Выдвинутый тезис

должен быть четко сформулированным и оставаться одним и тем же на протяжении всего рассуждения, не подменяться и не искажаться в пы­лу спора;

не быть чересчур категоричным;

не смешивать собирательный и разделительный смыслы (как, например, в утверждении: «Что хорошо для фирмы, хорошо и для рабочих фирмы...»

Спорящие, да и следящие за спором, иногда забывают, что кажущиеся противоположными (полярными) мнения могут быть оба неверными, могут быть совместимыми.

«Трудно с тобой, и легко. И приятен ты мне, и противен. Жить я с тобой не могу. И без тебя не могу».

(Римский поэт Марциал).

Конечно же, законы логики нарушаются чаще нечаянно, а не сознатель­но, просто от распространенного «логического бескультурья». Подмена те­зиса может происходить очень незаметно. И причин тут множество: начиная от простой поспешности, небрежности формулировок, их приблизительнос­ти из-за от смутного представления о предмете разногласий, до недооценки некоторых вещей: например, многозначности понятий, неумения вдуматься в объем и расширительный смысл сказанного.

Интересны причины логических ошибок с точки зрения психологии. Всему виной, оказывается, могут быть эмоциональные помехи, возникающие в процессе спора, и «общечеловеческие грехи»:

заинтересованность в определенном выводе («Сам себя подталкивает...»);

предубеждения;

предрассудки;

«окостенение» (Упорно и тупо «стоит на своем»...);

дилетантство («Замахнулся...»);

чрезмерное преклонение перед чьим-либо авторитетом (или убежден­ность в собственной непогрешимости — «Я не могу быть неправым!»).

Нежелание и неумение слушать другого — пожалуй, главная беда, распространенное в массе общества явление. Отсюда — наивно не замеча­емые логические ошибки и подтасовки, разгул демагогии в публичных деба­тах, в том числе и тех, в которых принимают участие журналисты.

Как-никак, а оппонент — это неудобство, дискомфорт. Что-то режу­щее слух, заявляющее свои права, чуть ли не оскорбительно покушающее­ся на святость твоих чувств и мнений. В том и трудность, что надо пред­положить в другой стороне ту же святость чувств и убеждений, то же право на правоту. Нам не всегда приходило в голову, что если человек ша­гает не в ногу, это не обязательно плохой человек.

(«Баллада о разных мнениях», — «Известия», 1998).

Вступая в полемику, важно постараться увидеть предмет с разных точек зрения, и четко определять отправной момент дискуссии.