Возрастные особенности
Признаки суицидальной угрозы
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ | СЛОВЕСНЫЕ | ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ |
Внезапные изменения в поведении | Уверения в беспомощности и зависимости от других | Амбивалентность |
Рискованные поступки | Прощание | Беспомощность-безнадежность |
Употребление алкоголя и наркотиков | Разговоры, шутки о желании умереть | Переживание горя |
Посещение врача без очевидной необходимости | Сообщение о конкретном плане суицида | Признаки депрессии: нарушение сна, аппетита, возбудимость, печаль, грусть, изоляция. |
Нарушение дисциплины и качества работы/учебы | Высказывания самообвинения | Агрессия, гнев, враждебность в т.ч. к себе |
Расставание с дорогими предметами | Двойственная оценка значимых событий | Вина, ощущение неудачи, поражения |
Приобретение средств для совершения суицида | Медленная, маловыразительная речь | Чрезмерные опасения, страхи |
Подведение итогов, приведение дел в порядок | Чувство никчемности, малозначимости | |
Пренебрежение внешним видом | Рассеянность, растерянность |
Дети | Не до конца понимают что-такое смерть. Своего рода игра, сон, отъезд. |
Подростки | Чаще всего демонстративный характер. С/во не всегда связанно с собственной личностью, отрицают ее для себя. Число завершенных попыток – 1% от всех. Совершая с/во не планируют смерть. 50% суицидов на фоне острой аффективной реакции. Предпосылки: психические расстройства, депрессия, склонность к бунту, непослушание, злоупотребление алкоголем, протестная реакция, стремление наказать других. |
Практические приемы помощи:
- выслушивание (объяснение причины решения, терапевтические вопросы, направленные на поиск выхода из ситуации);
- банализация (снятие исключительности: «у многих существуют подобные проблемы, однако они находят решение»)
- эстетический прием (рассказать как человек будет выглядить после самоубийство);
- напоминание о детях, семье, родителях;
- взгляд из будущего (обесценивание ситуации в масштабах жизни);
- взвешивание (плохое и хорошее);
- контрастирование (сравнение положения клиента с тем что происходит у других людей);
- использование имеющегося опыта в решении проблем;
- уверенность в потенциале (работа с самооценкой, преободрение, внушение потенциальных возможностей справиться);
- доведение до абсурда («что измениться, когда ты совершишь самоубийство?»);
- провокативный метод (?) (элементы обвинения, заставить человека оправдаться);
- позитивное будущее (терапия надеждой, трудности как временное явление, испытание во имя чего-то);
- структурирование/ранжирование (перебрать решение проблемы, проранжировать их по 10 бальной системе);
- помощь другим;
- расширение круга интересов.
Купание:
1) проводится в присутствии члена администрации, врача, плаврука, вожатых,
2) заранее определяются дети, которые не умеют плавать,
3) пред входом и при выходе из воды проверять количество детей,
4) обязательно присутствие одного вожатого в водоеме у знаков ограждения, а второго на берегу.
Выход за территорию:
1) осуществляется только с разрешения администрации,
2) планируется заранее,
3) инструктаж о правилах поведения,
4) продумывание досуговой деятельности,
5) информирование о приходе.