Компоновка

Лекция №7-8

CAD – автоматизация конструкторского проектирования

 

Конструирование ГТУ всегда начинается с компоновки, которая чаще всего является продольным разрезом двигателя. Известны случаи выполнения трехмерных компоновок, но они сравнительно редки. Существует мнение, что применение для нее пространственных чертежей нецелесообразно, так как значительно увеличивается трудоемкость работы без большой необходимости. Очевидно, что решение надо принимать отдельно в каждом конкретном случае.

Техническим заданием (ТЗ) для компоновки является схематический чертеж ГТУ, полученный при выборе его оптимальных параметров. При автоматизированном проектировании компоновка сначала прорабатывается начерно на одной из графических систем. Затем производится ее декомпозиция и распределение узлов по отделам. Готовые технические задания для отделов помещаются в банк изделия, а оттуда по локальной сети поступают в соответствующие отделы.

Использование современных технологий при конструировании ГТУ возможно в трех вариантах:

* когда имеющиеся на предприятии чертежи и другая конструкторская и технологическая информация помещается в среду PDM - путем сканирования, векторизации, разбиения на слои и блоки, позволяющие выделять из общих видов сборочные чертежи узлов, рабочие чертежи деталей и т.д. Такого рода электронный атлас используется как база для разработки новых ГТУ.

* когда пространственные модели деталей и узлов и ГТУ в целом формируются на основе параметризованных заготовок, накапливаемых в базе конструкторской информации предприятия (в банке знаний).

* когда конструкция создается вновь (концептуальное проектирование) на основе предлагаемой ниже методологии.

При традиционном проектировании ГТУ конструктору приходится выполнять очень много эскизных работ, особенно на начальной стадии. Новые ГТУ обычно проектируются на базе прототипов. При использовании бумажной технологии конструктору приходится проделывать одну и ту же работу (компоновка, ее уточнение) несколько раз. В отличие от этого предлагаемый метод позволяет значительно сократить работу конструктора при моделировании узлов ГТУ. Работа ведется по принципу детского конструктора, но здесь вместо кубиков собираются электронные модели узлов и агрегатов ГТУ. Перед сборкой создается база данных с моделями элементов (узлов, агрегатов, сборочных единиц, деталей). Для того, чтобы сборочный процесс был эффективен при проектировании разных ГТУ, в каждой модели выделяются общие свойства и классифицируются детали и узлы (например, компрессоры бывают осевыми, центробежными и диагональными). Создание базы данных и моделирование ГТУ производится, например, с помощью системы ADEM, КОМПАС-график, Autocad, SolidWorks, Pro/Engineer, Unigraphics, T-FLEX, Solid/Edge (Intergraph), Сimatron или другой CAD/CAM/CAE-системы. Из всех систем такого рода проектирование от простого к сложному поддерживают только системы ADEM, КОМПАС-график, Autocad, T-FLEX, Solid/Edge (Intergraph).

Ряд авторов (например, [1-Аронов]) показывают, что проектирование (прогнозирование) функциональных элементов (проточная часть, ступени, межлопаточные каналы...) ведется сверху вниз, а конструирование (построение из материала) элементов конструкции ведется снизу вверх. При этом известны работы по классификации конструктивных схем и типовых конструкторских элементов [103].

Современные CAD/CAM/CAE и PDM технологии позволяют повысить производительность работы проектировщиков ГТУ и сократить количество ошибок, увеличивающих сроки доводки. Однако это требует изменений в методологии проектирования и конструирования. Новые возможности позволяют предложить метод последовательной проработки конструкции параллельно с функциональным проектированием ГТУ, путем упорядоченного поэтапного учета требований к конструкции (обеспечения кинематики, возможности сборки-разборки, минимизации массовых характеристик и обеспечения прочности, организация уплотнений и т.д.). На этом основании может быть предложена методология конструирования (с разработкой соответствующего конструкторского приложения). По своей сути она представляет виртуальную технологию изготовления модели ГТУ из легкообрабатываемого материала (ЛОМ), технологию сборки и поэтапной модификации этой модели. В основе этой технологии лежит механизм ссылок, имеющийся в развитых CAD/CAM системах. Благодаря ему, возможно создавать упрощенные твердотельные модели, затем, путем ссылок, формировать для них ответную часть - типа матрицы в пресс-форме. На следующем шаге элементы более детальной модели вписываются в геометрическое пространство этой ответной части предыдущей модели (например, диски в контур втулки ротора). На отдельных этапах удобнее применять не замещение упрощенного элемента конструкции набором более детальных, а его модификацию, добавления к нему детальных элементов (например, к упрощенной модели диска добавляются элементы проставок с лабиринтными уплотнениями или, наоборот, вырезаются пазы для замков лопаток). Таким образом, конструирование превращается в виртуальную технологию изготовления.