Мгновенные перевоплощения
Особенно очевидна «помогающая игра» в звездных интервью, работающих на имидж. Собеседник нередко, импровизируя, выдумывает, намекает на что-то, чего в действительности не было, либо не было в таком масштабе... А журналист, не впадая в пафос разоблачения, лишь намекнув, что собеседник «привирает», (например, показав свою реакцию), продолжает работать свободными («шаловливыми», по определению одного репортера) вопросами, ловко поддерживает игровое состояние собеседника, создает ему комфортную ситуацию общения.
Идеи «мгновенных перевоплощений» часто возникают спонтанно. Все понимающий журналист вдруг на секунду становится иным, нарочито демонстрируя нечуткость, нравственную черствость: «А если бы сразу спрыгнул, спасая себя?» — На меня смотрели серые удивленные глаза... Как это так, — «спрыгнул»? Само собой разумелось, что в момент аварии машинист должен сделать все для спасения людей, а уж потом подумать о себе...» (А. Аграновский).
Надо заострить беседу, и, пожалуйста, — провокационный вопрос, во всем поддакивавший собеседник вдруг надел маску «противника», высказал «враждебное мнение» («...И все-таки, я вот сейчас вас слушаю и думаю... А зачем? Может быть, не надо, а?...»).
Импровизация — составная часть большинства интервью, и без «роли» тут редко обходится. Есть роли постоянные — имидж интервьюера, проявление авторской индивидуальности («Вопросы мои и не мои... Я так спросить не мог...» — как рассуждал однажды известный интервьюер, сравнивая свою работу с беседами с теми же героями других журналистов).
Сегодня всерьез говорят и пишут о том, что театральные приемы можно продуктивно использовать для подготовки к интервью, тренируя восприимчивость, учась продуктивно использовать паузы (моменты «слушания»), концентрируя внимание — оценивая, готовясь к поправкам, к неожиданной «роли», импровизации.
Все это делается, чтобы уверенно вести собеседника лабиринтами интервью. Есть и другие варианты «личин», и другие причины, по которым надевают «маску» во время профессиональной беседы.
Партнер, с которым общается журналист — не пассивный объект восприятия, а живой человек, имеющий свои цели, свои представления о характере взаимодействия, а главное — способный решительным образом повлиять на то, как мы его увидим.