Знакомство с ситуацией

Первое впечатление о ситуации (как и первое впечатление о человеке при проведении обычного интервью) очень важно.

Порой журналист очень существенно корректирует намеченный план действий. Это случается, порой неожиданно, при первых же контактах с незнакомым окружением, в тех случаях, когда обнаруживается, что пробле­ма лежит вовсе не в той плоскости, как виделось, когда автор проводил предварительную работу, только готовился к ролевому репортажу.

Как и в случае с интервью, в ролевом репортаже нельзя надеяться на

единственно правильные ходы, намеченные в стадии подготовки.

Ведущий метод работы — подготовленная импровизация

Работая в стиле «ролевого репортажа», лишний раз не стоит заострять внимание на теме своего будущего выступления.

Журналист меняет профессию, надеясь выявить и показать читателю

какие-то ситуации, характерные для той «среды обитания», в которую внедрился

Его задача — чисто репортерская: «воочию», наглядной «картинкой» представить своему читателю «кусочек жизни». Только на сей раз это не взгляд со стороны, главным действующим лицом выступает сам журналист.

В ролевом репортаже выделяются два направления:

«Изучение явления «изнутри».

«Испытано на себе».

Репортеры действуют вместе со своими героями. Другой вариант — ав­тор выступает в роли «подопытного кролика», пробуя на себе сложности, тя­готы и привычные заботы людей определенного круга.

Наиболее сложная смена профессии — долговременное

внедрение в определенную среду

Например, репортер проводит не «три дня в такси», а год в роли наем­ного рабочего-турка. Так поступил «король ролевого репортажа» середины XX века немецкий журналист Гюнтер Вальраф: он ежедневно гримировал лицо и руки, выкрасил волосы, носил контактные линзы, превращая свои голубые глаза в темно-карие...

Первостепенно важным для успеха ролевого репортажа оказывается умение общаться, не просто разговаривать с людьми, вежливо просить их сообщить какую-то информацию. Ведь в подавляющем большинстве случа­ев репортеры стараются добыть скрытую информацию, сведения, о которых люди хотели бы умолчать, либо преподнести их с большими оговорками.

Репортеры — люди, обычно, «коммуникабельные», общительные, уме­ющие расположить к себе собеседника, о чем подробно речь шла в преды­дущем разделе). Показателен совет опытного интервьюера и репортера Александра Бека:

«Во время общения и беседы обязательно подбадривайте рассказываю­щего выражением заинтересованности, изумления, восклицаниями «Вот как!», «Это интересно!» и т.д.

И, глядишь, твой собеседник разойдется, одолеет смущение или какие-то другие свои тормоза...»