Знакомство с ситуацией
Первое впечатление о ситуации (как и первое впечатление о человеке при проведении обычного интервью) очень важно.
Порой журналист очень существенно корректирует намеченный план действий. Это случается, порой неожиданно, при первых же контактах с незнакомым окружением, в тех случаях, когда обнаруживается, что проблема лежит вовсе не в той плоскости, как виделось, когда автор проводил предварительную работу, только готовился к ролевому репортажу.
Как и в случае с интервью, в ролевом репортаже нельзя надеяться на
единственно правильные ходы, намеченные в стадии подготовки.
Ведущий метод работы — подготовленная импровизация
Работая в стиле «ролевого репортажа», лишний раз не стоит заострять внимание на теме своего будущего выступления.
Журналист меняет профессию, надеясь выявить и показать читателю
какие-то ситуации, характерные для той «среды обитания», в которую внедрился
Его задача — чисто репортерская: «воочию», наглядной «картинкой» представить своему читателю «кусочек жизни». Только на сей раз это не взгляд со стороны, главным действующим лицом выступает сам журналист.
В ролевом репортаже выделяются два направления:
«Изучение явления «изнутри».
«Испытано на себе».
Репортеры действуют вместе со своими героями. Другой вариант — автор выступает в роли «подопытного кролика», пробуя на себе сложности, тяготы и привычные заботы людей определенного круга.
Наиболее сложная смена профессии — долговременное
внедрение в определенную среду
Например, репортер проводит не «три дня в такси», а год в роли наемного рабочего-турка. Так поступил «король ролевого репортажа» середины XX века немецкий журналист Гюнтер Вальраф: он ежедневно гримировал лицо и руки, выкрасил волосы, носил контактные линзы, превращая свои голубые глаза в темно-карие...
Первостепенно важным для успеха ролевого репортажа оказывается умение общаться, не просто разговаривать с людьми, вежливо просить их сообщить какую-то информацию. Ведь в подавляющем большинстве случаев репортеры стараются добыть скрытую информацию, сведения, о которых люди хотели бы умолчать, либо преподнести их с большими оговорками.
Репортеры — люди, обычно, «коммуникабельные», общительные, умеющие расположить к себе собеседника, о чем подробно речь шла в предыдущем разделе). Показателен совет опытного интервьюера и репортера Александра Бека:
«Во время общения и беседы обязательно подбадривайте рассказывающего выражением заинтересованности, изумления, восклицаниями «Вот как!», «Это интересно!» и т.д.
И, глядишь, твой собеседник разойдется, одолеет смущение или какие-то другие свои тормоза...»