Выдвинутый тезис
должен быть четко сформулированным и оставаться одним и тем же на протяжении всего рассуждения, не подменяться и не искажаться в пылу спора;
не быть чересчур категоричным;
не смешивать собирательный и разделительный смыслы (как, например, в утверждении: «Что хорошо для фирмы, хорошо и для рабочих фирмы...»
Спорящие, да и следящие за спором, иногда забывают, что кажущиеся противоположными (полярными) мнения могут быть оба неверными, могут быть совместимыми.
«Трудно с тобой, и легко. И приятен ты мне, и противен. Жить я с тобой не могу. И без тебя не могу».
(Римский поэт Марциал).
Конечно же, законы логики нарушаются чаще нечаянно, а не сознательно, просто от распространенного «логического бескультурья». Подмена тезиса может происходить очень незаметно. И причин тут множество: начиная от простой поспешности, небрежности формулировок, их приблизительности из-за от смутного представления о предмете разногласий, до недооценки некоторых вещей: например, многозначности понятий, неумения вдуматься в объем и расширительный смысл сказанного.
Интересны причины логических ошибок с точки зрения психологии. Всему виной, оказывается, могут быть эмоциональные помехи, возникающие в процессе спора, и «общечеловеческие грехи»:
заинтересованность в определенном выводе («Сам себя подталкивает...»);
предубеждения;
предрассудки;
«окостенение» (Упорно и тупо «стоит на своем»...);
дилетантство («Замахнулся...»);
чрезмерное преклонение перед чьим-либо авторитетом (или убежденность в собственной непогрешимости — «Я не могу быть неправым!»).
Нежелание и неумение слушать другого — пожалуй, главная беда, распространенное в массе общества явление. Отсюда — наивно не замечаемые логические ошибки и подтасовки, разгул демагогии в публичных дебатах, в том числе и тех, в которых принимают участие журналисты.
Как-никак, а оппонент — это неудобство, дискомфорт. Что-то режущее слух, заявляющее свои права, чуть ли не оскорбительно покушающееся на святость твоих чувств и мнений. В том и трудность, что надо предположить в другой стороне ту же святость чувств и убеждений, то же право на правоту. Нам не всегда приходило в голову, что если человек шагает не в ногу, это не обязательно плохой человек.
(«Баллада о разных мнениях», — «Известия», 1998).
Вступая в полемику, важно постараться увидеть предмет с разных точек зрения, и четко определять отправной момент дискуссии.