. Гуманность, человечность (в российском народном искусстве нет
батальных, кровопролитных сцен; предметы выполняли функцию
украшения домашнего быта (Хохлома, Городец, Жостово и т.д),
увеселения и развлечения детей (Деревянные игрушки: матрешки,
богородские; Глиняные игрушки: Дымка, Филимоново, Каргополь и
др.).
13. Синкретичность, то есть синтез различных видов народного
искусства (Глиняная игрушка: лепка и роспись).
В исследованиях отечественных педагогов (Н.С.Александровой, З.А.Богатеевой, Быховец, О.О.Дроновой, Т.С.Комаровой, А.В.Молчевой, Ратановой, А.П.Усовой, Е.А.Флериной и др.) отмечается многостороннее значение народного искусства на развитие личности ребенка-дошкольника (*** общее *** - это в лекции можно не читать):
1. Важную роль народное искусство играет в воспитании детей. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые образные представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств.
** А.П.Усова отмечала, что «маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».
2. На основе знакомства с народным искусством дети приобщаются к миру прекрасного, усваивают эталоны красоты. Произведения народного прикладного искусства способствуют художественному развитию детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых работ.
** А.П.Усова: «Изобразительное народное искусство, сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного на родном и близком».
3. Народное искусство способствует развитию таких психических процессов как: восприятие, образное мышление, воображение; способствует формированию эмоционально-положительного отношения к произведениям народного искусства.
4. На материале народного искусства происходит удовлетворение интеллектуально-познавательной потребности. Познание искусства строится на:
· познании свойств материалов;
· восприятии и анализе;
· выделении характерных особенностей, сравнении, определении сходства, сопоставлении различий;
· уподоблении, обобщении.
5. Удовлетворение потребности в общении. Работа строится так, чтобы дети могли свободно общаться друг с другом и со взрослыми, высказывать свои мысли и предположения, выслушивать друг друга.
6. Удовлетворение потребности в самоутверждении: овладев способами действия ребенок чувствует себя уверенным и независимым в своих творческих проявлениях. Образцы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом, обогащают графическую выразительность работ.
7. Выполнение собственных поделок по мотивам произведений народного искусства требует от детей трудолюбия, развиваются умения и навыки, дети учатся целесообразно использовать материал.
8. Усвоение народной мудрости, духовного богатства народного искусства воспитывает бережное отношение к природе.
9. В ознакомлении с народным искусством содержится и терапевтический эффект: эмоционально-положительная обстановка, чувство умелости, успех в деятельности, - все это приносит ребенку удовольствие, а созерцание ярких красок и узоров народных игрушек веселит и радует детей.
Задачи обучения дошкольников декоративному рисованию:
(Е.Г.Ковальская, Т.С.Комарова)
1. Формирование у детей интереса к предметам искусства в быту, развитие умении видеть в них красивое;
2. Обучение детей различным приемам изображения декоративного (растительного или геометрического) узора; характерных элементов народных росписей;
3. Ознакомление с элементами композиции (чередование, симметрия, ритм, подчинение узора форме предмета и др.). Обучение несложному композиционному построению узора на бумаге разного размера, формы, на объемных предметах;
4. Воспитание у дошкольников чувства цвета при подборе цвета в узоре в зависимости от цвета фона, при использовании характерных цветов для каждой конкретной росписи;
5. Воспитание самостоятельности, активности, инициативы, творчества.