Каркасные модели

D моделирование

3D системы обеспечивают такую дисциплину работы с 3 координатами, при которой любой изменение одного вида автоматически приводит к соответствующим изменениям на всех остальных видах.

Последовательность построений может быть следующей: сначала строится 3D вид, а затем автоматически генерируются 2D виды. Некоторые системы способны преобразовывать сборочные чертежи механизма ортогональной проекции в 3d вид этого изделия в разобранном состоянии.

3D особо успешно применяется для создания сложных чертежей при проектирование размещения заводского оборудования, трубопроводов, различных строительных сооружений.

Неоценимо 3D там, где нужно обеспечить адекватные зазоры между компонентами. Возможность генерировать траектории движения инструмента и имитация функционирования роботов делает 3D моделирование неотъемлемой частью интеграции CAD/CAM/АСТПП. В некоторых системах 3D имеются средства автоматического анализа физических характеристик, таких как вес, моменты инерции и средства решения геометрических проблем сложных сопряжений и интерпретации. Поскольку в 3D системах существует автоматическая связь между данными различных геометрических видов изображения, 3D моделирование полезно в тех приложениях, где требуется многократное редактирование 3D образа на всех этапах процесса проектирования.

Методы 3D моделирования делятся на три категории:

1) каркасные (проволочные)

2) поверхностные (полигональные)

3) твердотельные (сплошное, объемное моделирование)

Каркасная модель полностью описывается в терминах точек и линий. Это моделирование самого низкого уровня. Имеет ряд серьезных ограничений, большинство из которых возникает из-за недостатка информации о гранях, заключенных между линиями и невозможности выделить внутреннюю и внешнюю область изображения твердого объемного тела. Однако каркасная модель требует меньше памяти и вполне пригодна для решения задач, относящихся к простым. Каркасное представление часто используется не при моделировании, а при отображении моделей как один из методов визуализации.

Широко используются для имитации траектории движения инструменты, выполняющие несложные операции обработки деталей по 2,5 или 3 осям. "2,5 оси" - более простые системы могут моделировать формы только с постоянным поперечным сечением. Такую форму можно построить следующим образом: сначала вводится вид (X,Y), а затем любой точке приписывается третья координата, характеризующая глубину изображения. Такие формы относятся к так называемым "2,5 геометрии".

Ограничения каркасной модели:

1) Неоднозначность

Это эффект может привести к непредсказуемым результатам. Нельзя отличить видимые грани от невидимых. Операцию по удалению невидимых линий можно выполнить только в ручную с применением команд редактирования каждой отдельной линии, но результат этой работы равносилен разрушению всей созданной каркасной конструкции, т.к. линии невидимы в одном виде и видимы в другом.

2) Невозможность распознания криволинейных граней

Боковые поверхности цилиндрической формы реально не имеют ребер, хотя на изображении есть изображение некоторых мнимых ребер, которые ограничивают такие поверхности. Расположение этих мнимых ребер меняется в зависимости от направления вида, поэтому эти силуэты не распознаются как элементы каркасной модели и не отображаются на них.

Чтобы пытаться представить криволинейные грани, проводят продольные … прибегают к ряду условностей (интерпретируя поверхность цилиндра плоскими гранями). Формируется условное изображение объекта. Наличие несущих линий может внести еще больше путаницы в чертеж, который и так уже полон неоднозначностей.

3) Невозможность обнаружить взаимное влияние компонентов.

Каркасная модель не несет информации о поверхностях, ограничивающих форму, что обуславливает невозможность обнаружения нежелательных взаимодействий между гранями объекта и существенно ограничивает использование каркасной модели в пакетах, имитирующих траекторию движения инструмента или имитацию функционирования робота, так как при таком моделировании не могут быть выявлены на стадии проектирования многие коллизии, появляющиеся при механической сборке.

4) Трудности при вычислении физических характеристик.

5) Отсутствие средств выполнения тоновых изображений.

Основным принципом техники выполнения тоновых изображений, т.е. обеспечение плавных переходов различных цветов и нанесение светотени, является то что затенению подвергаются грани, а не ребра.